«Дочь не желала даже слышать»: чем обернулась влюбленность в 43 года для оперной дивы Елены Образцовой

Говорят, что 40 лет – еще молодость. Но всему свое время, и ярые чувства в таком возрасте смотрятся со стороны странновато, кто бы что ни говорил.

Не раз замечала по жизни, что самые мудрые люди выходят замуж/женятся удачно с первого раза. А когда начинаются поиски себя у зрелых людей, когда уже за 40, – это уже что угодно, но не мудрость.

Даже если сделать скидку на нравы времени… Сейчас у нас нравы очень разнузданны, скрепами только прикрываются, но сами живут как Бог на душу положит. И все равно, даже в наше время, когда зрелые люди устраивают личную жизнь, это предается огласке.

Что уж говорить о позднесоветском периоде, когда нравственные «оковы» были гораздо прочнее, чем сейчас. В общем, мое мнение таково, что всему свое время, и влюбленности после 40-ка – затея так себе.

Вообще, слово «любовь» Елена Образцова трактовала широко. Елена Васильевна была очень привязана к своим собакам. Их у нее было четыре. Каждой досталось имя оперных персонажей: Кармен, Мюзетта, Мишель и Манон.

Самая старшая из них, Кармен, и сама была артисткой. Театральное руководство пошло навстречу Елене Васильевне и разрешило выходить на сцену с собачкой. Искренняя, открытая, явный экстраверт – Елена Васильевна находила общий язык с любым. Но не со своей родной дочерью.

Елена Образцова родилась в Северной столице. День рождения девочки выпал на 7 июля 1939 года, она смогла пережить и на всю жизнь запомнила блокаду Ленинграда. После эвакуации было много переездов, потом отец Лены получил должность главного конструктора на таганрогском заводе «Красный котельщик».

Там, в Таганроге, Елена окончила муз школу. Потом было поступление в Ростовское музыкальное училище, из которого студентка перешла в Ленинградскую консерваторию им. Николая Римского-Корсакова.

Надо сказать, что отец был технарем по складу мышления и не верил в то, что дочь сможет заработать себе на жизнь пением. Считал вокал занятием несерьезным. «Ну и будешь петь в кинотеатрах перед сеансами, поздравляю!»

О, как же он ошибался!…

В 1963-м состоялось ее первое выступление на сцене Большого театра в опере Мусоргского «Борис Годунов». А уже в 1975-м Образцова выступала с этой партией перед американской публикой, и ей аплодировали стоя и не хотели отпускать примадонну со сцены.

Еще в молодости певица связала личную жизнь с Вячеславом Петровичем Макаровым. Будучи по образованию физиком-теоретиком, Макаров занимал должность доцента в «Бауманке». Этот союз был, на первый взгляд, разумным.

Жена творческой специальности, а муж (на радость тестю-технарю) серьезный человек с «важной» работой.

Макаров следил за домом и ждал творческую жену с гастролей. В браке родилась дочь Елена, которую родители обожали и растили в любви и заботе.

Дадим слово сестре Образцовой, рассказ об отношении дочери к матери:

«Лена-маленькая (дочь – прим. ред.) утверждает, что именно ее отец Вячеслав Макаров сделал Образцову тем, кем она стала. Самоотверженно взял на себя ребенка и быт, предоставив сестре возможность заниматься исключительно творчеством.

Это, мягко говоря, неправда. Слава Макаров — кандидат наук, он тоже всегда много работал: в теоретическом отделе Института общей физики РАН, в «Бауманке», где преподавал физику. Когда я разбирала архивы Марьяны (старшей сестры), наткнулась на детское письмо племянницы.

Она пишет тетке: «Папа на работе, мама в театре, я сижу одна…» Конечно, сестра часто подолгу отсутствовала — выступала по всему миру. Но тем самым она хорошо зарабатывала: ее дочь никогда ни в чем не нуждалась.»(с)

Брак артистки и физика продлился 17 лет и закончился неприятным разводом.

Елена Васильевна на момент развода была признанной оперной звездой и ей было 43 года.

Образцова ушла от супруга к другому мужчине, другу семьи, дирижеру Большого театра Альгису Марцеловичу Жюрайтису. Коллеги посудачили и забыли. А вот самой злопамятной и недовольной оказалась… внезапно, родная дочь. Тот случай, когда посторонние люди и коллеги относятся снисходительнее и добрее.

Образцова боролась… Звонила, объясняла, умоляла. Но Елена-младшая слышать о том, что “в жизни так бывает», не желала. Елена Васильевна так переживала, что напрочь потеряла голос.

Дочь смягчилась к матери только через несколько лет.

«Я за свою любовь дорого заплатила, но я не жалуюсь…» (с)

Снова обратимся к воспоминания сестры:

«Племянница — человек довольно специфический. Ей скоро пятьдесят, но она до сих пор эльф — играет в ролевые игры толкинистов. Эльфы — самые умные и вечно молодые, им никто не указ. Так Лена-маленькая, видимо, себя и ощущает, руководствуясь по большей части только собственными желаниями.

Вначале училась в МГУ на факультете журналистики. Бросила. Потом поступила в «Гнесинку». Уехала в школу Монтсеррат Кабалье, с которой сестра была очень дружна. В Испании отлично выучила язык, подрабатывала гидом.

Там же нашла мужа Джорди, красавца-каталонца, Лена-большая называла его «наш мучачо». У них родилась малышка Элиа. Джорди — очередной Ленин супруг. От первого брака у нее есть сын Саша, которому сейчас двадцать восемь лет.»

Альгис сделал свою жену счастливой. Второй брак продлился 17 лет, и закончился трагично. Альгис умер от онкологии в 1998 году. И его уход стал для нее тяжёлым испытанием.

Она прожила 17 лет после смерти мужа. Странная игра цифр: 17 лет в первом браке, 17 лет во втором, и 17 лет одиночества.

«Племянница даже сегодня, после смерти матери, продолжает ковырять старые раны. Не скрою: отношения у нас довольно прохладные. Когда Лены-большой не стало, на даче были уничтожены все фотографии Альгиса. А ведь раньше они были расставлены повсюду.

И при его жизни, и после. Сегодня о них напоминают лишь выцветшие квадраты на обоях да следы от гвоздей. Откуда столько неприязни к человеку, с которым сестра счастливо прожила долгие годы? Возможно, это просто банальная ревность.» (с)

О собственном смертельном диагнозе Елена Васильевна узнала прямо перед выходом на сцену, когда ей стало плохо. Почти сразу она улетела на лечение в Германию, но онкологический процесс был уже запущен, и в Лейпциге она скончалась.

Что для меня стало примечательным в этой истории, так это то, что у Образцовой остался под старость здравый ум, и наследство она оставила дочери, несмотря на все сложности в отношениях, а не приживалам, которые крутились вокруг знаменитости до самой смерти.

Обычно все имущество и коллекции частные попадают не к родственникам (не к детям), которые живут личной жизнью, заняты собственными детьми и работой, и у которых не всегда бывает время денно и нощно быть со своими стариками, и те оставляют все нажитое «бабе Мане», что вертелась вокруг старушки/старичка.

Оцените статью
«Дочь не желала даже слышать»: чем обернулась влюбленность в 43 года для оперной дивы Елены Образцовой
Султанский гарем: почему этих женщин мы воспринимаем не так, какими они были на самом деле