За яркий образ Якова Алейникова в «Вечном зове» актер получил Госпремию СССР, а в 2002 году стал народным артистом РФ.
В последний раз актер появился на экране за год до смерти, в короткометражной картине «Гордый варяг» (2004 год), снятой молодым режиссером Александром Трофимкиным.
Герой артиста, старый шкипер, был списан на берег вместе с судном, однако каждое утро надевал китель и шел драить палубу и чинить двигатель, ведь попросту не мог жить без дела и безропотно принять свою судьбу.
Эта роль словно отражала реальность стареющего Бирюкова. В последние годы жизни Владлен Егорович оказался не нужен ни кинематографистам, ни Новосибирскому театру «Красный факел», которому посвятил тридцать лет.
Владлен Бирюков родился 7 марта 1942 в Новосибирской области. Мать Раиса Федоровна воспитывала сыновей — среднего, Павла, и младшего, Влада, — одна. Отец Егор Максимович ушел на фронт, оставив жену беременной, и погиб. Их первенец Александр в войну окончил летное училище, но в боях поучаствовать не успел — пришла Победа.
Владлен провел детство в селе Никоново Новосибирской области. После окончания школы трудился на Бердском радиозаводе, где впервые «приобщился к искусству» — подался в кружок художественной самодеятельности, потому что его участников бесплатно пускали на танцы.
В Новосибирское театральное училище поступил почти случайно. Приехав в город, увидел объявление о приеме и на спор с другом подал заявление…
После окончания театрального училища молодой актер начал работать в Новосибирском ТЮЗе. Владлен дебютировал на сцене ТЮЗа в спектакле «На дне».
В роли Васи Пепла он был настолько хорош, что польский журналист написал в своей статье: «У этого человека великое будущее». Через четыре года Бирюков перешел в знаменитый «Красный факел».
Репортер как в воду смотрел: через несколько лет Бирюков стал ведущим актером театра «Красный факел» и прославился на всю страну киноролями Алексея Терехова в «Молодой жене» и Якова Алейникова в «Вечном зове».
В студенчестве Бирюков познакомился с Людмилой Колесниковой, ассистентом оператора с телевидения. В феврале 1964 года влюбленные поженились.
Родители Людмилы помогли с первым взносом на кооператив и вскоре у них появилась однокомнатная квартира. В браке появилась дочь Надежда. Потом театральное руководство позаботилось и молодой семье дали трехкомнатную квартиру.
В «Вечный зов», ставший позднее всенародно любимым, Владлен попал случайно. Уже отсняли немалое количество материала, а на роль Якова Алейникова — «чекиста с человеческим лицом» — актера найти не могли. Пробовались Вячеслав Тихонов, Олег Янковский…
И тут помощница режиссеров Валентина Кузнецова вспомнила, что в фильме «Горячий снег» в одном из эпизодов снимался Бирюков из новосибирского ТЮЗа. Посоветовала посмотреть его. Валерий Усков с Владимиром Краснопольским согласились, и автор романа Анатолий Иванов тоже.
Когда «Красный факел» гастролировал в Уфе, находившийся там Краснопольский отправился на спектакль, где главную роль исполнял Бирюков, и понял: вот он, Алейников!
Бирюков пришел на пробы и стал ждать результатов. Приехав после гастролей домой, Владлен получил телеграмму, что утвержден на роль Алейникова.
Предстояло работать с известными актерами: Петром Вельяминовым, Ефимом Копеляном, Тамарой Семиной, Иваном Лапиковым. Обладающий харизмой и мужественностью Влад отлично справился с ролью. Кстати, съемки длились почти десять лет.
Мелодрама «Молодая жена» Леонида Менакера вышла в прокат в 1979 году. Сценарий фильма был создан на основе повести «За каменной стеной». В 1980 году картина была признана лучшим фильмом года.
Партнерша Бирюкова — Анна Каменкова говорила, что Владлену даже ничего не пришлось играть.
Он был очень органичен в кадре, поскольку внутренне походил на своего персонажа. После выхода фильма в Бирюкова мало того, что были влюблены многие женщины, ролью вдовца Алексея Терехова он снискал сочувствие и уважение и мужской части населения — фильм посмотрели свыше 35 миллионов человек.
В «Красном факеле» он играл брачного афериста Скамейкина в лирической комедии «Приятная женщина с цветком и окнами на север» по пьесе Эдварда Радзинского. Так играл, что всерьез пленял и партнершу Валентину Мороз, и зрительниц. Владлена Бирюкова узнавали повсеместно.
В том же году актер получил еще одну главную роль полковника Баташова в картине «У меня все нормально», далее были военные фильмы, за которые Владлен Егорович был удостоен государственных премий, «Приказ: огонь не открывать» и «Приказ: перейти границу».
В 80-х актер появился в фильмах «Тайное голосование», «Хлеб — имя существительное», а вот в последующие два десятилетия — почти не снимался. Одной из причин такого положения стал отказ звезды «Вечного зова» переезжать в Москву: бросить родной театр он не мог. Кроме того, Владлен часто спорил с режиссерами по поводу характеров персонажей, что устраивало далеко не всех постановщиков.
