«Грехи матери»

— Уууу, вражина, — жесткий толчок болью врезался в спину. Не удержавшись на ногах, Вика полетела прямо в выгребную яму.

Едва не захлебнувшись, перемазанная, она выбиралась, хватаясь онемелыми пальцами за осыпающиеся края. Злые слезы обиды закипали в глазах.

Совсем не таким должно было быть ее детство. Но большая беда однажды перечеркнула все.

В конце декабря 1946 года перед самым праздником в дверь квартиры актрисы Зои Федоровой позвонили. От этого отрывистого дребезжащего звука сердце начинало биться гулко и часто, но, борясь с собой, Зоя каждый раз спешила открывать. И вздыхала с облегчением. Не они. Не за ней.

Но в этот раз все было иначе. Не снимая сапог, оставлявших мокрые лужицы от таявшего снега, в коридор шагнули мужчины в форме.

— Собирайтесь, поедете с нами.

Вцепившись в маленькую дочь, Зоя рыдала, всхлипывая от ужаса. Ей дали почти год отсрочки, но к тому, что случится, невозможно быть готовым. Невозможно!

После ареста и обысков наступили долгие часы допросов. Зоя ничего не скрывала, знала — до всего докопаются, все вытащат. И не умолчать даже о том, что хотелось бы навсегда вычеркнуть из биографии.

Она родилась в 1909 году в семье простого рабочего, который после революции сделал блестящую карьеру — стал начальником паспортной службы в Кремле. После школы он устроил Зою счётчицей, но она грезила о большем — о сцене.

Казалось, все мечты рухнули, когда в 1927 году молоденькую Зою внезапно арестовало ОГПУ. Совершенно случайно на танцах она познакомилась с симпатичным военным Кириллом Прови, который вскоре был задержан по обвинению в связях с Британией, а за собой потянул друзей и подруг.

Зоя оказалась лишь звеном в длинной цепочке, но и ее могла ждать страшная участь. Однако из 12 человек, арестованных по делу Прови, из застенков вышли на свободу лишь двое. Одной из этих двоих оказалась счастливица Зоя.

Доподлинно неизвестно, возникли ли между ней и чекистами определенные договоренности, но ее жизнь начала складываться вполне удачно. Уже в 1928 году она поступила в театральное училище и, еще будучи студенткой, начала получать первые роли в кино…

Годы учебы текли весело: Зоя вышла замуж актера Леонида Вейцлера, с которым стремительно развелась, предпочтя ему многообещающего кинорежиссера Владимира Раппопорта.

Ее карьера шла в гору: в 1936 году, после выхода на экраны фильма «Подруги», рассказывающего о «красных» санитарках в период Гражданской войны, Зоя проснулась всесоюзно известной актрисой. Даже арест отца, обвиненного в 1938 году в шпионаже в пользу Германии, не оставил на Зое клейма «дочери врага народа».

Ее не отлучили от кинематографа, отдавая главные женские роли. «Ночь в сентябре», «Станица Дальняя», «Фронтовые подруги» — Зоя играла стахановок, колхозниц, медсестер-фронтовичек…»Непотопляемая!» — шептались за спиной.

Действительно, ходили слухи, будто хорошенькая большеглазая актриса приглянулась всесильному Лаврентию Павловичу Берии, который охотно покровительствовал красавицам от искусства. Оттого он не только уберег ее от ареста, но и в 1941 году вернул ей отца — тяжелобольного и изнуренного лагерями, скончавшегося на руках у дочери через три месяца после освобождения.

Однако в обмен на поддержку высокий покровитель не требовал от Зои безусловной верности. Напротив, вероятно, некоторые контакты актрисы даже поощрялись.

По крайней мере, познакомившись в 1945 году на приеме в честь Дня Красной армии с американским военно-морским атташе Джексоном Тейтом, Зоя не могла не понимать, что такие связи могут быть слишком опасны. Ведь когда-то визит ее отца к немцу-врачу перерос в целое дело о шпионаже в пользу Германии.

И все же Зоя легко поддалась захлестнувшим душу чувствам, с головой окунувшись в страстный и бурный роман. Связь привела к беременности, но сообщить о своем положении возлюбленному Зоя не успела: Тейт был в одночасье выслан из страны.

Ощутив сгущающиеся над головой тучи, актриса с ужасом ждала, когда разразится надвигающаяся гроза. Пытаясь избежать катастрофы, она вышла замуж за руководителя оркестра Александра Рязанова, который готов был признать своей ее новорожденную дочь Викторию.

Однако все предупредительные меры не дали результата: в декабре 1946 года Зою арестовали. По приговору, оглашенному в августе 1947 года, она получила 25 лет лагерей с конфискацией имущества.

Пострадала и ее семья: сестру Марию отправили в исправительно-трудовой лагерь в Воркуту, откуда она уже не вернулась, а другую сестру, Александру, — вместе детьми и маленькой племянницей Викой, — выслали на север Казахстана.

