— Вера, а может сойдемся?- предпринял попытку примирения Меньшов через два года после расставания.
— Нет. Я не готова,- ответила она.
— Тогда я женюсь.
И она его поддержала. Только для этого нужно была сначала развестись официально…
Детство
Вера Алентова родилась в маленьком городке Котлас под Архангельском. Мать, Ирина Николаевна, служила в Драматическом театре актрисой. Отец, Валентин Михайлович, преподавал актерское мастерство там же при театре и изредка выходил на сцену.
С началом ВОВ мужчина ушёл на фронт. Мать же вынуждена была пойти подрабатывать на фабрику, где худо-бедно платили и выдавали продуктовые карточки. Днем Ирина Николаевна выступала на сцене, а ночью пришивала пуговицы и заплатки на солдатские гимнастерки и кальсоны.
Вернувшись с фронта, Валентин Михайлович сильно простудился и умер. Ему было всего 28 лет. Верочка с мамой, разом осиротев, переехали в город Кривой Рог. Здесь женщине также пришлось трудиться не покладая рук. Жили Алентовы, как и многие в те годы, очень трудно.
Малышка не глодала, но и излишеств особых не было. Игрушки мама мастерила из старых вещей, наряды перешивала из своих платьев. Даже школьную форму пришлось шить дочери из выменянного на рынке отреза фланелевой ткани в клеточку.
Начав обучение на Украине, Вера продолжила его в Узбекистане. А оканчивала школу уже в Барнауле. Когда ей исполнилось 15, Ирина Николаевна наконец-то обрела счастье с другим мужчиной. В их дом пришел актер местного театра Юрий Георгиевич Новиков.
Поначалу девочка отказывалась делить маму с другим человеком, но постепенно свыклась с этой мыслью. К тому же отчим оказался добрым и отзывчивым.
Именно он рассмотрел в девочке задатки артистки и настоял на том, чтобы мать отпустила ее учиться на артистку. А вот та видела дочь только врачом, так как сама выросла в семье известного в Великом Устюге земского доктора.
Вера долго и упорно готовилась к экзаменам в медицинский, но провалила английский язык. И с поступлением в театральный тоже опоздала. Поэтому год девушка проработала на Барнаульском меланжевом заводе. А на следующий вновь отправилась покорять столицу, как и ее героиня Катерина Тихомирова.
Алентова успешно прошла все испытания в Школу-студию МХАТа и была зачислена на курс Василия Маркова.
Первая работа в кино
Сниматься в кино студентам театральных ВУЗов тогда категорически запрещалось. Но почти все они стояли на актерском учете «Мосфильма». Поэтому, когда ассистенты режиссеров в поисках подходящих кандидатур оказывались в стенах ВУЗов, каждый студент старался попасть в их поле зрения.
Заполучить, пусть и крохотную, роль в какой-нибудь картине было для них большой удачей. Ведь она давала надежду на дальнейшую большую работу у этого режиссера.
Вера училась на третьем курсе, когда к ним в Студию пожаловал ассистент Григория Чухрая, разыскивающий «самую красивую блондинку». Той самой красавицей она и оказалась. В предвкушении чего-то необычного и прекрасного девушка отправилась на «Мосфильм». Но там ее ждало полнейшее разочарование.
Без лишних разговоров и проб ее повели в гримерную, где навели марафет: смыли всю косметику, намазали щеки серой сажей, повязали на голову полинявший платок и выдали видавшую виды длинную юбку. Вдобавок всучили кулек, изображающий ребенка. И отправили в павильон.
Так Алентова впервые появилась в картине «Жили были старик со старухой». Правда, как она не пыталась потом разглядеть себя в на секунду мелькнувшем на экране силуэте, так и не смогла.
Володя
С Владимиром Меньшовым Алентова училась на одном курсе. Поначалу они дружили. Именно дружили, без намека на симпатию иного толка. Молодые люди часами обсуждали серьезные вопросы. Вели разговоры на любую тему, за время которых Вера заметила, что ее новый друг довольно образован и начитан.
Меньшов и правда отличался от своих однокурсников. Хотя бы потому, что был их старше и за то время попыток пробиться в театральный( их было четыре) многое в жизни повидал и освоил немало профессий. Девушка завороженно его слушала, иногда спорила. Утверждение педагогов о том, что Меньшов — бездарность, ее совершенно не волновало.
В это трудно поверить, но в Студии МХАТа действительно поставили крест на этом студенте. Владимиру все чаще доставались характерные роли, в которых он был не силен. Молодой человек старался угодить преподавателям, но у него ничего не получалось.
Предложение руки и сердца Володя делал Вере несколько раз, но каждый раз она его отвергала. Меньшов ей нравился, но воспитанная мамой в строгих традициях, девушка считала, что выходить замуж нужно один раз и навсегда. К тому же ей казалось, что она недостаточно близко его знает.
