Выбросили тело в прорубь, даже похоронить не дали. Как любовь к «химере в адмиральской форме» сломала судьбу Анны Книпер

Анна Васильевна Книпер, урожденная Сафонова, последние годы жила в старом доме на Плющихе. Долгие годы лагерей и ссылок состарили ее прежде времени, и сегодня маленькая, рано поседевшая женщина жила в Москве.

Ее уже давно реабилитировали, только средств к существованию у нее не было. Деятели культуры, такие как Хачатурян, Шостакович, Гнесина, Ойстрах, даже обращались к министру культуры с просьбой назначить дочери выдающегося музыканта Василия Сафонова пенсию.

А ведь когда-то она было светской дамой, подающей надежды художницей, женой бравого офицера.

Горькая расплата за два года счастья

В 1972 году ее дом посетил сибирский журналист. Он писал книгу «Сибирь: откуда она пошла и куда идет», и прошлое Анны Книпер было бесценным материалом для его труда. Он уже побывал в Центральном архиве КГБ и познакомился со многими документами, касающимися этой женщины.

Ему даже посчастливилось прочитать и сделать копию с коротенькой записки, которую чекисты перехватили 52 года назад. Автор записки называл Анну голубкой, единственной радостью и прощался с ней, целуя ее руки.

Услышав об этой записке, Анна Васильевна побледнела. Ведь все эти более чем полвека она только и мечтала о том, чтобы вернуть время назад. Это письмо она тогда так и не получила, но чувствовала тогда, 6 февраля 1920 года, что должна произойти трагедия.

В этот день она слышала, что за городом гремят взрывы и раздаются выстрелы. Они находились вместе в одной тюрьме, но в разных камерах. Анна видела в глазок, как ее любимого увели чекисты под руки. Она сердцем знала, что это была их последняя встреча, хоть и на расстоянии.

А уже на следующий день Анне сообщили: адмирал Колчак расстрелян. Жизнь Анны Тимиревой, именно эту фамилию носила тогда она, была закончена. Но ей было суждено прожить долгую жизнь, полную тревог и трагедий. Анна Васильевна пережила своего гражданского супруга адмирала Колчака на 55 лет.

Офицерская жена

Детство Анны Васильевны Сафоновой прошло в Кисловодске. Отец ее был известным музыкантом и дирижером. Он гастролировал по всему миру.

После предложения стать директором Московской консерватории семья Сафоновых переехала в Москву. Анна получила достойное образование, занималась живописью, свободно владела несколькими иностранными языками.

В 18-летнем возрасте Анна влюбилась в своего троюродного брата Сергея Тимирева. Он был ее гораздо старше и служил морским офицером. После свадьбы Сергея Николаевича отправили в Балтфлот, он уехал в Гельсингфорс.

Провожая мужа на поезд, на перроне Анна впервые увидела адмирала Колчака. Он только-только вернулся с Северного полюса, из экспедиции. Она не знала, что среди военных Колчак был настоящей легендой.

Участник многих битв и экспедиций, обладатель множества наград, он был образцовым военным, красивым мужчиной и идеальным мужем. Рассказывали о том, как это суровый мужчина нежно любил свою жену, которая ради венчания с ним проехала всю Европу и прибыла из Италии в Иркутск.

Колчак в жизни Тимиревой

Но в 70-ые годы о Колчаке никто не вспоминал, как об отважном герое, гениальном ученом-океанографе, блестящем адмирале. Советские ученые и писатели чаще всего изображали Александра Васильевича алкоголиком, наркоманом, предателем. Когда Анна читала подобные опусы, ей становилось невыносимо больно.

Вся многогранность его натуры превратилась в недостатки. Теперь смеялись над тем, что, будучи глубоко православным человеком, Александр Васильевич увлекался мистицизмом, буддизмом и восточными духовными практиками.

Колчак занимался йогой и медитировал, любил старинное японское оружие. Анна и Александр частенько бывали в Японии, теперь в московской разрушенной квартире это казалось каким-то сном из прошлой жизни.

Отношения их начали развиваться неожиданно и бурно. Они познакомились в Харбине, где располагался в то время Балтфлот. Все офицеры жили там со своими семьями.

Александр Васильевич, командир Минной дивизии, на всех мероприятиях находился постоянно рядом с Анной Тимиревой, женой своего друга, однополчанина со времен Русско-Японской войны.

Колчак был влюбчив, а госпожа Тимирева хоть и считалась кокетливой, слыла абсолютно порядочной особой, поэтому многие не сразу заметили, что между ними развивается роман.

Офицеры рассказывали, что каюта Колчака была завешена фотографиями Анны Васильевны.

Первая Мировая война была в самом разгаре. Неспокойно было и в российском правительстве. Наверное, поэтому Анна и Александр отдались так открыто чувствам, понимая, что каждый день может оказаться в их жизни последней. Анна Васильевна первая призналась офицеру, что любит его, и он ответил ей взаимностью.

