— Я не хотела жить, — вспоминала Марианна о том, как её бросил Андрон Кончаловский. — У меня распухли губы на пол-лица. Но выжила. Было очень больно, горевала. Проплакала несколько месяцев, а сейчас оглядываюсь назад и думаю: «И хорошо, что не поженились! Числилась бы сейчас в списке его брошенных жён».
С Андроном (Андреем) Кончаловским, братом Никиты Михалкова и в будущем известным кинорежиссёром, Марианна Вертинская познакомилась на съёмках фильма Марлена Хуциева «Мне двадцать лет…».
У фильма была сложная судьба, картину то закрывали, то снова разрешали снимать, в итоге, съёмки длились больше трёх лет. Всё это время Марианна и Андрон были неразлучны. Об их романе знали все родственники, считая их женихом и невестой, была даже назначена дата свадьбы.
Но Кончаловский, горячо объяснявшийся в любви не только перед Марианной, но и перед её мамой Лидией Вертинской (рассказывая, как обожает её старшую дочь), уехал снимать свой дебютный полнометражный фильм «Первый учитель» и… женился на Наталье Аринбасаровой!
Для Вертинской это было ударом, она ведь долго не подпускала Кончаловского к себе близко, так как до него пережила личную драму. Марианна была девочкой из хорошей семьи, мама её, что называется, берегла, следила, с кем общается дочь, но…
— Так уж вышло, что мама меня всё-таки не уберегла: со мной произошла неприятная история сразу после школы, когда я осталась ночевать у одних друзей, — вспоминала Вертинская.
— И после того случая я и думать не могла о близости с мужчиной. Долгое время мы с Андроном только целовались, а он отнёсся ко мне с огромным пониманием, заботился обо мне и был очень нежен.
Так я оттаяла и доверилась ему. А вообще о нашем романе судачила вся Москва! Все ждали, что породнятся две знаменитые семьи, Михалковых и Вертинских.
После предательства жениха Марианна долго приходила в себя, но всё-таки погружаться в пучину горя с головой ей было элементарно некогда. Предстояло определяться в жизни, без кино она уже не мыслила своё будущее, ведь у Хуциева она снялась, не имея актёрского образования.
Удивительно, но когда-то она выбрала себе очень серьёзную профессию, поступив в Плехановский институт на товароведческий факультет. Подружка Зина Гильфанд пошла, и Вертинская вместе с ней. Но Марианна славилась своим головотяпством, и родственники пришли в ужас:
— Немедленно забери документы! Тебя посадят через два дня твоей трудовой деятельности!
Тогда девушка поступила на иняз уже с другой подружкой, прекрасно владея английским с детства. Но учиться не пошла, кинематограф помешал и вот каким образом.
Марианна ещё училась в школе, когда её впервые пригласили на кинопробы для фильма «Причал», увидев на «Мосфильме» с мамой. Лидия Вертинская на пробы пошла с Марианной, и ей не понравилось, с каким интересом уставились на неё молодые мужчины, сценарист, режиссёр, оператор и другие. Развернулась и дочь увела.
— Вон как пятеро мужиков на тебя рты разинули! — возмущалась Лидия по дороге домой. — Нечего тебе рядом с ними находиться, мала ещё.
«Причал», впрочем, не сняли, а дебютом Марианны в кино стал фильм «Високосный год» Анатолия Эфроса. К серьёзному Эфросу мама дочку отпустила сниматься, да и она уже не была ребёнком.
Только произошло это перед началом учёбы в инязе, в итоге Марианна не пришла ни на одно занятие, и документы из ВУЗа забрала.
К тому же, скоро она попала к Марлену Хуциеву, который писал сценарий к фильму вместе с Геннадием Шпаликовым, отвечавшему за диалоги в молодёжном стиле. Очень долго не могли найти актрису на главную роль.
Шпаликов-то и вспомнил, как Марианна приходила на кинопробы к «Причалу». Хуциеву Вертинская очень понравилась, он только велел перекрасить её светлые волосы в тёмный цвет и постричь короче. Её одобрил и художественный руководитель картины Сергей Герасимов.
— Картина для меня стала огромным событием! — вспоминала Марианна. — Коля Губенко, Слава Любшин и Валя Попов сыграли свои первые большие работы в кино. Гена Шпаликов, молодой сценарист, был уже известен на всю Москву.
