Скорее всего, имя этого живописца вам не знакомо. А между тем на рубеже XIX-XX веков репродукции его картин висели в гостиных и супружеских спальнях, в магазинах, салонах красоты и других общественных местах по всей Европе. В том числе и в Российской империи.
Его эмоциональные полотна на обычные житейские темы были легко понятны массовому зрителю в те годы. Но сейчас некоторые работы требуют объяснения и комментариев. В том числе и картина с провокационным названием «Две жертвы».
Но прежде, чем мы расскажем, какая печальная драма разыгралась на огромном холсте, где здесь две несчастные жертвы, кто из присутствующих – злодей и что он натворил, сначала несколько слов о самом художнике.
Когда-то он был богат и знаменит, а закончил свои дни в ужасающей нищете и полном забвении. В 62 года, не в силах терпеть лишения, никому не нужный живописец просто наложил на себя руки.
А его картины остались в коллекциях знаменитых музеев мира, в том числе и этот автопортрет, хранящийся в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже:
Венгр Тихамер Маргитай родился 27 ноября 1859 года на территории Словакии. Тогда эта территория – глухая венгерская провинция, а сама Венгрия является частью огромной и многонациональной Австрийской империи. С 1868 государство официально называется Австро-Венгерская монархия (империя) со столицей в Вене.
Родители мечтали, что сын станет юристом, но молодой человек поступил в художественную школу, затем учился живописи в Мюнхене, Венеции, Флоренции и Риме.
На родине о талантливом живописце узнали в 1886 году, когда 27-летний Тихамер Маргитай выставил в Будапеште полное иронии и насмешек полотно «Неотразимый», которое произвело настоящий фурор у австро-венгерской публики.
Щеголь и франт пытается привлечь внимание барышни, читающей на лавке в окружении детей. Может это молодая мама, но, скорее всего, гувернантка на прогулке со своими подопечными.
Девушка нисколько не польщена вниманием глуповатого на вид молодого человека, ее улыбка не кокетливая, а скорее насмешливая. Разве что у маленьких девочек несуразный кавалер вызывает любопытство.
В своем дебюте Маргитай обозначил стиль, которого будет придерживаться всю свою творческую жизнь. Жанровые сценки, иногда смешные, иногда трагические, но чаще всего обыденные, написанные в классической, фотографически точной манере.
На два с лишним десятилетия Тихамер Маргитай стал самым модным, а значит и самым высокооплачиваемым, салонным художником из Венгрии. Наибольшую популярность он имел в Австро-Венгрии и России. Причем продавались не только картины самого мастера, но и черно-белые гравюры-репродукции и цветные раскрашенные фотооткрытки.
Европейская салонная живопись второй половины XIX века это своего рода ширпотреб, масс-культ, попса (если использовать современные термины) в изобразительном искусстве. Картины для тех, у кого нет художественного вкуса или денег на настоящих мастеров.
Полотна, как правило, небольшие, украшали голые стены в жилых комнатах и местах всеобщего пользования. А значит, сюжеты этих картин должны быть понятны в многонациональном и межконфессиональном мире.
Лучше всего обычные сценки из городской жизни, а вот исторические и религиозные сюжеты, требующие определенного уровня знаний, надобно исключить.
Лучше всего раскупались любовные сюжеты и сцены из супружеской жизни с намеками на интим, адюльтер или мезальянс.
Ну и конечно в тренде всевозможные семейные скандалы и склоки, как например, на наверное, самой известной картине Маргитая «Медовый месяц», которую уже в наше время удачно переименовали в «Сюрприз для папы»:
Здесь мы видим мужа, обидевшего словом молодую беременную жену. Мужчина, чувствуя себя правым в данной ситуации, вальяжно развалился в кресле с сигарой и газетой.
И тут его ожидает настоящий «сюрприз» — в гостиной появляется (судя по верхней одежде, живущая отдельно) властная немолодая дама. Без сомнения — теща. Которая сейчас покажет зятю, кто в доме хозяин. А наглая горничная уже приготовилась созерцать очередную серию разборок своих работодателей.
Кстати первым покупателем картины «Медовый месяц» стал император Австро-Венгрии Франц Иосиф, тот самый который муж первой красавицы XIX века Елизаветы Баварской (императрицы Сиси).
По воспоминаниям современников, художник, иллюстратор пикантных анекдотов, олицетворял наяву своих героев – городских денди. Одет по последней парижской моде. Меняет самые дорогие аксессуары – трости, цилиндры, портсигары и т.п.