Владлена приглашали многие режиссеры. Например, Алексей Герман — на главную роль в фильме «Мой друг Иван Лапшин». Владлен отказался: «Я бесплатно продам вам Андрея Болтнева». На вопрос, почему он отвергает все предложения, Влад отвечал, что не может оставить свою малую родину, чувствует себя комфортно только в привычной среде.
На самом он просто ничего не хотел менять — в глубине души он не изжил свой давний страх перед неизведанным. Слишком быстро «набрал высоту», неожиданно для себя самого, и еще не свыкся с тем, что он известный артист, способен сыграть многое. В результате он отказывался от предложений, даже самых заманчивых.
Андрей Болтнев был его коллегой по «Красному факелу» и замечательно сыграл роль начальника уголовного розыска, его карьера пошла вверх. А у Владлена начались проблемы: получил крохотную роль генерала в «Парашютистах» — и все. Бирюков стал выпивать.
Когда «Красный факел» летал на фестиваль «Золотая маска» с чеховскими «Тремя сестрами», где он играл Чебутыкина, едва ли не все пассажиры рейса просили у Владлена Бирюкова автографы, а командир корабля вышел из кабины, чтобы пожать руку любимому артисту.
Бирюков был не только хорошим драматическим, но и замечательным характерным актером. Зрители часто ходили «на Бирюкова».
Что же касается театра, то после бенефиса в 2002 году на сцене «Красного факела» Бирюкова почти не было видно: крупные роли стареющему артисту перестали предлагать. Поговаривали, что, поддавшись депрессии, он все чаще выпивал лишнего. Потом к зависимости прибавились и другие болезни, а к списку поводов для переживаний — любовные драмы.
Дома у них собирались компании. На день рождения мужа с самого утра Людмила начинала готовить, никогда не зная, сколько народу явится. «Я никого не зову, — заявлял Влад, — кто хочет, сам придет». Вечером приезжали новосибирские, московские актеры-режиссеры, заглядывали коллеги по «Вечному зову».
Особенно вольготно Владлен чувствовал себя на природе, в первую очередь, конечно, в родном Никонове, где простой народ, лес, грибы, речка Укроп, рыбалка. Обожал путешествовать, с женой, с друзьями на машинах в Среднюю Азию. Спали в палатках, готовили на костре, ночами по очереди дежурили.
Руководил поездкой всегда Влад, поскольку лучше остальных умел действовать в походных условиях. Вообще все, в чем чувствовалась подлинная жизнь, заряжало его энергией — будь то борьба со стихией в азиатской степи, хорошая роль или встреча со зрителями.
Выступать он соглашался даже бесплатно, с удовольствием рассказывая людям о своей работе, на ходу виртуозно сочиняя забавные истории.
Бирюков пользовался невероятным успехом у женщин. Одна настойчивая дама часто звонила, меняя голос, жене Людмиле:
— А ты знаешь, — говорила, — что он вечером будет со мной в ресторане?
— Спасибо, что предупредили, — отвечала супруга, — значит, ужин сегодня не готовлю.
В данном случае все держалось исключительно на терпении Людмилы: она понимала, что вышла замуж за артиста, вокруг которого всегда будут виться женщины.
Роковым для отношений супругов стал роман Бирюкова с коллегой по театру Надеждой Александровой. «Когда у нее родилась девочка, мы как раз расставались.» Он взбеленился: «Отец не я!» Александрова сильно страдала, что он дочку не признавал и даже видеть не хотел. Для Владлена Надежда была очередной пассией», — комментировала ситуацию Людмила.
В 1977 году жена подала на развод, но еще почти 10 лет женщина тянула этот брак, надеясь, что Владлен одумается. После развода они сохранили хорошие отношения, актер поддерживал материально жену и дочь Надежду.
Окончательно расставшись с женой, он познакомился с очередной поклонницей, 39-летней Татьяной Фирсовой и стал жить с ней гражданским браком. Однажды на Татьяну напали, отобрали сумочку, толкнули и от удара она потеряла сознание. Женщина лечилась в больнице.
Когда Татьяна выписывалась, за ней приехал Владлен. Уже по дороге сказал, что везет ее к себе домой и хочет жить с ней вместе. Отдал ключи и уехал на гастроли. С тех пор супруги прожили восемнадцать лет в гражданском браке, а за год до смерти артиста узаконили свои отношения.
К тому времени его не приглашали уже даже на театральные постановки, он разругался с администрацией театра «Красный факел» в пух и прах, и его сняли со всех спектаклей. Вышел приказ о его отстранении от роли в предстоящем спектакле, прочитав его, Владлен написал: «Вы смерти моей хотите?»
Он ушел в сентябре 2005 года в 63 года в результате онкозаболевания, и лишь один человек был рядом с ним в то непростое время — вторая жена. Владлен Егорович Бирюков похоронен на кладбище города Бердска (пригород Новосибирска) рядом с мамой Раисой Федоровной.