1. Король Кастилии и Леона Альфонсо X (1221-1284), по утверждению современников, парень был не промах. Умный, образованный, начитанный. Народ его любил и даже прозвище ему дал — Альфонсо Мудрый.
Говорят, король всю свою жизнь посвятил интересам королевства, все хотел сделать его краше и влиятельнее.
- В принципе ему это удалось, испанские идальго обожали монарха, ведь все у него клеилось и получалось с первого раза, правда было одно но…
Не везло Альфонсо X с женщинами.
Когда он был совсем маленьким, отец решил женить наследника на дочери короля Наварры, крошечного государства на севере Кастилии. Местный правитель хлопал от радости в ладоши и уже строил грандиозные планы на свадьбе погулять, пока не вмешался французский король.
- Дело в том, что Наварра тогда была вассалом Франции и слово Людовика IX было решающим.
Когда Альфонсо немного подрос, он втюрился в богатую и знаменитую красотку Марию Гильен. Она была на 16 лет старше инфанта, но чем-то особенным покорила сердце наследника. Скорее всего владела секретными техниками обольщения, ведь даже угрозы папаши Фердинанда III не помешали им быть вместе.
- Мария Гильен родила дочь, назвав её Биатрис и на этом, в принципе всё и закончилось.
Альфонсо явно надоело забавляться с немолодой фавориткой, и он бросил её ради новых романов. В конце концов, у красавца-принца всегда найдётся пассия посвежее.
*
- Нагулявшись вдоволь, в 1246 году Альфонсо все же женился. Конечно же не по своей воле.
Избранницей Альфонсо стала десятилетняя (!) девочка Виоланте, дочь короля Арагона Хайме. Понятно, что это был политический ход, но вот наследнику Кастилии на это было плевать.
— И что я с ней буду делать? — с возмущением обратился он к отцу. — Я мужчина в расцвете сил, а вы меня папочка на какой-то малолетней женили!
А ему в ответ:
— Придется немного потерпеть, годков так восемь! Станет Виоланта взрослой, вот тогда все и произойдёт.
Дело в том, что по законам того времени, в силу возраста невесты консуммацию (по-русски первую брачную ночь) решили отсрочить до наступления совершеннолетия инфанты.
- После такого ультиматума Альфонсо не выдержал и объявил отцу, что будет просить у папы римского разрешения на развод.
Консуммация считалась веской причиной, и Фердинанд со сватом пригорюнились.
А делать-то нечего.
В общем Альфонсо через пару дней получил согласие, и первая брачная ночь все же состоялась.
- Целых три года с детьми у супругов ничего не получалось. Виоланта нервничала, но поделать ничего не могла.
В мае 1252 года Альфонсо X занял трон вместо отца и только стал задумываться о разводе, как Виоланту прорвало. Дождался Альфонсо — одиннадцать детей подряд родила ему супруга!
- Видно, наверстывала упущенное. За что он ей, кстати, был в последствии очень благодарен.
2. Жил на земле такой знаменитый греческий философ и эрудит — Аристотель (384 г. до н.э. -322 г. до н.э.). Прославился много чем. Его труды охватывают многие предметы, перечислять которые просто не хватит пальцев на руке.
- Известно также, что Аристотель, считающийся мудрым человеком, был учителем самого Александра Македонского (356 до н.э.-323 до н.э.). Да, да, того самого.
Так вот, в чем суть вопроса.
В свои 16 лет Александр Македонский, как это помягче выразиться, к наукам тяги не имел. Все больше за девчонками ухаживал. А чтобы не тратить деньги на так называемый «конфетно-букетный» период, стал Сашка (наверное в 16 лет так его называли) бегать к местным гетерам.
- Наверняка знаете, были такие барышни «не тяжелого поведения» в Греции.
Да так ему эти новые знакомые понравились, что Македонский бросил учебу, и практически перестал ходить на лекции Аристотеля.
- Ни одному преподавателю такое не понравится. Вот и мудрец решил пристыдить своего ученика.
