«Петр Завадовский. К чему привела женитьба на юной девице»

Еще с пятнадцати лет Верочка Апраксина кружила головы мужчинам. Высокая, стройная, с копной густых волос, она очаровывала с первого взгляда. Но был у этой девицы один существенный недостаток — подмоченная репутация.

Дело в том, что мать Веры, Софья Осиповна прославилась на весь Петербург своим скандальным поведением. Она была племянницей графа Кирилла Григорьевича Разумовского. Когда в 1771 году супруга графа скончалась, Софья перебралась жить в дом дядюшки.

При этом ее собственный муж граф Николай Фёдорович Апраксин (1736- 1792) был в добром здравии.

В аристократических кругах шептались, что дочь Софьи Верочка рождена от пагубной страсти с дядюшкой. Естественно, тому не было никаких подтверждений, но эти слухи существенно омрачали репутацию Веры.

Софья Осиповна страстно мечтающая выгодно пристроить дочь, нашла ей замечательного жениха — Петра Петровича Нарышкина. Состоялась помолвка, а потом все внезапно расстроилось и свадьба сорвалась. Тогда взгляд матери Веры пал на другого интересного мужчину — Петра Васильевича Завадовского.

Он был на 28 лет старше ее дочери, но это были такие мелочи по сравнению с тем, каким влиянием в обществе и богатством он обладал.

Завадовский был бывшим фаворитом Екатерины ll и известным государственным деятелем. Он был баснословно богат, занимал лучшие должности и по статусу явно превосходил сорвавшегося жениха.

Задумка Софьи Осиповны была вполне осуществима, так как Петр Васильевич жил неподалеку от дома Разумовского и частенько заходил к Кириллу Григорьевичу в гости.

Конечно, холостой Завадовский обратил внимание юную и прелестную Веру. За столом она ненароком оказывалась рядом с ним и затевала беседу, во время которой не сводила с него своих темных прекрасных глаз.

-Приходите еще. Верочка так скучает по вам. — провожая гостя, сообщала Софья Осиповна.

В доме Разумовского уже начали негласно считать Завадовского женихом Веры. Вот только, он не спешил официально просить ее руки. Когда его друг Воронцов спрашивал каковы его планы касательно девицы Апраксиной, то Петр Васильевич отвечал:

Доброго и столь хорошего поведения девицу нельзя не любить; но это не есть обязательство жениться.

Вера, Софья Осиповна и Разумовский начали беспокоиться. Уже год как «жених» ходил в их дом, любезничал с Верочкой, а предложения так и не следовало. Расстроенный Кирилл Григорьевич писал своему приятелю:

Год всё обходился как жених с невестою, откладывая публичное оглашение сего акта с месяца на месяц, а наконец через месяц положил быть решительным . Январь пришёл; двор отъезжает; он не решился, но уверяет. Мать и дочь в крайнем беспокойстве. Публика твердит негативу

Нужно было как-то подтолкнуть медлительного Петра Васильевича.

Что послужило толчком, мотивирующим Завадовского сделать предложение Апраксиной, неизвестно. Возможно, надавило семейство, возможно, он самостоятельно принял решение, а может Разумовский обратился к императрице, с которой у него были хорошие отношения, и попросил ее подтолкнуть бывшего фаворита к свадьбе.

Сохранилось письмо Завадовского, в котором он писал Екатерине:

Не бывши женихом, явлюсь завтра женатым. Предаюсь неизвестной судьбе, вспомогаемый вашим к тому ободрением. Хотя беру овечку из паршивого стада, но на свой дух надеюсь твердо, что проказа ко мне никак не престанет, наподобие того, как вынутое из грязи и очищенное от оной ничьих рук не марает.

Звучит так, будто женили его насильно, но на самом деле он был доволен.

Свадьба состоялась 30 апреля 1787 года. Жениху было около пятидесяти лет, а невесте всего восемнадцать лет. Разница была столь велика, что не сложно догадаться, чем в будущем это грозило обернуться…

Но по-началу пара была счастлива. Каждый год у них рождались ребятишки, только почему-то долго на свете не задерживались. В браке родилось четырнадцать детей.

Через шесть лет после свадьбы Завадовский признался:

Скажу моему милому другу, что в домашнем моем быту я провождаю последний квартал моего века с удовольствием. Жена по сердцу, детьми утешаюсь.

Но потом отношения с Верой начали портиться. Она была молода, хороша собой и несмотря на статус замужней дамы, ей интересовались другие мужчины. Супруг старел, а она напротив входила в расцвет своей женской привлекательности. Дошло до того, что о ее поведении начали нехорошо судачить в обществе. Так друг друг Завадовского, граф Воронцов прямо писал:

Я был бы рад, чтобы мой сын остановился у графа Завадовского, если бы, к несчастию, мой друг не был женат на совершенно распущенной женщине. Молодость имеет много прелести для такой особы: она способна была бы его обольстить.

Завадовский уже не ощущал себя счастливым. У них с супругой один за другим умирали дети, а сама жена больше не смотрела на него влюбленным взглядом. Он с усталостью слушал то об одном ее вероятном романе, то о другом. Становилось ясно, что они стали совершенно чужими людьми, но повернуть время вспять было уже невозможно.

В 1802 году Завадовский получил пост министра народного просвещения, а спустя несколько лет Вера стала кавалерственною дамою ордена святой Екатерины меньшего креста. Она начала часто появляться в петербургском свете и у нее случилась новая любовь. Избранником стал поэт Сергей Марин.

Он посвятил ей строки:

Увидев веры совершенство,
Я презрел света суету.
Где веры нет, там нет блаженства,
Без ней смерть жизни предпочту

Пока Завадовский занимался государственными делами и открывал один за одним учебные заведения, его супруга жила своей светской жизнью… Их пути уже давно разошлись.

В январе 1812 года Петр Васильевич скончался. На момент смерти ему было 73 года. А Вере предстояло прожить еще 33 года и родить пятнадцатого по счету ребенка. Замуж она больше не вышла и отец ее последней дочери неизвестен.

Женитьба на юной Вере стала огромным разочарованием для Завадовского. Все-таки не зря он сомневался и не решался просить ее руки.

Оцените статью