А как он пел в компаниях под гитару! Кончаловский и Тарковский снялись в эпизоде. Мы все подружились, после съёмок неслись то в Дом литераторов, в ВТО. Ели, общались и, конечно, танцевали!
Марианна была очень удивлена, когда Андрей Тарковский, едва с ней познакомившись, предложил ей сыграть в его первом полнометражном фильме «Иваново детство». Он её видел в роли фельдшера Маши. Но, чтобы сниматься у Тарковского, надо было отказаться от роли в фильме «Мне двадцать лет…»!
— Меня утвердил сам Марлен Хуциев! — воскликнула Марианна в ответ на предложение Андрея.
— Хмм… Тогда Вам придётся отказаться от Хуциева, — без тени шутки ответил Тарковский.
У Тарковского в «Ивановом детстве» снялась Валентина Малявина. И хотя Андрей был женат, у них был роман.
— Тарковский – моя судьба, моё счастье, — вспоминала о нём Малявина. — Он говорил, что мог бы прожить со мной всю жизнь… Но я была замужем за Збруевым, Андрей тоже был женат.
Он просил, чтобы я снималась только в его фильмах, однако после «Иванова детства» нам так и не удалось поработать вместе. Судьба то сводила, то разводила нас…
Конечно, Марианна выбрала съёмки у прославленного режиссёра, а не у начинающего дебютанта. Зато в ресторанах лихо отплясывала твист именно с Тарковским. Кончаловский тоже танцевал, но Тарковский и Вертинская были самой неутомимой парой на танцполе.
— Конечно, я видела, что нравлюсь Тарковскому, — улыбалась Марианна. — Но он был женат на Ирме Рауш. Андрей её часто привозил на Николину Гору к Андрону, где мы развлекались большой весёлой компанией. Тарковский дружил с Кончаловским, я была влюблена в Андрона…
Но Марианна с Кончаловским расстались, она училась в Щукинском, а Тарковский вновь пригласил её сниматься в его фильме. Это была картина «Андрей Рублёв», роль называлась «дурочка». Марианне не захотелось играть юродивую, не видела она себя в этом амплуа!
— Я была молодой девушкой и сама мысль, что я должна описаться в кадре, да ещё и в церкви, вызывала у меня ужас, — рассказывала Вертинская. — Не захотела играть клиническую идиотку! В итоге сыграла его жена Ирма.
Тарковский ужасно рассердился, мол, в двух моих фильмах уже отказалась сыграть! Однако, проявил к актрисе и другой интерес. У него были напряжённые отношения с Ирмой на грани развода, Марианна рассталась с Кончаловским.
Вертинская рассказывала, что для тех легкомысленных лет в их среде типичным было возникновение каких-то любовных треугольников, а то и многоугольников.
— Мы утешали с ним друг друга, утешали, утешали, обсуждая наши драмы, и доутешались, — рассказывала Марианна. — Оказались в объятиях друг друга в постели!
Пара своих отношений не скрывала, появляясь вместе в общих компаниях, где все по-прежнему обсуждали кино, книги (читали распространяемый в самиздате «Архипелаг ГУЛАГ», да Шаламова) и, конечно, кутили и танцевали.
Тарковский тогда считал, что обязан жениться на женщине, в которую влюбился (с Ирмой Рауш он расстался), и сделал Марианне предложение.
— Выходи за меня замуж!
— Нет! — воскликнула Марианна.
— Ты понимаешь, кому ты отказываешь?! Я — Тарковский, — Андрей гневался, как и тогда, когда она отказывалась у него сниматься.
— А я — Вертинская! — Марианна себе цену знала. — Андрюша, тебе нужна совершенно другая женщина, которая забудет о себе и будет служить тебе. Из меня такой жены не выйдет!
Вскоре в жизни Тарковского появилась Лариса Кизилова, на которой он женился. Наблюдательная Марианна говорила, что не зря она сыграла у него в «Зеркале» женщину, заставляющую героиню Тереховой отрубить голову у петуха.
Мол, всё понимал Андрей про характер Лары. И действительно, Лариса оказалась из тех железных женщин, которые и служат талантливому мужу, и контролируют не только, разумеется, его контакты с женщинами, но и с друзьями.
Марианна же увлеклась художником Львом Збарским, с которым прожила два года. Впрочем, это уже совсем другие истории.
— Знаете, это была атмосфера лёгкого безумия и постоянной всеобщей друг в друга влюблённости, — улыбалась Марианна Вертинская. — Наша молодость!