— Александр, — как-то в разговоре, сказал он строго, — Вы должны учиться, а не с гетерами время проводить. Выкиньте всё дурное из головы и начните заниматься.
Разговор разговором, но в тот же вечер Сашка всё в подробностях рассказал своей возлюбленной, некой красавице Кампасте.
«Ах так! — подумала Кампаспа. — Ну ты у меня ещё попляшешь, я тебе устрою, «мистер» Аристотель!»
- И стала как бы ненароком в школу наведываться, да вертеться перед носом у старика.
А Аристотель (хоть и в возрасте) мужик ведь. Он не смог на это не среагировать. Слово за слово, в общем, в Кампасту мудрец влюбился.
- А та ведь этого только и добивалась. Стала она философом вертеть, как угодно, и дошло до того, что Кампаста потребовала Аристотеля в качестве доказательства его любви, прокатить её верхом на спине.
Именно за этим занятием и застал их однажды Македонский. Увидел и подумал:
«Вот те раз, а ведь не зря говорят — женщина сгубит кого угодно. Ибо сердце ее — силки. Руки ее — оковы! Джае мудрец Аристотель, и тот перед смазливой женщиной не устоял. А уж как он бодрился! Мол, я ученый, мне эти гетеры — до лампочки! Ан нет, дядя! Оказалось, что не до лампочки. Сам попал в капкан».
Одним словом: на словах ты Лев Толстой, а на деле — простой!
3. Ивана IV, известного нам как Ивана Грозного (1530-1584) представлять не имеет смысла. Его все знают. И наши, и заграничные. Молодец, прославился русский царь. О нём можно много рассказывать, ведь столько сплетен, слухов и домыслов написано — закачаешься.
А сегодня расскажу вот о чем…
- В первые годы Ливонской войны (за выход к Балтийскому морю) русские войска успешно давили противника и даже захватили Нарву, которая стала торговыми воротами России на Балтике.
Грозный успешно торговал с Европой до того самого момента, пока в войну не вступили Швеция и Польша.
- Дело в том, что шведы с помощью своего флота стали грабить русские суда и торговцы все чаще приходили к Ивану Васильевичу с челобитной, защити, мол, государь, нет мочи уже терпеть эти издевательства европейские.
Грозный долго думал, чем шведам отплатить. И придумал.
Решил он по старинке действовать, то есть нанять иностранных «спецов».
- Подчиненные Грозного пошукали и нашли одного авантюриста — датчанина Карстена Роде. За свою недолгую жизнь успел Роде побывать и купцом, и капитаном корабля, и даже капером у датского короля Фридриха II.
Словом послужной список Карстена полностью устраивал Ивана Васильевича, а потому они ударили по рукам и Роде отправился в море.
Тут уж шведы заволновались…
За три месяца датчанин сумел захватить 22 шведских и польских судна, а к 1570 году его эскадра боевых кораблей насчитывала 6 вооруженных до зубов судов с полностью укомплектованными экипажами.
- Слава о Роде гремела по всей Европе. Иван Васильевич потирал руки, а шведы и поляки обливались горькими слезами, но…
Никогда не выходит всё гладко.
Неожиданно Дания заключает со Швецией мирный договор. Да, именно та Дания, откуда был родом Роде, и которая ему покровительствовала.
- И всё же, заходя в порты своей родной страны Карстен в душе надеялся, что его Родина не предаст. А зря.
В очередной раз (октябрь 1570) эскадра Роде зашла в порт Копенгагена, для пополнения запасов снаряжения и продовольствия. Роде, не ожидавший подвоха со стороны датских властей, тут же был арестован, команду его разогнали, а всё нажитое конфисковали.
Вот и закончилась история славного пирата, корсара Ивана Грозного, Карстена Роде. Такие дела!
4. Сводный брат Ярослава Мудрого — Мстислав (983-1036) — был крутым бойцом.
Хорошо известен факт, как в 1022 году Мстислав вчистую, одними голыми руками, уработал лидера одной преступной группировки (так называемые «касоги») по кличке Редедя.