— Володя, в нашей жизни, по сути, еще ничего не случилось. Выйти сейчас замуж — это отказаться от карьеры. В эту минуту я не могу сказать тебе да.
Тем не менее, они расписались на третьем курсе, поддавшись на обещания учебной части института дать им отдельную комнату в общежитии. Ей был 21 год, ему — 24. Узнав о том, что Алентова выходит замуж за «бесперспективного Меньшова» преподаватели пришли в ужас. Один из наставников как-то подозвал девушку к себе и принялся отговаривать:
— Алентова ты за Меньшова замуж собралась? Зачем он тебе? Тебя ждет многообещающая карьера, ты ведь талантлива! А он будет прозябать где-нибудь в провинции…
Веру очень злил тот факт, что всем было известно о ее личной жизни:
— Володя, давай комнату снимем. Не могу больше слушать эти советы: как мне жить, с кем спать…
Свадьбу праздновали всем общежитием. А потом началась их семейная жизнь: без дома, без денег, с бурными страстями, мучительными терзаниями из-за ревности и с длительными расставаниями…
Первое предательство
Еще учась на третьем курсе, Алентова знала, что по окончании Школы-студии ее возьмут во МХАТ.
— Готовьтесь, Вера. Во МХАТе для вас есть главная роль в «Кремлевских курантах»,-заявил ей ректор студии Вениамин Радомысленский. — Не вздумайте ничего себе больше подыскивать. Молодую семью, конечно, разбивать не будем…
Перспектива стать частью труппы такого замечательного театра окрыляла и вдохновляла. Но когда пришло время распределения, выяснилось, что Веру, а уж тем более Владимира, никуда не взяли.
— Но как же так, Володенька,- плакала она уже дома. — Меня просто взяли и предали! Я не хочу знать, почему так произошло, но ноги моей там больше не будет.
Оставшись один на один со страшной правдой, что она оказалась никому не нужна, Алентова еще долго не могла прийти в себя. К тому же все показы в театрах уже закончились, и выпускница буквально оказалась в подвешенном состоянии. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Совершенно случайно начинающая актриса услышала, что в театр имени Пушкина еще идет набор. Девушка ринулась туда и была зачислена в его труппу. А муж отправился работать в Ставрополь.
Первое время Вере приходилось непросто. Недобросовестные коллеги распускали о ней недостоверные слухи и сплетни, чтобы опорочить ее имя и лишить желанных ролей. Как могла, она сопротивлялась натиску недоброжелателей, остро завидующих ее красоте и успеху.
С Володей их разлучили, поэтому поддержки от него особой не было. Нет, они, конечно, старались как можно чаще встречаться в Москве. Но скопить деньги на билет удавалось нечасто.
Несмотря на козни коллег, в театре Пушкина Алентова сразу же включилась в работу, сыграв главную роль в спектакле «Шоколадный солдатик» по пьесе великого драматурга Бернарда Шоу.
Измена
Когда через год Меньшов вернулся в столицу, его Вера уже срывала аншлаги. Но и ему самому посчастливилось, заручившись поддержкой самого Михаила Ромма, поступить во ВГИК на режиссерский факультет.
Семья воссоединилась, но об отдельном жилье оставалось только мечтать. Алентова поселилась в театральном общежитии, Меньшову же вместе с женой проживать не позволили. Они вынуждены были ходить друг к другу в гости даже после рождения в 1969 году их дочери Юли.
Маленький ребенок, проблемы в театре, съемки, постоянная нехватка денег… Тогда ей казалось, что так тяжело не живет никто из ее знакомых. Она плакала по ночам, уткнувшись в подушку. А усталость и обиды все копились и копились…
Юлии не исполнилось и двух лет, когда Вера узнала, что муж ей изменил. В то время в Москве у дочери гостила Ирина Николаевна.
— Мамочка, я с ним разведусь,- плакала Вера.
— Не стоит. Ты его любишь, а он любит тебя,- успокаивала мудрая Ирина Николаевна. — В тебе говорит обида, но любовь никуда не делась.
— А как жить с разбитым сердцем, мамочка? — не унималась Алентова.
— Ради Юли,- вздохнула та.
Тогда супруги не развелись. Это случилось только спустя три года. За это время более-менее наладился их финансовый вопрос — Меньшов начал сниматься. Вере выдали ордер на двухкомнатную квартиру. Но починить разрушенное им так и не удалось.
— В новую квартиру мы переедем без тебя, -сообщила актриса супругу.
Владимир не ожидал такого поворота событий. Увидев, что муж растерялся и не знает, что ответить, Вера смягчилась
— Хорошо, давай временно поживем врозь.
И ему пришлось согласиться. Напоследок он просил жену не разводиться официально, это могло навредить его набирающей обороты карьере. Если бы тогда им кто-нибудь сказал, что в дальнейшем их фамилии будут неразрывно связаны между собой, как единое целое, они бы не поверили. Особенно Вера. В тот момент она уходила от мужа навсегда.
