На вопрос об угрызениях совести, которые вроде бы должна испытывать женщина, разбившая чужую семью, Маргарита Володина отвечает: это не про меня!
Видимо, не слишком у мужчины хорошо шли дела в старой семье, если он принял решение уйти. Такова позиция актрисы.
Какими же радостными были годы обучения во МХАТе, которые помогли забыть тягостные военные годы и воспоминания детства.
Коренную жительницу Ленинграда Маргариту Володину мать воспитывала одна. Лето девочка проводила в деревне под Псковом, у родственников своей няни.
Там в июне 1941 года её застала война.
Рита осталась на несколько лет на правах иждивенки в чужой семье.
За проживание и еду девочка расплачивалась тяжёлым трудом, сидя за прялкой.
За тёмный цвет глаз деревенская ребятня дразнила её еврейкой.
Территория деревни была оккупирована немцами, и девочка каждый день с ужасом ждала, что местные жители донесут на неё.
Война закончилась и Маргарита вернулась в родной Ленинград. Ей повезло — мама осталась жива во время блокады.
Но совсем скоро в доме появился мужчина и принёс беду. В подростковом возрасте отношения с матерью испортились окончательно.
Отчим оказался человеком подлым и меркантильным, написал на женщину донос. Мама оказалась в тюрьме, а дочь врага народа исключили из школы.
Чтобы прокормиться, девочка пошла на склады перебирать полусгнившую картошку. И всё же ей хватило силы закончить вечернюю школу и поступить в школу-студию МХАТ.
Вскоре к девушке пришла любовь.
Её, студентку третьего курса, режиссёр Самсон Самсонов пригласил на роль медсестры Кати в фильме «Огненные вёрсты».
Студентам запрещали сниматься в кино, но Рита обошла все запреты ради обаятельного режиссёра и перспективы сыграть главную роль.
Девушке было 20, Самсонову 32 года. Он был популярен, женат и влюблён в молодую студентку.
На площадке он нежно заботился и опекал девушку. Закрутился роман. Маргарите не были знакомы муки совести.
Она твёрдо знала: из хорошего места люди не уходят!
Слухи о связи женатого режиссёра со студенткой дошли до руководства школы. Володину вызвали в деканат, настаивали на прекращение порочных отношений, которые бросали тень на самый знаменитый в стране театральный институт.
Но девушка отказалась. Вскоре Самсонов развёлся с женой, и счастливая Рита отправилась с любимым в ЗАГС. Решение оказалось для девушки фатальным: её исключили из МХАТа.
Но тогда любовь мужа стоила, по её мнению, больше, чем диплом. Тем более супруг приглашал её на лучшие роли в своих фильмах.
После роли женщины-комиссара в фильме «Оптимистическая трагедия» Володина проснулась звездой. Но вкус славы имел неприятное послевкусие.
Муж ревновал её ко всем мужчинам на площадке: Тихонову, Стриженову, Борису Андрееву. Скандалы и страсти между супругами кипели нешуточные.
Маргарита пыталась урезонить ревнивого супруга, говорила, что старается не поднимать глаз и не смотреть на партнёров по сцене.
Самсонов вспоминал ей тот первый взгляд, который Рита бросила на него и последствия этого взгляда.
Фильм имел громкий успех. Когда Володина собиралась в Канны на кинофестиваль, она видела себя на сцене со статуэткой, которую ей вручают как лучшей актрисе.
Актриса специально для мероприятия пошила роскошное платье а-ля Голливуд. Однако руководящие чины Госкино решили так: нельзя потакать начинающей актрисе и взращивать в ней гордыню.
Главный приз получит сам фильм, а не отдельно взятая женщина. Маргарита была подавлена и разочарована.
В 1969 году она снялась в ещё одной яркой и удачной картине мужа «Каждый вечер в одиннадцать». Но брак сохранить не удалось.
Супруги развелись, причину развода оба решили не афишировать. В книге-воспоминаниях «Откровение» актриса вскользь упомянула, что Самсонов долго оттягивал неизбежность их разрыва и даже лёг в отделение психиатрии, откуда его, кстати, забирала Володина.
Нет ничего странного в том, что Самсонов перестал снимать бывшую жену в своих проектах.
Когда та пришла просить его о помощи в продвижении, в ответ услышала массу грубых и неприятных слов.
И, естественно, отказ. Больше того, работать с актрисой отказались и Олег Ефремов, и Станислав Ростоцкий.
Маргариту переполняла обида. Возможно, в чём-то она была виновата, но такого резонанса точно не ждала.
В 1975 году Тодоровский пригласил её на роль в «Последней жертве». Сценарий фильма актрисе не понравился, но режиссёр не хотел слушать доводы и просьбы Володиной переписать не понравившиеся ей сцены.
Пришлось Маргарите обратиться за помощью к самому директору «Мосфильма». Не сложно понять, что чувствовал Тодоровский, а Володина прокомментировала, что в её силах было настоять на другом режиссёре, но она не сделала этого!
Конечно, слова актрисы дошли до ушей Тодоровского.
Маргарита не прекращала попытки найти себе место в каком-либо театре. Наконец, ей удалось устроиться в Театр киноактёра.
И вновь промах.
Большая часть коллег была мало востребована, о других зрители и вовсе позабыли.
От популярного некогда театра остались лишь воспоминания.
На гастролях труппа собирала скромные овации, однако Володину зрители любили и принимали громкими аплодисментами.
Коллеги ревновали к успеху и открыто злились.
Маргарита вспоминала, как при входе в гримёрку Лидия Смирнова, сидя перед зеркалом, встречала её язвительными комментариями и обзывала унизительными словами.
Нонна Мордюкова порой ласково принимала актрису, грубовато называя Маргошкой, а порой делала вид, что вовсе не замечает её.
Проходило время, неприятности копились, как снежный ком. Второй муж Маргариты Володиной, на первый взгляд, казавшийся порядочным и глубоко влюблённым человеком, оказался аферистом.
Через пять лет выяснилось, что мошенник проворачивал незаконные схемы, прикрываясь именем знаменитой супруги.
Муж-аферист прошёл по делу так называемой «бриллиантовой афёры», которая была связана с именем актрисы Зои Фёдоровой.
И после заключения супруга под стражу его подельники пытались забрать у Маргариты остатки её драгоценностей.
Затем случилась серьёзная инфекционная болезнь. В тяжёлом состоянии актрису госпитализировали.
Врач, который помогал спасать Володину, влюбился в неё.
Вскоре они поженились.
Брак стал самым счастливым, но и самым коротким в жизни Маргариты.
Мужа не стало буквально через год от сердечного приступа.
Всё произошло так быстро, что мужчину даже не успели довезти до больницы.
В 90-х годах актриса жила совсем скудно. Работы не было, перспектив — никаких. Дочь актрисы — мать-одиночка, вместе с маленьким внуком эмигрировала во Францию.
В арбатской квартире Володиной после отъезда близких царила атмосфера тоски и безысходности.
В 1994 году актриса навсегда уехала из страны.
Почти 30 лет живёт в маленькой студии, в Париже, рядом с родными и близкими ей людьми.
Кино, суета, Каннский фестиваль, мужчины — всё осталось в прошлом.
Сегодня для 90-летней актрисы важны лишь счастье и здоровье близких и ежедневные службы в крохотной православной церковке возле дома.