Бабушка целой династии
Молодое поколение знало её как бабушку телеведущего Ивана Урганта, а «старое» — как Зою из «Белорусского вокзала», которая олицетворяла женское лицо войны. 3 декабря 2021 года Нины Ургант не стало.
Она жила в Петербурге на набережной Крюкова канала, в хорошо обставленной трехкомнатной квартире — спасибо любящему сыну Андрею и внуку Ивану. Ургант действительно была необычайно счастливой, если не говорить о болезнях, которые мучают практически каждого пожилого человека.
Военное детство
Многие знают актрису Нину Ургант как исполнительницу военных ролей. Это было практически ее амплуа. Часто спрашивали: как вам удаётся исполнить роль так, чтобы зритель не просто поверил, но еще и начал сопереживать?
В такие моменты актриса закрывала на мгновение глаза и вспоминала свое детство. Оно прошло в латвийском городе Даугавпилсе, куда назначили на службу ее отца, майора ННКВД. Только семья переехала, как началась война, город оккупировали. Глава семьи отправился на фронт, а мать, Нина и ее братья, сестры, остались в Даугавпилсе.
В городе было страшно, но Ургантам откровенно везло. Несмотря на то, что младшее поколение было детьми чекиста, их не раскрывали, а помогали. Например, саму Нину часто прятала у себя в подсобке местная дворничиха, когда к ним в дом приходили.
Однажды на глазах у Нины немцы убили маленькую еврейскую девочку. Самой Ургант было всего 11, погибшая — почти ровесница. Нина стояла словно вкопанная, а потом от избытка чувств потеряла сознание. Как девочке удалось убежать оттуда, она и сама не помнила, но эта картина навсегда осталась перед глазами.
Вернуться к учебе получилось только после окончания войны и освобождения Даугавпилса. В школе ее тут же прозвали Нинка-артистка — девочка учувствовала в школьных концертах, выразительно читала стихи, играла на гитаре и пела.
Казалось бы, уже тогда было понятно, что эта девчушка станет актрисой, но нет: сама Нина в себя слабо верила. А потому, когда пришло время подавать документы, решила поступать сразу в несколько учреждений, из которых только одно было театральным.
Самое удивительное, что приняли Нину именно туда — в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского. Это была судьба!
Ургант окончила его в 1953 году и по распределению попала в Ярославль, в знаменитый Волковский театр. Поработав там года, начинающая актриса решила ответить на приглашение Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, тем самым навсегда связав свою жизнь сначала с Ленинградом.
Гениальные роли, но какой ценой?
В театре Нина Ургант всегда была на первых ролях. Около двадцати совершенно разных персонажей сыграла актриса, прежде чем перейти в Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина — будущий Александрийский.
Первое время актриса довольствовалась только игрой на сцене, но позже к ней стали поступать и кинопредложения.
Первые работы не оставили заметный след, однако все изменилось после того, как на экраны вышел «Белорусский вокзал» (1970). Изначально роль Раи, любившей комбата, делили между Ией Саввиной и Инной Макаровой, но в конце концов она досталась Ургант.
Персонаж актрисы был далеко не главным, но именно кадр с ее Раей стал визитной карточкой фильма. Ведь это именно она исполнила под гитару песню Булата Окуджавы с пронзительными строками: «Нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим».
Нине Николаевне вообще удавались военные роли. Она была в них настолько органична, что участники Великой Отечественной войны не раз принимали ее за свою однополчанку. Конечно, каждая подобная роль давалась актрисе огромным трудом.
Порой в ходе подготовки она сбрасывала десять, а то и пятнадцать килограммов — так волновалась за конечный результат.
А режиссеры уже даже не подсказывали ей, как именно сыграть трагические сцены. Казалось, Урган знала все сама. К примеру, в картине «Я родом из детства» (1966) ее героиня Люся получает похоронку на мужа в День Победы. Держа листок в руках, Урган идет, быдто слепая, по поленьям во дворе. Задыхается, падает на колени, снова поднимается. Сцена сыграна гениально!