Посещает только самые роскошные увеселительные заведения. О безумном транжирстве Маргитая пишут венгерские газеты. Его студия в центре Будапешта буквально завалена антикварным хламом. Вот как описывает ее один мемуарист:
«Восточные ковры, шкуры медведя и тигра, чучела павлинов, японская мебель, майолика и севрский фарфор, венецианское зеркало, гобелен, гарнитур из палисандра, оловянные подсвечники и шкафы эпохи Возрождения, турецкие сабли и старинное огнестрельное оружие, и все это рядом и вокруг новых картин художника».
Салонную живопись вообще, и творчество Тихамера Маргитая в частности, уничтожила разразившаяся Первая мировая война и последующие за ней годы разрухи. У небогатых европейцев банально не стало денег на предметы роскоши.
Сменились и жизненные приоритеты. Величайшая трагедия того времени серьезно повлияла на восприятие действительности, в моду вошли философские и мрачные сюжеты, а классический стиль проиграл разного рода авангардным течениям.
Резко забытый Маргитай (причем его популярность пошла на убыль еще до войны) лишился заказов, потихоньку распродал антиквариат. Старые накопления в банках обесценились в 16 раз. К новым реалиям приспособиться не смог.
Последние годы он буквально выживал. Не пережив падения, художник сам лишил себя жизни 23 февраля 1922 года.
Но вернемся ко временам славы живописца и к той самой, не сразу понятной в наше время картине «Две жертвы». Полотно размером 270 на 171 см впервые было представлено в Лондоне в 1890 году. Сегодня оно потерялось в одной из частных коллекций, даже нет современной качественной фотографии.
А при Маргитае репродукции этой картины продавались по всей Европе и были необычайно популярны. В Российской империи черно-белую ксилографию (гравюру на дереве) размером 35 на 23 см можно было заказать по почте за 7 рублей.
Последний раз картина выставлялась на публике в 1991 году, когда ее продали с аукциона. Причем под другим названием.
Дело в том, что авторское наименование «Две жертвы» не сразу раскрывало смысл сюжета даже современникам художника. А потому через год картину переименовали в более понятное — «Расстроенная свадьба».
А уже современные арт-дилеры, как и в случае с «Медовым месяцем», придумали еще более цепляющее и объясняющее название – «Двоеженство».
Тихамер Маргитай показывает нам не то чтобы типичную, но имевшую место быть в то время житейскую историю. Мужчина, все еще состоящий в браке, при наличии живой жены, венчается с другой. Причем делает это тайно – обратите внимание, нет гостей.
Кроме невесты, жениха и церковных служителей на обряде венчания только двое мужчин. Тот, что помоложе – шафер, тот, что постарше – отец, дядя или опекун невесты. Т.е. она сирота, как минимум без матери.
И вдруг в момент таинства в церковь врывается пожилая женщина, буквально тянущая за собой свою дочь – законную супругу жениха-обманщика. Молодая женщина сама не рада, что здесь оказалась, не хочет позориться, даже не смотрит на своего законного мужа, ее ноги подкосились.
Зато ее мама указывает на жениха и заявляет всем присутствующим, что он женатый человек. А значит, новой свадьбы не будет! Обманутая невеста готова грохнуться в обморок.
Теперь понятно, кто здесь две жертвы? Все-таки авторское название картины ей больше подходит, чем банальное «Двоеженство».
Но зачем, спросит современный зритель, нужно тайно жениться, не разведясь с предыдущей супругой?
Дело в том, что развод в католической Австро-Венгрии или православной России практически невозможен.
Только две причины признаются уважительными – супружеская неверность или неисполнение супружеского долга любым из супругов. Пока докажешь церкви и государству, что на семейном ложе непорядок, опозоришься на весь свет.
Что делать, если нет взаимопонимания между мужем и женой? Просто жить отдельно. Двоеженство запрещено не только церковными правилами, но и законом – за это можно угодить в тюрьму, а новый брак в любом случае признают недействительным.
Но почему, все-таки появлялись двоеженцы, как на картине «Две жертвы». Дело тут, конечно, не в большой любви. Скорее всего, невеста – богатая наследница.
Сирота вообще идеальный вариант, родители не отговорят. Нужно лишь влюбить наивную девицу в себя, быстро обвенчаться и уехать куда подальше. И построить счастье на ее деньги.
Из-за позора или безразличия первая, законная, жена будет молчать. И все будут жить счастливо, если только теща не устроит очередной неприятный «сюрприз» для зятя…