Карьера талантливой актрисы Зои Федоровой полна взлетов и падений. Родившись в простой рабочей семье, она сумела стать любимицей зрителей и сыграть главные роли более чем в 20 фильмах.
Несмотря на клеймо «дочери врага народа», Федорова блистала на экране – многие помнят её в образе властной домоправительницы из «Девушки без адреса» или острой на язык Горпины Дормидонтовны из «Свадьбы в Малиновке».
После тюремного заключения актриса вернулась в кино. Пусть глаза её уже не искрились девичьим задором, а фигура стала полнее — талант и обаяние оставались с ней. Федорову по-прежнему обожала публика, а роль тёти Паши из «Москва слезам не верит» и многие другие запомнились на десятилетия.
…Детство будущей актрисы прошло в Петербурге, при последнем императоре Николае II. Зоя была младшей из трёх дочерей, а, соответственно, любимицей отца. А когда в восемнадцатом году её папу назначили на пост начальника кремлёвской паспортной службы за заслуги перед большевиками, вся семья переехала в Москву.
Чтобы дочурке было поспокойнее, отец устроил её счетчицей в Госстрах после школы. Вот только Зоя не унаследовала родительской рассудительности — одно легкомыслие и озорство!
Вопреки запретам, пошла учиться на актрису. Даже пробилась на съёмки в кино, а потом подарила родным билеты на премьеру. Она вся сияла от предстоящего просмотра, а там…вырезали крохотный эпизод с её участием. Каково же было горе. Зато вскоре начинающую звездочку пригласили на новую роль.
Предложение Зое сделал оператор Владимир Рапопорт. Он же и позвал девушку замуж. Она с радостью согласилась, вот только брак не задался.
А актриса и не думала унывать!
В 36-м на экраны вышли «Подруги» — там Зоя сыграла одну из главных ролей. Это был успех и любовь миллионов зрителей!
Предложения сниматься посыпались как из рога изобилия.
Даже несчастье в семье не сломило Зою — в 38-м арестовали отца. Помогла её популярность: Зоя не только не попала в ссылку как дочь «врага народа», но и вызволила родителя из лагеря! Она добилась личной встречи со всесильным Берией, который был к ней неравнодушен.
В 41-м Сталин лично вручал Зое Сталинскую премию и спросил, чего бы она хотела. Зоя умоляла отпустить родителя!
«Что ж, подарим актрисе автомобиль, на котором она поедет встречать своего отца», — пообещал вождь.
Так, в августе того же года, Алексея Фёдорова, потерявшего от обморожения пальцы в лагере, отпустили как неспособного к труду. Но увы, насладиться свободой ему было не суждено — 22 сентября он умер.
Вскоре Зою ждал ещё один удар. Ещё до войны она встречалась с молодым лётчиком Иваном Клещёвым. На фронте он стал асом — сбил полсотни фашистских самолётов! Зоя часто ездила с концертами на передовую, лишь бы увидеться с любимым.
Осенью 42-го Клещёва подбили, он катапультировался и остался жив. Хоть лётчик и обгорел, Зоя облегчённо вздохнула — теперь его служба могла стать безопаснее. Но радость оказалась преждевременной: 31 декабря самолёт, на котором Иван возвращался с расследования, из-за погоды разбился. Все погибли.
А в 43-м к убитой горем Зое подкатил Берия. Пригласил на ужин, мол, жена её поклонница, посидим, пообщаемся. Но никакой жены там не было! Да и Берия явно намекал, что пора отблагодарить его за помощь отцу. Зое тогда удалось отбиться от домогательств, и когда Берия понял, что ему ничего не светит, мрачно бросил букет в лицо девушке сказав:
«Это цветы на вашу могилу!»
…Зоя обожала крутиться перед зеркалом в новых нарядах. Но уже четвёртый год шла война, и обновкам попросту неоткуда было взяться.
Непонятно где, она раздобыла отрез плюша и соорудила себе платье. Вот в нём и собралась на приём в посольство, куда её позвал американский военный атташе.
Поправляя воротничок, Зоя поймала в зеркале тревожный взгляд сестры. Та явно вспомнила прошлый роман своей легкомысленной сестрицы.
В 27-м флирт сестры с неким военным Прове чуть не закончился арестом. Его обвинили в шпионаже и подозревали Зою. Хорошо ещё отпустили после нескольких часов допроса. Стоит ли снова рисковать?
Но Зоя только весело притопнула каблучком и чмокнула сестру в щёку. Мол, сейчас-то ей ничего не грозит! Она же популярная артистка.
Многие до сих пор гадают, в тот вечер в американском посольстве оказалась Зоя по любви или по заданию спецслужб? Кто знает…
Но стоило военному атташе Джексону Тейту закружить её в танце, как сердце екнуло. На следующий день он позвал Зою в ресторан.
Актриса прекрасно знала, чем грозят свидания с иностранцами. Но влюбилась без памяти и потеряла чувство самосохранения. Роман прервался быстро — Зою увезли на гастроли в Крым, а Тейта выслали из страны.
Даже попрощаться не дали!
А вскоре актриса поняла, что беременна. Родила девочку и назвала Викторией в честь Победы. Чтобы скрыть отцовство иностранца, с Федоровой фиктивно обвенчался композитор Александр Рязанов.
Но тучи уже сгустились над Зоей…
Когда она кормила дочь, за ней пришли. Не дали собрать вещи, проститься с близкими — сразу на Лубянку! Там её допрашивали, унижали, били — обвиняли в шпионаже, измене, даже покушении на вождя. Найденный пистолет припомнили…
Измученная актриса пыталась повеситься. В итоге — 25 лет лагерей! Выслали всю семью, отобрали имущество.
Федорова умоляла Сталина, потом Берию о справедливости — бесполезно. Лишь через 8 лет дело пересмотрели и её отпустили.
…В 48 лет, после тюрьмы и лагерей, начать жизнь заново – непростая задача. Но Зоя сдюжила, восстановилась и даже вернулась в кино. Она получила квартиру, забрала к себе дочь. Только замуж так и не вышла.
В 73-м пришло письмо от Джексона Тейта. Оказывается, он всё это время любил Зою и писал, не понимая, почему нет ответа. А письма из Америки перехватывал КГБ…
Тейт сообщал, что смертельно болен и хочет увидеть дочь. О её существовании ему сообщили. Через год Виктория уехала к отцу в Америку. Федоровой тоже разрешили, но по непонятным причинам ей вскоре пришлось вернуться в СССР.
А в 81-м в газете появилось сообщение о жестоком убийстве 74-летней народной артистки Зои Фёдоровой. Её нашли в квартире застреленной. Поползли слухи, что это дело рук КГБ — мол, слишком много болтала…
По одной версии, Федорова отказалась отдать бриллианты грабителям — о её любви к драгоценностям знали все. Другие считали, что актриса просто замешана в деле «бриллиантовой мафии» — мол, благодаря своим связям торговала камнями во времена тотального дефицита. Объясняли это тем, что имела актриса и элитную квартиру на Кутузовском, и богатую обстановку.
В её записной книжке нашли более 2000 зашифрованных номеров. Одно было ясно — убийца хорошо знал Зою, возможно, приходился родственником. Ведь под конец жизни она никого не впускала к себе, только самых близких.
Среди тех 2000 контактов оказалось много ювелиров, антикваров и оценщиков камней. Столько подозреваемых! Многие ниточки обрезали по политическим мотивам, но выйти на след преступника так и не смогли.
Кто же убил заслуженную артистку РСФСР? Эту тайну Фёдорова унесла с собой. Правду знает только убийца, вошедший к ней под видом близкого человека.