Большинство романов в кино- и театральной среде замешано на тщеславии. Таковы издержки профессии. Киношным выглядело и чувство между звездной актрисой Любовью Орловой (род. в 1902) и режиссером Григорием Александровым (род. в 1903).
Тем удивительнее, что их «ненастоящая» любовь выдержала более 40 лет брака. То ли тщеславие было высшего качества, то ли Александров испугался шутки Сталина, который однажды ему сказал: «Берегите Любовь Петровну, иначе мы вас расстреляем!». Но звездная пара пережила тирана, а брак остался.
Александров вышел из семьи горнорабочего, а вот Орлова по отцу принадлежала тверской ветке Рюриковичей и по матери — к старинному дворянскому роду.
Существует несколько версий «звездной» встречи. Режиссер рассказывал, что влюбился в будущую жену на репетиции спектакля, когда искал актрису на роль Анюты в фильме «Веселые ребята», потом долго ее «гулял» и уговаривал на роль.
Но Александрову никто не верил, т. к. у него была слава сочинителя баек. На посторонний взгляд, режиссером судьбы выступила сама Орлова, которая мечтала сниматься в роли Анюты и даже готова была работать бесплатно.
Но после первой пробы Александров ей отказал. Тогда она уговорила общую подругу пригласить режиссера к себе домой, куда «случайно» придет и Орлова, а потом удалиться под благовидным предлогом.
Старый женский прием сработал: когда хозяйка дома вернулась к гостям, Любовь Петровна сообщила, что приглашена на заветную роль.
Открытым симпатиям мешала семейная несвобода Александрова. 30-летняя Орлова уже некоторое время жила одна после первого брака, закончившегося арестом мужа (как большой начальник, он попал под подозрение спецслужб и разделил участь себе подобных). Однако не куковала, ее всегда сопровождали поклонники.
Точки над «i» были расставлены в Гаграх, где снимались «Веселые ребята». Александров приехал туда с женой и сыном, Орлова — с дипломатом из Австрии, за которым в творческой среде уже закрепилась роль «мужа актрисы».
Александров и Орлова под видом работы игнорировали своих спутников, их взаимный интерес друг к другу стал столь очевиден, что первым уехал австриец и следом — семья Александрова. С этого момента режиссер и актриса стали открыто жить вместе.
После выхода фильма они расписались, и приглашение в Кремль для вручения орденов им пришло на общий адрес.
Началась звездная эпоха Орловой — идеальной актрисы, женщины и жены.
Она была обласкана всенародной любовью, первая из советских актрис выезжала на международные кинофестивали. Семья Александрова и Орловой водила дружбу с великими — Чаплином, Феллини, Мазиной. Но ее близкая подруга Фаина Раневская говорила со свойственной ей прямотой:
«Орлова, конечно, великолепная актриса. И дисциплинированность ее поражает. Но вот голос… Когда она поет, будто кто-то писает в пустое ведро».
В артистической среде знали, что Александров неравнодушен к Марлен Дитрих, он фанатично «делал» из Орловой женщину своей мечты.
Любовь Петровна тоже знала об этой страсти и ненавидела соперницу: они пару раз встречались (актриса приезжала к ним на дачу во Внуково), на совместных фото она всегда отрезала Дитрих, тем не менее позволяла переделывать себя в угоду мужу, ничем не выдавая отвращения к голливудскому идеалу.
Красота Орловой сводила с ума больше женщин, чем мужчин. Правда, Рина Зеленая, не отличавшаяся дипломатичностью, как-то сказала:
«Лицо у нее было противное, пока за него не взялся Григорий Васильевич».
Впрочем, она сама страдала от комплексов из-за неказистой внешности да и, говорят, была влюблена в Александрова, что делало ее, мягко говоря, необъективной. Зато у медиков появился термин — «синдром Орловой». Он означал, что женщины мечтали быть похожими на актрису и ради преображения морили себя голодом, обесцвечивали и сжигали волосы, манерничали.
