Берия полагал, что ему обязана вся страна. Каждая советская женщина должна была считать за честь отношения с ним. А каждый мужчина должен был перед ним преклоняться. Лаврентий мог поломать жизнь любому.
Но не любой соглашался прогибаться под наркома. Среди тех, кто смел отказать устрашающему наркому, были известные советские красавицы. Эти сильные духом дамы входили в его «особый список мести».
Окуневская в особняке наркома
Особняк в Москве до сих пор именуют Домом Берии по привычке. Именно туда свозили тех дам, которых Лаврентий, пользуясь властью, желал использовать для удовлетворения мужских потребностей.
В этот дом Берия захотел привезти и актрису Татьяну Окуневскую. Он впервые увидел ее вместе со всей страной в «Пышке». С тех пор Берия воспылал к Татьяне страстью. Один раз в Кремль на прием пригласили деятелей культуры.
В списке приглашенных Лаврентий увидел знакомую фамилию нравившейся ему актрисы. Тогда в его голове созрел коварный замысел.
Берия сам решил заехать за артисткой. Она не посмела поначалу отказать и села в авто. Но повез Татьяну Лаврентий не в Кремль, а в свой особняк, где уже был накрыт стол.
Лаврентий сказал артистке, что они приехали к нему для того, чтобы переждать скучную часть выступлений в Кремле. Но после скучной официальной части Берия везти Татьяну на прием в Кремль не планировал.
Перед тем, как привезти к себе артистку, Лаврентий узнал о ней все. Он знал, что ее отца расстреляли за связи с прошлым режимом. Он также знал, что ее бабушка-домохозяйка была репрессирована и казнена просто так, не имея к политике никакого отношения.
У Окуневской не было иллюзий насчет нового режима. Она с презрением смотрела на тех, кто пресмыкался перед новой властью.
Эта информация по расчету Лаврентия должна была сделать Татьяну сговорчивее перед ним. В особняке наркома Татьяна оказалась в ловушке. Лаврентий почти сразу стал теснить артистку к спальне, но строптивая женщина его оттолкнула и попыталась сбежать.
Двери были закрыты. И нарком сказал Татьяне, что выпустит ее, если она выпьет с ним всего один бокал вина.
Таня вино выпила, лишь бы он отвязался от нее, а потом она упала без чувств. Когда актриса очнулась, она осознала, что Лаврентий над ней надругался. Если бы тогда Таня приняла ухаживания наркома, ее судьба не совершила бы крутой разворот. Но Окуневская отказала…
Кстати, телохранитель Берии вел еще один список. Это был перечень женщин, которые соглашались на связь с наркомом. Там было около 150 имен.
Таким любвеобильным был Лаврентий. Впоследствии на своем допросе партиец признал, что такой список у него был. Эту информацию внесли в протокол. Подтвердить уже бывший нарком тогда согласился лишь 62 фамилии.
Певица Русланова
Лидия Русланова впервые вышла замуж в 16. Она родила интенданту сына, а тот сбежал из семьи с цыганкой. Став популярной, Лидия хранила имя своего первого ребенка в строгой тайне. Говорили, что ее первенец скончался, не дожив до месяца после рождения.
Второй супруг Руслановой работал в госаппарате. С ним она провела 9 лет. Когда певица развелась с мужем, его вскоре арестовали и расстреляли. Третьим избранником певицы стал конферансье Гаркави. Именно он познакомил Лидию с обличенными властью людьми.
Певица часто выступала на театральной площадке, прикрепленной к НКВД. И после очередного выступления Лаврентий, положивший на певицу глаз, предложил подвезти ее домой, действуя по своей старой схеме.
Когда Берия в машине положил Лидии руку на колено, она поняла, для чего он взялся подвозить ее домой. Но характер у Лидии был серьезный, тяжелый. Она без лирики и слез просто откинула руку наркома. А потом отчитала его забористыми выражениями. Нарком пообещал Лидии, что она пожалеет о том, что отказала ему.
Артистка Целиковская
Целиковская была звездой послевоенного кино. Поклонники носили артистку на руках, а ее фотокарточки продавались во всех киосках. Конечно, мимо такой артистки не мог пройти и кровавый нарком.
Чтобы заполучить озорную артистку, Лаврентий устроил у себя в особняке закрытый показ фильмов с ее участием. Отказаться от такой «чести» было нельзя. Целиковская осознавала, зачем нарком позвал ее. До нее доходили слухи об этом деятеле.
На закрытом показе Берия с актрисой били не одни, но сидели рядом и, когда погасили свет, Лаврентий положил Людмиле руку прямо на грудь. Реакция артистки была молниеносной — она ударила наркома по физиономии и бросилась бежать.
Людмиле удалось скрыться, а вот вторая артистка, что была на этом показе с Целиковской, провела в пресловутом особняке ночь. До конца дней Людмила так никому и не поведала имя той, что осталась с Берией вместо нее.
Месть за отказ
Нарком был крайне злопамятным человеком. Он не верил в идеалы красных, просто упивался властью, лелея таким образом детские обиды на весь мир.
По старой привычке Лаврентий составил списочек тех дам, что отшили его в грубой форме. Потом он выкроил свободную минутку и принялся за дело: к его услугам был весь уголовный кодекс Советов, а на столе лежали досье на тех несчастных, что просто защищали свою честь.
Окуневскую нарком отправил под арест по формальному поводу. Якобы на закрытых приемах артистка поднимала тосты за тех, кто репрессирован и в лагерях, а потом она якобы называла коммунистов лживыми.
Количество доносов, которое на Окуневскую написали перед ее арестом, заставляло усомниться в их правдивости. Но кто бы стал разбираться, когда за дело взялся сам Лаврентий? В итоге Таня на 10 лет уехала в лагеря.
Сложнее всего мстительному наркому было подобраться к Руслановой. Солдаты, что едва вернулись домой с победой, буквально обожали песни Лидии. Именно Русланова пела в освобожденном Берлине. Но Берия решил не отступать.
Лаврентий захотел арестовать генерала Крюкова, который был близок с маршалом Победы Жуковым. Но Русланова, его жена, стояла у него на пути. На одном приеме Лидия что-то неосторожно сказала Сталину о голодающих родственниках под Саратовом.
И ее дорога за решетку стала широкой тропой. У Берии больше не было препятствий для ее ареста. А народная любовь — дело переменчивое. И Руслановой Лаврентий обеспечил 10 лет лагерей.
В лагере Лидия повстречала Зою Федорову. Эта женщина тоже была жертвой наркома. Две подруги по несчастью крепко подружились. А до того, как они попали в камеру, в застенках свела счеты с жизнью артистка Гаркуша. Она тоже в свое время посмела отказать наркому.
Из всего «списка мести» наркома повезло, пожалуй, лишь Целиковской. У ее мужа-архитектора был властьимущий заступник Микоян. Но даже при таком заступнике Люду долго не снимали в кино, а ее супруг был вынужден на некоторое время скрыться в Армении.
В декабре 1953 женщины, которых преследовал нарком, смогли вздохнуть спокойно. Тот, кто загубил столько душ, сам был поставлен к стенке.