А вскоре контр-адмирала Колчака произвели в вице-адмиралы и отправили командовать Черноморским флотом. На прощание Анна подарила ему свою перчатку, думая, что все, их отношения закончились.

Из Севастополя Колчак слал письма и Анне, и своей жене Софье Федоровне. Жена Колчака знала про их отношения и смиренно ждала, когда же он уйдет от нее.

А Анна Васильевна теперь только жила и дышала этими письмами, которые адмирал писал ей через день. Они признавались друг другу в любви, жаловались на тоску в разлуке.

В 1917 году в одно мгновение развалилось все: страна и армия. Анна и Александр теряют связь друг с другом. Сергей Николаевич Тимирев ушел в отставку, семья теперь жила на Дальнем Востоке.

Белый офицер Колчак оказался неугодным новой власти, адмирал теперь скитался в США, Японии, Китае. В Харбине он возглавил белогвардейское движение, к которому примыкали противники советской власти, бывшие офицеры царской армии и русские интеллигенты.

Выбор сделан

Узнав о том, где находится Колчак, Анна Васильевна сиюминутно принимает решение. Муж спокойно отпустил ее в Харбин, ведь она обещала вернуться. Но она не смогла оставить вновь обретенную любовь, несмотря на то, что в России у нее были муж и сын. В Россию Анна возвращалась только для того, чтобы оформить развод.

Впереди теперь ее ждали мытарства с любимым человеком, искренне верившим в свою идею. Колчаковская армия двигалась по России, а с нею голод, тиф, смерти. Было и просветление, Колчак был провозглашен верховным правителем России. Жена его находилась во Франции и дала согласие на развод.

Но вскоре армия Колчака потерпела поражение, и его арестовали. Анна Васильевна добровольно отправилась под арест вместе с Александром. Даже находясь в тюрьме и помня о слабом здоровье Колчака, Анна Васильевна умудрялась обеспечивать ему комфортные условия.

Ему передавали чай и сахар, теплую одежду, покрывала, книги, бумагу и чернила. Одно время им даже разрешали прогуливаться во внутреннем тюремном дворике. Но вскоре их встречи прекратились, а Анну переселили в общую камеру.

Спустя много лет Анна узнала о последней предсмертной просьбе Колчака. Он просил разрешения увидеться с Анной Васильевной Тимиревой. Но ведущие его на расстрел только посмеялись. Его расстреляли, а он смотрел убийцам в лицо: офицер просил не надевать ему повязку на глаза.

Тело Колчака безжалостно выбросили в прорубь. Анна Васильевна будет просить, чтобы ей выдали тело Колчака, для того чтобы похоронить его по православной традиции, но тела, собственно, уже не было.

Жизнь после Колчака

Анна Васильевна думала, что и ее расстреляют и покорно ждала, когда за ней придут. Спасла ее Екатерина Пешкова, бывшая жена Горького, которая помогала политзаключенным. Случайно Екатерина Павловна узнала историю Анны и Колчака и замолвила за нее слово.

Анне удалось сохранить жизнь, но впереди были долгие годы ссылок и лагерей. Забайкалье, Иркутск, Караганда, Новониколаевск, Ярославль… Анна даже вышла снова замуж. Ее мужем стал инженер-строитель Книпер, все годы он ждал жену из ссылок, в 1942 году погиб на фронте.

В 1957 году женщину снова настигло большое горе: она узнала, что почти 20 лет назад, в 1938 году, расстреляли ее сына Владимира Тимирева. Все эти годы она не знала, где он, и отчаянно его искала. Одновременно с известием о смерти сына она узнала, что его реабилитировали.

В 1960-ых Анну Васильевну реабилитировали. Она поселилась в Москве, жила на мизерную пенсию, которую ей начислили, потому что отец Анны был выдающимся музыкантом. Чтобы как-то выжить, Анне Книпер пришлось снимать в массовках в кино.

Она снималась в эпизоде у Бондарчука в «Войне и мире», у Гайдая в «Бриллиантовой руке». Работала в картотеке «Мосфильма» и консультировала актеров, когда снимались фильмы о прошлом.

В 1975 году Анна Васильевна попала в больницу, где и умерла. Похоронена под фамилией Книпер, но вошла в историю как последняя любовь адмирала Колчака.

Так получилось, что прожив с адмиралом всего два года, она расплачивалась за эту любовь всю жизнь. Но никогда Анна Васильевна не обмолвилась о том, что жалеет о случившемся.

Оцените статью
Выбросили тело в прорубь, даже похоронить не дали. Как любовь к «химере в адмиральской форме» сломала судьбу Анны Книпер
Пятьдесят лет в башне