Но мечта для многих оказалась недостижимой: при росте 158 см Орлова имела талию 43 см (по фильмам этого не скажешь — возможно, личные биографы приукрасили цифру, однако надо сказать, что ради фигуры и мужа актриса часами занималась у балетного станка и ела «как птичка»). К тому же не всякая женщина из Советского Союза могла позволить себе фразу:
«Так хочется во Внуково, а опять приходится лететь в Париж за перчатками!»
А ведь перчатки скрывали пожизненный комплекс Орловой: она очень стеснялась своих рук, «состарившихся» во времена бедной молодости.
Ради пресловутой красоты она привозила из-за границы кислотные мази, при помощи которых делала первые пластические операции под наблюдением врачей: мази разъедали верхний слой кожи, и пациентка терпеливо ждала, без обезболивающих, когда «нарастет» новая. Возраст был главным врагом актрисы, отбиравшим у нее мужа и кинороли.
Когда страна готовилась отметить 70-летие Орловой, она лично обратилась к высоким начальникам с просьбой: ни в коем случае не называть ее возраст! Ее пожелание выполнили.
Примерно за год до смерти она снялась в фильме Александрова «Любовь и лира», где 72-летняя примадонна должна была сыграть 20-летнюю девушку в подвенечном платье. Но ни специальный свет, ни дальние планы, ни глухой грим не смогли скрыть старуху. Возраст победил.
Семейная жизнь актрисы тоже лоснилась от грима. Супруги обращались друг к другу исключительно на вы, спали отдельно, по утрам Орлова покидала свою спальню в полном макияже и с прической. Новый год встречали вдвоем, выходили в полночь из дому, гуляли, взявшись за руки.
Актриса тщательно следила за модой и придирчиво выбирала наряды, чтобы всегда радовать глаз мужа.
Она знала о его частых романах, но стремилась удержать супруга своей безупречностью. Флиртовать с другими мужчинами Орлова не могла: Александров запрещал ей не только сниматься у других режиссеров, но и целоваться с партнерами в его собственных картинах.
Детей в семье не было: материнство повредило бы фигуре и карьере. В любом случае это был их выбор — так жить.
Лишь однажды актриса повела себя, как обычная живая женщина.
Во время первого просмотра одного из фильмов в Кремле Сталин сказал Орловой: «Просите все, что хотите».
Секретарь приготовился записывать: квартиры, машины, ведь звездная пара прославилась своим неслыханным для Союза богатством и зацикленностью на «красивой жизни». А Орлова только попросила узнать, что стало с ее арестованным первым мужем. Через несколько минут ей сообщили место ссылки…
Вообще о ней отзывались как о человеке исключительной доброты и силы воли. Другое дело, что она не позволяла себе расслабляться и выходить за рамки однажды выбранной роли.
Было дело — сорвалась, начала пить, что немудрено при таком напряжении. Однако Александров каким-то образом вытащил жену из алкогольной зависимости. Предполагают, что пригрозил отлучением от кино.
В январе 1975 года Орлова умерла от рака желудка. В ее последнюю встречу с Александровым она просила привезти ей в больницу балетный станок. Любовь Петровну похоронили в день ее рождения.
Через год после смерти актрисы умер единственный сын Александрова от первого брака.
Кинорежиссер женился на вдове, чтобы оставить ей огромное наследство. Хозяйкой в московской квартире и на даче во Внуково стала женщина, которую Любовь Орлова не переносила на дух. Преемница велела выкинуть все личные вещи актрисы на помойку.
Непонятно, почему этому не помешал Александров, но в память о жене он снял документальный фильм «Любовь Орлова», после выхода которого умер и сам в возрасте 80 лет.
Новая жена запретила хоронить его в одной могиле с Орловой, как желал того Александров. Он похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с Любовью Петровной.