Касожский предводитель опрометчиво позвал «рюсского» на поединок: мол, зачем нашим войскам сражаться — давай решим все боем один на один.
Победитель забирает все.
Лидер касогов понадеялся на свою силу (он считался самым крутым бойцом на Северном Кавказе). Но русский оказался неожиданно крепким орешком. Долго боролись два вожака перед строем своих армий.
- Наконец русский князь напрягся, подловил касога и вышел на бросок. Бросок удался. Редедя со всего размаху грохнулся «оземь» и вырубился.
Мстислав добил поверженного противника ножом. (Это не было нарушением правил — дрались они без оружия.
Но проигравшего надо было прикончить — так они и договаривались).
5. Однажды Чарли Чаплин (1889-1977) оказался на тусовке русской эмиграции во Франции, проходившей в одном из фешенебельных отелей Парижа.
На этом «слете» собрались аристократы всех мастей. Туда же пригласили известных певцов, среди которых был Александр Вертинский. По приглашению попал и Чарли Чаплин.
- Надо заметить, что среди всего этого парижского шика, главной достопримечательностью (реликвией) отеля считалась дорогостоящая коллекция бокалов, из которых еще сам Наполеон винишко хлестал!
Ну вот, значит, гуляют эмигранты, пьют дорогое винишко из раритетных бокалов.
Чаплин тоже на грудь принял — и хрясь об пол! Бокал-то ценный, прямо об пол!
Выпили по второй. И снова Чарли бокал об пол!
Администратор отеля аж подскочил на стуле и пулей к Чаплину:
Ты что, мол, нехороший человек, творишь?! Это же раритет! Наша гордость!
Налили третью, Чаплин опять — хрясь! Ещё один бокал крошит.
Ну тут администратор не выдержал и к Вертинскому:
— Александр Николаевич, делай что хочешь, но угомони этого клоуна!
Вертинский подошел и спрашивает:
— Чарли, какого черта ты посуду бьешь? Тебе же сказали — раритет!
Чаплин в ответ виновато:
— А разве у русских так не принято, после каждого тоста бокалы бить?
А Вертинский ему:
— Да ты, брат, деревня ты полная! Стаканы бьют только люди с отсутствием элементарных норм приличия. А русские дворяне да интеллигенты никогда бокалы об пол не били. А у нас только они и собрались. Так что кончай крушить посуду и вообще — сиди тихо, не высовывайся».
В общем-то Чарли Чаплин так и сделал. Сел в уголок и перестал безобразничать.
А Вертинскому респект. Приобщил американскую деревенщину к хорошим манерам!
6. В феврале 1563 года русские войска во главе с самим Иваном Грозным захватили литовский (на тот момент) город Полоцк.
По сообщению немца-опричника Штадена, служившего у Ивана Грозного, «великий князь вывел из города всё [пленное] рыцарство. Их бросили в Двину».
- Но Иван Грозный не ограничился расправой над литовскими офицерами («рыцарством» по терминологии Штадена).
Находясь, видимо, в угаре своеобразного «древнего благочестия», царь Всея Руси решил, заодно уж, и окрестить полоцких иудеев.
- Когда евреи отказались сменить веру, Грозный «велел их с семьями в воду в речную метати, и утопили их» (цитата из Псковской Третьей летописи).
Немец Штаден, который присутствовал при этих событиях, писал, что евреи «предлагали великому князю много тысяч флоринов выкупа» — чтобы их пощадили.
Но, как говорили в советско-польской комедии «Дежавю»:
«Это у вас на Западе все за деньги купить можно. А у нас — все для блага человека!»
В общем, деньги не помогли. Все полоцкие евреи были утоплены в Двине.
Это трагическое происшествие стало источником слуха о поголовном истреблении иудеев в Российской державе в годы правления Ивана Грозного (что, на самом деле, не соответствовало действительности).
Вот что писал иноземец на русской службе— капитан Жак Маржерет — в своих мемуарах:
«Московиты не допускают у себя ни одного еврея с тех пор, как царь Иоанн Васильевич приказал собрать их всех, кто был в стране — и распорядился всех их бросить в воду».