Две светские дамы, две блестящие красавицы, одетые в простые льняные рубахи, держались прямо. Им предстоял долгий путь в Сибирь. «Злоумышляли против императрицы», — гласила официальная версия. Но Анна Бестужева и Наталья Лопухина качали головами. Им просто не повезло. Заговор был придуман их недругами на совершенно пустом месте.
В 1741 году на русском престоле утвердилась дочь Петра Великого, Елизавета. Расчищая дорогу к трону, она отправила в ссылку малолетнего императора Иоанна Антоновича, вместе с родителями. Самых близких соратников «брауншвейгской династии» выслали в Сибирь. Любой, кто выражал сочувствие предыдущим правителям, мог попасть под горячую руку.
Две подруги и светские красавицы, Анна Бестужева и Наталья Лопухина, имели основания быть недовольными новой императрицей. Лопухины потеряли должности и имения, когда Елизавета Петровна взошла на престол. А еще молодая государыня очень ревниво относилась к Наталье, одной из первых красавиц Петербурга. Известен случай, когда Лопухина пришла на бал с розой в волосах, и, по совпадению оказалось, что такой же цветок украшает прическу императрицы.
«Елизавета заставила виновную встать на колени, велела подать ножницы, и срезала розу вместе с прядью волос, к которой она была прикреплена, и, закатив… две добрые пощечины, продолжила танцевать».
Некрасивый поступок Елизаветы вызвал шепоток. Но кто мог возразить императрице? Анна Бестужева успокаивала подругу, а та лишилась чувств. Лопухина и без того переживала – ее возлюбленный, гофмаршал фон Левенвольде, тоже был отправлен в ссылку… Наталья много раз просила императрицу сжалиться над ним. В июле 1743 года она решила ему написать.
Для отправки письма в Сибирь выбрали поручика Якоба Бергера. Но дальний путь не прельщал этого человека. Да еще с посланием к ссыльному… Сообразив, кому это может быть интересно, Бергер отправился к личному медику Елизаветы Петровны, к Лестоку. В руках этого француза была судьба внешней политики России.
Дело в том, что граф Лесток был сторонником сближения Петербурга и Парижа. А вице-канцлер Бестужев считал, что Россия должна искать друзей в Англии и Австрии. Императрица Елизавета Петровна пока не высказалась однозначно, какая позиция ей ближе. Поэтому для Лестока было очень важно скомпрометировать своих противников. И Якоб Бергер стал для него настоящим подарком судьбы!
Бергеру посоветовали «разговорить» Ивана Лопухина, сына Натальи. Делалось это старым добрым способом – во время застолья. За стеной же сидел писарь, который детально воспроизвел все речи на бумаге: и что Лопухиным не по нраву императрица, и что Елизавета Петровна недолго задержится на троне, потому что престол вернут Иоанну Антоновичу…
Вспомнили и про брата Анны Бестужевой, которого обвинили в государственной измене годом раньше. Лесток ликовал. В его руках появилось доказательство, что рядом с троном существует целая группа недовольных. Появилась возможность «подвинуть» своего политического противника!
Так родился заговор на пустом месте. Из внезапного откровения Ивана Лопухина, из косых взглядов, которые бросали на императрицу… Этого было достаточно. Лестока не интересовала судьба Анны Бестужевой или ее подруги Натальи. Он целенаправленно шел против вице-канцлера. Когда Елизавете Петровне представили все «доказательства», был отдан приказ: арестовать.
Анна, Наталья с сыном и мужем, князья Гагарин и Путятин, еще несколько человек – общим числом больше дюжины – были отправлены под замок. Всех долго опрашивали, но добиться признания не вышло. Им вменялось участие в заговоре, чтобы вернуть на трон Анну Леопольдовну с малолетним императором. Первое решение императрицы было самым суровым. Затем она смягчила наказание. Кнут и урезание языков плюс Сибирь – таким стало окончательное решение.
Анна Бестужева умерла в Якутске в 1751 году. Наталья Лопухина сумела вернуться в Петербург двадцать лет спустя, уже при Петре Третьем. Что касается вице-канцлера Бестужева, то здесь Лесток в цель не попал. Точнее, попал не совсем. Елизавета Петровна скорректировала свой взгляд на внешнюю политику, но вот Бестужева история с заговором не затронула.
Этот любопытный исторический сюжет лег в основу фильма «Гардемарины, вперед!», и, к чести сценаристов, канва событий была передана достаточно подробно и точно. Правда, участие Анастасии Ягужинской и гардемаринов – все-таки плод фантазии.