– Фаня, какая актриса, какая тебе сцена? Вот посмотри на Беллочку, о… она таки красавица… А теперь повернись передом к зеркалу и загляни туда… – отец не выбирал выражения.
Фанни вспыхнула, но к зеркалу не пошла. Отец был не единственным, кто по поводу и без повода тыкал в её внешность…
– Ну и ладно! А я всё равно буду актрисой! Потому что… потому что очень хочу! – крикнула в сердцах Фанни и выбежала из комнаты…
В семье не без… Фаины
Фанни Фельдман родилась в 1896 году в Таганроге. Её семья ни в чем не нуждалась: Гирш Хаимович Фельдман владел магазином стройматериалов и фабрикой красок и даже имел собственный пароход.
Правда, маленькую Фаину наличие парохода не впечатляло. Зато личный дворник отца с медалью «За мужество» очень даже производил впечатление. Девочка мечтала, что вырастет и тоже получит такую же медаль.
Как и положено дочери состоятельного отца, училась Фаина в женской гимназии. Правда, оттуда она однажды попросту сбежала: не выдержала насмешек одноклассниц, которые со всей детской злостью высмеивали и заикание, и высокий рост Фаины. Она росла изгоем и почти не имела подруг.
Дома к девочке приставили воспитательницу-немку, а уж та постаралась на славу: Фанни занималась и иностранными языками, и музицированием, и пением… Впрочем, как признавалась актриса в своих мемуарах, она была неспособна к обучению и до старости писала с ошибками.
Отец был строгим и не жалел наказаний, порой дело доходило до порки. Кроме Фанни в семье было еще двое детей: Белла и Яков. Младший Лазарь умер в младенчестве. Старших детей родители любили, они были надеждой и опорой семьи. Фаина была никем, больших надежд на нее не возлагали.
В 1913 году девочка вместе с родителями попала на спектакль «Вишневый сад». Именно с тех пор Фанни окончательно и бесповоротно решила, что станет актрисой. Собственно, сценический псевдоним «Раневская» тоже взят из чеховского произведения.
Под впечатлением девочка поступила в частную театральную студию. Отец не возражал, но ровно до тех пор, пока дочь не решила стать профессиональной актрисой.
Заявление, сделанное в сердцах отцу, оказалось неголословным: Фаина уехала в Москву. Вернее, не так. Отцу надоело терпеть «рыжую заикающуюся дылду, которая даже не окончила гимназию», но мечтает о сцене, и согласился отправить дочь в столицу.
Экзальтированная дурочка
Частная театральная школа, в которую устроилась будущая «королева эпизода» стоила больших денег, средств постоянно не хватало, несмотря на периодические переводы от родителей.
Попытка поступить в театральное провалилась. Мягко говоря, Фаина не вписалась в общепринятые стандарты актрисы.
Фаина махнула рукой и решила заняться сугубо практической деятельностью: устроилась актрисой массовки в подмосковный летний театр.
Грянувшие в 1917 одна за другой революции отняли у Раневской семью: её родители, брат и сестра вынуждены были эмигрировать в Прагу.
– Я понимала, что теряю семью навсегда, но не могла поменять своё решение… Я была очень упорной и тщеславной, поэтому ни в коем случае не хотела уезжать… – напишет позже Раневская.
И началась гастрольная кочевая жизнь… В каких только театрах не пришлось служить актрисе: и в Керчи, и в Смоленске, и в Архангельске, и в Сталинграде. Это были годы становления настоящего таланта, когда роли «выгрызались», образы матерели и входили в тело и душу навсегда.
Кто не знает Мулю?
Театральная карьера продолжилась в тридцатые годы уже в Москве – в Камерном театре и в Центральном театре Красной армии.
Тогда же состоялся и кинодебют в картине Михаила Ромма «Пышка». В последующие годы Раневская сыграет более 20 ролей в кино и ни одной главной.
В этом и будет состоять ещё одна загадка: несмотря на постоянную игру исключительно в эпизодах или ролях третьего плана, Раневская станет настоящей звездой кино и любимицей советского зрителя…
Ну, кто не знает фразы: «Муля, не нервируй меня»? Даже не знающее Раневскую молодое поколение и по сей день откуда-то из закромов памяти извлекают фразы и словечки великой актрисы.
(Кто давно подписан на мой канал, знает, я крайне редко берусь судить о творчестве своих героев, причисляя их к великим или не очень. Но в случае с Раневской все же не стану сдерживать порыва. Раневская – великая актриса!)
Дорогуша, иди погуляй
С мужчинами Раневская не церемонилась. Возможно, на это как-то повлияли обиды, причинённые ей ещё в детском возрасте, но Фаина всю жизнь была абсолютно уверена в своей недостаточно красивой внешности.