Творческий подъем
После развода у обоих начался творческий подъем. В театре Пушкина у Алентовой выпускались один спектакль за другим: «Зыковы», «Дети солнца», «Федра» и «Последние дни». Меньшов снял свой «Розыгрыш», ставший лидером проката 1977 года.
В личной жизни каждый был счастлив по-своему. Она жила Юлей, театром и домом. Он — Юлей, съемками и… новым увлечением. Спустя два года после развода в жизни Меньшова появилась женщина по имени Оля.
Но, видимо, Вера была предназначена именно Владимиру, а он ей. Когда их дочь пошла в первый класс, они вновь воссоединились. Уже для того, чтобы больше никогда не расставаться.
И пусть для этого Меньшову пришлось долго и мучительно объясняться с новой пассией— женщина никак не хотела его отпускать,— он твердо решил: его семья — это Вера и Юля. Но этих замечательных и талантливых артистов связывала не только любовь. Их творческий тандем также был плодотворным.
Успех
Культовая мелодрама «Москва слезам не верит» принесла супругам немало переживаний, но в результате разделила их жизнь на «до» и «после». Роль провинциалки Кати Тихомировой молниеносно сделала Алентову настоящей звездой отечественного кинематографа.
К ней подходили на улице, просили автограф, благодарили за такую душевную, искреннюю и весьма правдоподобную историю. Вскоре назвали лучшей актрисой того времени по версии журнала «Советский экран» и удостоили Госпремией СССР. Благодаря такому успеху семья переехала в просторную «трешку» в Олимпийской деревне.
А ведь Меньшов поначалу сомневался доверять Вере роль Катерины. Изначально режиссер планировал задействовать в съемках Маргариту Терехову или Ирину Купченко, но те отказались. И тогда на пробы отправилась Алентова.
В тот день Владимир, далекий от религии человек, даже поставил свечку в церкви с тихой просьбой, чтобы мосфильмовское начальство утвердило Веру на роль. А когда это случилось — не давал актрисе в работе никаких поблажек.
История женщины, сумевшей преодолеть жизненные невзгоды и стать счастливой и успешной, невероятно полюбилась советскому зрителю. Получил фильм всеобщее признание и за рубежом. Только вот престижнейшую премию «Оскар» под неудержимый хохот зала получил никому неизвестный представитель русского посольства.
Режиссера и исполнительницу главной роли попросту не пустили за границу. Конечно, супругам было очень обидно, но изменить ситуацию они не могли. К тому же некоторые критики совершенно необоснованно обвиняли режиссера в погоне за дешевым успехом. Но толпы зрителей, продолжающих идти в кинотеатры, красноречиво доказывали — это далеко не так.
Испытания
Следующий фильм Меньшова — «Любовь и голуби» принес семье не менее горькие испытания и переживания, чем «Москва…». И всему виной набирающая к тому времени в стране антиалкогольная кампания. Советскому начальству показалось, что в картине много пьянства, и первое время ее даже отказывались принимать.
Режиссеру предложили вырезать и перемонтировать сцены, где возникали сцены выпивки. Но тот отказался. И тогда началась настоящая травля. Меньшова буквально затаскали по высоким кабинетам, стращая и угрожая.
— По их понятиям, я должен вырезать Юрского полностью? Но это невозможно,- как загнанный зверь метался Меньшов по квартире. — Пусть делают, что хотят, но и мою фамилию тогда пусть убирают из титров.
В такие минуты Вера не знала, чем помочь мужу. Женщина могла только находиться с ним рядом и поддерживать. К сожалению, актрисе не удалось сняться в этой картине, так как именно в тот период она получила главную роль в фильме Юрия Райзмана «Время желаний».
Но вместе с мужем Алентова поработала еще не один раз. Комедия «Ширли-Мырли», мелодрама «Зависть богов» режиссерами которых являлся Меньшов, получили заслуженные премии и зрительские симпатии.
Потеря
Не секрет, что Вера Валентиновна — женщина очень красивая и эффектная. О своих экспериментах с внешностью у пластических хирургов она говорить не любит, ведь они принесли ей немало проблем.
Актриса и по сей день старается держать себя в форме, придерживается здорового питания, всевозможных диет и то, как она выглядит в своем уже весьма почтенном возрасте, не может не вызывать восхищения.
В 2021 году супруги перенесли тяжелую коронавирусную инфекцию. Только Владимир Валентинович не смог справится с болезнью и скончался. Когда мужа не стало, Алентова все же смогла найти в себе силы, чтобы вернуться на сцену.
Перед своим 80-летним юбилеем она исполнила главную роль в спектакле «Мадам Рубинштейн», а немногим позже издала автобиографическую книгу «Все не случайно», посвященную покойному мужу. В ней она рассказала историю их любви — сложной, противоречивой, полной испытаний и волнений, но от этого не менее сильной.