А расплачивалась за это Нина Николаевна в итоге своим здоровьем. После съемок Ургант попала в больницу на два месяца — на нервной почве у актрисы отнялись руки.
Нервный срыв последовал и после окончания работы над фильмом «Сыновья уходят в бой» (1971), в котором Ургант сыграла мать, потерявшую в оккупации двоих сыновей. Позже Нина Николаевна скажет:
«Все роли я пропускала через себя».
Любимый внук Ваня
По своей сути Нина Николаевна всегда была одиночкой, несмотря на три брака за плечами. Более всего известен ее первый союз — с актером Львом Милиндером. Именно в нем в 1956 году родился сын Андрей. Много лет спустя на свет появился внук Иван.
С Милиндером актриса развелась, позже вышла замуж за другого актера — Геннадия Воропаева. За ним был Кирилл Ласкари, артист балета и по совместительству брат Андрея Миронова. Сам Миронов был частым гостем в семье Урган.
Помимо него, на чай или чего-нибудь покрепче захаживали Владимир Высоцкий, Алла Покровская, Иван Краско. В доме всегда царила творческая атмосфера, которую впитывал как сын Нины Николаевны, так и ее внук.
Ванечку она буквально обожала! Часто приезжала за ним в детский сад на своих модный красных «Жигулях»; актриса знала, какой эффект этот транспорт производит на дошколят т воспитателей. Водила авто Ургант сама и делала это с большим мастерством.
Ваня часто гостил у бабушки. Она разрешала ему из варенья делать замысловатые коктейли и подкармливать ее бродячих котов, которых около подъезда Нины Николаевны всегда было немерено. Ургант-младший, в свою очередь, всегда трепетно относился к мнению бабушки.
Как-то раз он пригласил ее на спектакль «Бешеные деньги» со своим участием. Актриса разместилась в ложе помощника режиссера и во время действия была чрезвычайно серьезна.
А в конце «подбодрила»: «Нет, Ванята, это не победа. Но зато как ты кланялся!»
Когда «Ванята» вырос, он поменял бабушкину двушку на более просторную трешку и часто заезжал к ней в гости, когда бывал в Петербурге. А звонил и вовсе каждый день, чтобы Нина Николаевна, не дай Бог, не почувствовала себя одинокой. В 2008 году Иван даже назвал одну из дочерей в честь любимой бабушки.
С улыбкой на лице
Нина Николаевна всегда вела активный образ жизни, но в 2011 году ей пришлось замедлиться. Сначала появился шум в голове, потом стала подводить память.
Спустя несколько лет, в 2014-м, врачи поставили диагноз — болезнь Паркинсона. К этому моменту Урган стала забывать многие вещи, быстро уставала. В дополнение ко всему, у актрисы страшно болел позвоночник — с этой болью актриса просыпалась каждое утро. Любимый внук отправлял бабушку к израильским врачам, но те лишь разводили руками.
Говорили, что оперировать в таком возрасте опасно, нужно просто терпеть, как-то с этим жить. И нина Николаевна терпела — как всегда, с улыбкой на лице. Правда, оптимизма становилось все меньше. Когда журналисты позвонили поздравить ее с 85-летием, она честно призналась, что чувствует себя неважно и молит лишь об одном — чтобы окончательно не потерять рассудок.
На даче в Грузино, где прежде собиралась вся труппа Александрийского театра на посиделки, Ургант в последние годы не появлялась. Вскоре и вовсе перестала выходить из квартиры. За ней присматривала сиделка. Однажды женщина пришла к актрисе и обнаружила ее на кровати бездыханной.
Растерявшись, зачем-то позвонила в полицию вместо скорой. Хотя врачи бы тут уже не помогли. Нина Ургант скончалась.
На смерть Нины Николаевны внук Иван отреагировал так: «А что писать? Особенно и нечего. 92 года. Сами все понимаете…» — начал он издалека. А потом, будто не сумев сдержать эмоции, спросил в никуда: «Почему только она меня выбрала?»
И вспомнил, как самозабвенно любила его бабушка — брала с собой в театр и на концерты, вела задушевные беседы, укладывала спать. По его признанию, нигде и никогда ему не спалось так сладко, как у нее.