Дочь русской актрисы и американского военного росла с печатью «классового врага» — тяжелое детство. Тычки и пинки от жестоких детей — однажды бедную Вику загнали в выгребную яму и она едва сумела выбраться, — косые взгляды взрослых…Пока Зоя отбывала свой срок, ее малышке тоже приходилось расплачиваться за грехи матери.

Лишь со смертью Сталина начался долгожданный «откат»: из ссылок и лагерей возвращались досрочно освобожденные и реабилитированные. В 1955 году оказалась на свободе и Зоя. Заслуги ее высокого покровителя, которому она слала из заключения покаянные письма, в этом не было.

Все ее просьбы…

«Я умоляю Вас, многоуважаемый Лаврентий Павлович, спасите меня! Я чувствую себя виноватой за легкомысленный характер и несдержанный язык. Я хорошо поняла свои ошибки и взываю к Вам как к родному отцу. Верните меня к жизни! Верните меня в Москву! За что же я должна погибнуть?»

…в свое время остались без ответа.

Забрав дочь и вернувшись в Москву, Зоя Федорова поселилась у Лидии Руслановой, с которой сдружилась еще в лагерях. Старая приятельница поднимала старые связи, возобновляла прежнюю дружбу. Она же, вероятно, похлопотала и о Зое.

Актрису вскоре приняли в театральную труппу, стали приглашать и на не слишком значительные роли в кино. Постепенно жизнь налаживалась.

В 1965 году Зоя получила звание заслуженной артистки РСФРС. В середине 1970-х — хорошую трехкомнатную квартиру в доме на Кутузовском проспекте.

Ходили слухи, будто жизненному успеху Зои Алексеевны немало способствовала зародившаяся дружба с эксцентричной Галиной Брежневой, а также налаженные связи с заграницей, — установив переписку с Джексоном Тейтом и сообщив ему о дочери, в 1975 году она сумела добиться эмиграции для Вики, а позже съездила в США и сама.

Надежная ниточка из Советского Союза в Америку, подкрепленная крепкими семейными узами — в 1975 году, через несколько месяцев после приезда, Виктория Федорова вышла замуж за пилота «Пан Американ» Фредерика Пуи, — и поддержанная высоким покровительством сверху, давала широкие просторы для не совсем законных авантюр.

Тонкой струйкой текли на Запад ценные произведения искусства и ювелирные украшения, а обратно в СССР приезжала мечта советских модниц — всё, от элегантных сумочек до ажурных чулочков, хорошо расходившихся среди жен партийной элиты.

«Я видела в ее доме большие бриллианты, картины-подлинники и старинные статуэтки. Все переправлялось за рубеж», — утверждала дальняя родственница Зои.

Понимая, сколь опасны спекуляции, в которых Зоя Алексеевна все глубже и прочнее увязала с годами, она пыталась получить разрешение на выезд к дочери, надеясь, что сумеет обрести в Америке спокойную гавань. Адмирала Тейта уже не было на этом свете, но там жили Виктория и ее сын Кристофер, внук актрисы.

Однако выйти сухой из воды Зое Федоровой не дали. 10 декабря 1981 года ее подруга Маргарита Набокова, обеспокоенная тем, что актриса не открывает дверь, хотя они заранее условились о встрече, позвонила Юрию, племяннику Федоровой.

Когда тот приехал и, воспользовавшись запасным ключом, проник в квартиру, то обнаружил, что пожилую тетушку в кресле с телефонной трубкой в руках.

Как установило следствие, Зоя Федорова была убита выстрелом в затылок. Очевидно, убийцей мог стать лишь тот, кому осторожная актриса доверяла — она была в старом домашнем халате, не принарядившись к приходу гостей, а на двери не обнаружилось следов взлома.

Тем не менее, две чашки, стоявшие на столе, и пирожные на тарелке косвенно подтверждали — здесь был и второй.

Основным подозреваемым стал племянник Юрий, но у него оказалось железное алиби. Другой возможной кандидатуры в «близком кругу» не нашлось. Следствие подозревало, что причиной убийства могла стать «внепрофессиональная» деятельность актрисы.

Ходили слухи, будто на руках у нее были драгоценные камни, подготовленные к вывозу за границу, которые так и не удалось обнаружить.

Кроме того, имели место версии и о том, что Зоя Федорова могла кого-то шантажировать или, наоборот, задолжать немалые суммы. Или, возможно, кто-то очень не хотел, чтобы излишне осведомленная дама все же покинула страну, перебравшись в США.

Так или иначе, вскоре следствие зашло в тупик, а через два года заглохло окончательно. Убийца актрисы, которая уже разменяла восьмой десяток, так и не был найден.

Виктория, дочь Зои Федоровой, не без причин за себя опасаясь, на похороны не приехала. Перечеркнув воспоминания о тяжелом детстве и неспокойной юности, она пыталась жить дальше, отчаянно веря в то, что ее вновь не настигнет расплата грехи матери.

Однако и ей не был предначертан хороший финал: Виктории не стало в 2012 году в 66 лет после длительной и мучительной болезни.

Оцените статью
«Грехи матери»
Мать Дракулы