В 19 лет она влюбилась в молодого актёра. Все актрисы тайно или явно были в него влюблены. Каково же было удивление и счастье Фаины, когда ловелас как-то напросился к ней в гости. Девушка не стала выяснять причин такого решения, а на всю зарплату, которую получила только вчера, накупила вина, угощений и шикарное новое платье.
Каков же было удивление и разочарование, когда в условленный час кавалер явился под руку со сногсшибательной красоткой.
— Погуляйте пару часов, дорогуша? А я вас здесь подожду, — промолвил кавалер и вытолкал хозяйку комнатки наружу.
Фаина растерянно смотрела на запертую перед самым носом дверь. Слезы жгли глаза. как уверяла сама актриса, после этого случая она больше не позволяла себе влюбляться. Лукавила, конечно, в ее жизни были романы, и не один…
Без вас попробую прожить
В 1916 году Фаина пережила бурный и страстный роман. Её избранником был дипломат Максимилиан Гамм.
Как и многие другие, Максимилиан был в восторге, увидев Раневскую на сцене. Почти сразу он признался актрисе в своих чувствах. Между молодыми людьми возникла настоящая любовь, которая разбилась о принципы и непонимание…
Раневская, будучи еврейкой, исповедовала иудейскую веру. Ради любви Фаина была готова принести жертву и вступить в православие, но Максимилиану оказалось этого недостаточно. Он хотел, чтобы его любимая покончила со своим образом жизни и оставила сцену навсегда.
От влюблённой Фаины можно было требовать чего угодно, но только не этого.
— Знаешь, дорогой, я как-то жила до тебя все эти годы, и дальше попробую это делать. А вот без сцены я жить точно не смогу… — на том и была поставлена точка в этом романе.
Женщина-загадка
Позже Фаина влюбится в Василия Качалова, выдающегося актера. Раневская действительно боготворила этого мужчину. Она восхищалась его талантом, писала письма и даже добилась дружбы, прилюдно грохнувшись в обморок в его присутствии.
Их отношения никогда не выходили за определённые рамки; Раневская скорее любила великого актёра и человека, а не мужчину в прямом смысле слова…
Конечно, её жизнь полнилась слухами о романах. Поговаривали и об отношениях с Василием Меркурьевым, которые, якобы, зародились на съёмках «Золушки», и о достаточно странной связи с Глебом Скороходовым…
Раневская никогда не распространялась о своих переживаниях настолько, чтобы собеседник мог понять что-нибудь однозначно. В этом плане она всегда сохраняла загадку, соответствуя своим представлениям о том, какой должна быть настоящая женщина…
Таинственными оказались и взаимоотношения Фаины Раневской с маршалом Фёдором Толбухиным. Паре приписывали «поздний» роман, но за рамки дружбы и взаимного уважения ни Толбухин, ни Раневская не позволяли себе выходить.
Подруги дней моих…
Особняком в жизни Фаины Раневской стояли её отношения с женщинами.
Актриса Татьяна Пельтцер стала закадычной подругой Раневской из разряда тех, с которыми постоянно ругаются, а потом вместе весело сами над собой хохочут.
Отношения соперничества связывали Фаину с Любовью Орловой. Раневская в Орловой «души не чаяла», но постоянно подтрунивала над той из-за тяги к красивым вещам, эпатажу и красоте. Раневская уверяла, что Орлова на порядок старше заявленного возраста, мол, в молодости актриса подтерла год рождения «скрутив» себе чуть не с десяток лет.
Были женщины, которыми актриса искренне восхищалась: Анна Ахматова и Павла Вульф… Ахматову Раневская, опять же, боготворила, восхищалась её талантом и уважала за такую же, как у неё самой способность всегда говорить людям правду в глаза. По легенде, их первая встреча состоялась в доме Ахматовой.
Раневская запросто заявилась в гости без приглашения, заявив поэтессе:
– Здравствуйте! Вы – мой поэт!
Связь с Павлой Вульф – наставницей и покровительницей Раневской – породила массу слухов о том, что их отношения – больше, чем дружба. Актриса, вопреки ожиданиям публики, почти не комментировала эти отношения.
Одиночество
И все-таки Раневская была одинока. Она так и не вышла замуж, не родила детей. Душевная боль и разочарование, которую она испытала ещё в молодости, заставляли инстинктивно опасаться мужчин и не доверять им.
Раневская ненавидела и любила мир. Ненавидела за то, что он приносит людям страдания, а любила за надежду…
«Вот товарищ Жаров – хороший актёр. Наклеит усы, бороду, бакенбарды и всё равно видно, что это Жаров… А Раневская ничего не клеит – и всё равно всегда разная…» И. В. Сталин.
Больше, на мой взгляд, и добавить нечего!
Не забывайте ставить лайки, подписываться на канал. Обязательно делитесь своим мнением в комментариях, жмите репосты!