Блохоловочка

Зачесалося все, ох, и зачесалося! -Ванька, зови скорее блохоловочку мою! — взмолилась барыня. — Моченьки нету терпеть!

Ванька бросился в сени, и тут же в покои вбежала востроносенькая симпатичная девчонка-крестьяночка.

В ножки барыне поклонилась, а потом упала к ее ногам, зашуршала складками платья. Началась работа блохоловочки-то!

В Российской империи блохоловками называли крестьянских девушек, которые ловили барам блох. Ежели сенная была мастерицей этого дела — цены ей не было. Уж больно жестокими были звери-то, уж больно крепко кусались.

Кроме того, блохоловками называли и специальные коробочки из дерева, слоновой кости или керамики, которые использовали для ловли кровососущих насекомых. Мода на такие коробочки пришла к нам из Европы, а в Европу — из Китая.

В коробочку помещали кусочек материи, пропитанной медом, душистой смолой или же собственной кровью. Блохи устремлялись в коробочку и прилипали к приманке.

Блохоловки были самых разных видов и размеров: большие были рассчитаны на целую комнату, маленькую коробочку величиной с лесной орех, можно было спрятать в одежде или в пышной прическе дамы.

Вот только помогали банки-ароматницы очень слабо: всем приманкам, даже самым душистым и привлекательным, блохи предпочитали кожу человека, под которой скрывался столь любимый паразитами теплый напиток.

Причем, с отсутствием гигиены наличие кровососущих насекомых напрямую не было связано. В России бани были в каждом богатом доме, в Европе, после закрытия общественных бань из-за эпидемии дурной болезни, аристократы с XVII столетия мылись в ваннах. Тем не менее, блох было множество.

Виной всему — костюмы и прически. Шерстяные, плотные камзолы, рубахи из натуральных тканей, большие шляпы. Все это потело, пачкалось, а стирать одежду было сложно, долго и затратно.

Дамские высокие прически, которые зачастую скрепляли при помощи бараньего жира и сохраняли на протяжении длительного времени, создавали райские условия для блох.

С XVI века в европейскую художественную культуру прочно вошел образ молодой дамы, ловящей блох. Иной раз красавице оказывает помощь в этом деле супруг или любовник. Стихов, гравюр, картин, посвященных ловле кровопийц, сохранилось множество.

В XVIII веке во Франции вошел в моду «романтический» обычай — хранить в специальной роскошной коробочке блоху, собственноручно изловленную на изгибах своей дамы. По слухам, у поэта и неутомимого ловеласа Жака де Барро была коробочка с блохой, снятой со знаменитой куртизанки Марион Делорм.

Для поэта было совершенно обычным делом высказать зависть к блохе, ночующей в постели дамы его сердца.

В Российской империи, осознав бесполезность костяных блохоловок, представители аристократического сословия предпочитали блохоловок живых, коими чаще всего становились крестьянки. У иных русских помещиц был целый штат сенных девушек, в чьи задачи входило копошиться в голове (и не только) у барыни, искать зловредных насекомых.

Крестьяне, конечно, обходились своими силами. Русский историк и этнограф Александр Николаевич Минх в своих путевых заметках писал:

«В избе сидели мужик и баба, в натуральном виде, и занимались ловлей блох, нимало не стесняясь, — так принято и ничего здесь нет предосудительного».

И в другом месте:

«Баба деревянным гребнем, употребляемым для расчёски льна, роется в голове другой, а частое щёлканье доказывает изобилие насекомых в волосах наших русских женщин».

У Минха же содержится рассказ о девочке-блохоловочке, сенной одной тамбовской помещицы. Ох, и мастерица была блох ловить! За то барыня ее ценила, наотрез отказывалась продавать.

Как сложилась судьба девочки, история умалчивает. Если долго прожила добрая барыня, то и крестьянке было неплохо. Блох ловить — это все же не в поле пахать.

Оцените статью