В каком бы фильме ни снималась Любовь Полищук, зрители ею восхищались. Запоминающаяся скульптор Вера Сергеевна в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.», яркая барменша Куинни в «31 июня», девушка в пирожковой в «Отпуске за свой счёт», Зина в «Интердевочке», Жаннет в «Приключениях принца Флоризеля».
Минутное появление Полищук в кадре всегда было ослепительным! Актёрская карьера в кино этой замечательной актрисы складывалась как королевы эпизодов. После того, как она станцевала танго с Андреем Мироновым в «12 стульях», казалось бы, должны были появиться большие интересные роли, но…
— Этот номер Любы с Мироновым был выдающимся, и, действительно, многие режиссёры хотели бы с ней поработать, — рассказывал режиссёр Андрей Житинкин. — Но в те годы существовало понятие «несоветское лицо». И всё!
На большие роли начальство порекомендовало её не брать: её лицо слишком чувственное. Но как же она играла эпизоды! Очень жаль, что её потенциал в кино так мало использовали. А, возможно, Люба наговорила резкостей кому-нибудь из Госкино, и он ей отомстил.
Косоглазая и кривоногая «алтистка» мечтает стать звездой
Она родилась в прекрасный весенний день 21 мая 1949 года. Люба росла в простой рабочей семье строителя и швеи, а сама мечтала стать «алтисткой». А ведь у неё было косоглазие и кривые ноги из-за перенесённого в детстве рахита. Но уже тогда проявился бойцовский характер Любани, как её ласково называли друзья.
Косоглазие она исправила себе сама, закрывая глаз ладошкой, а ноги перевязывала скакалкой и так ходила. Может быть, просто выросла, и ноги выправились, но то, что в девочке всегда было желание победить обстоятельства, несомненно.
Для балета она оказалась слишком высокой — 175 см! Значит, буду актрисой, решила девушка и, уговорив родителей купить ей билет, отправилась в Москву.
Карьера её строилась непросто: на экзамены Любовь опоздала, но поступила во Всероссийскую мастерскую эстрадного искусства (ГИТИС она окончила заочно в 1985 году, уже будучи известной актрисой).
Люба училась в мастерской в 1966-1967 гг и после была принята в Омскую филармонию в качестве артистки разговорного жанра. На сцене она чувствовала себя, как рыба в воде: читала юмористические рассказы, пела и танцевала.
Тексты для актрисы писал литератор Марьян Беленький, известный по своим работам с Аркадией Райкиным, Кларой Новиковой, Геннадием Хазановым, Юрием Никулиным и другими. Полищук становилась настоящей звездой Омска.
«Мужчин Люба моментально очаровывала. У многих раздувались ноздри в её присутствии»
Жизнь улыбалась Любе, а любовь закружила с головой — в 1971 году, когда ей было 22 года, она вышла замуж за однокурсника и коллегу по сцене Валерия Макарова.
В 1972 году на свет появился сын Алёша. И в этом же году актриса получила великолепное предложение нового главы Росконцерта, бывшего директора Омской филармонии Юрия Юровского. Он позвал её в столицу для работы в Московском мюзик-холле!
Уже в следующем году она блистала в главной роли в спектакле «»Красная стрела» прибывает в Москву» (сценарий писали Михаил Жванецкий, Олег Левицкий и др.). Полищук зажигательно танцевала и пела, и однажды у неё с ноги слетела туфля, в зале её поймал парень. Действие остановилось…
— Отдайте, пожалуйста, мою туфельку, — попросила артистка.
— Ну уж нет! — закричал молодой человек под смех в зале. — Мяч на футболе не отдают, и туфелька — мой трофей!
— Но у меня больше нет туфель! — расстроилась Полищук.
— Ладно, держите свою туфельку, — улыбнулся парень. — Только взамен прошу автограф!
Конечно, больших денег Люба не зарабатывала, но ей ещё и сложно было подобрать одежду и обувь. Одежду — из-за высокого роста и худобы в сочетании с округлыми формами, а туфельки актриса носила 43-го размера!
— Держалась она всегда очень просто, — вспоминал её коллега по мюзик-холлу Лев Шимелов. — Как-то на гастролях в Омске зазвала всех домой: «Мамка пельменей налепила на всех!» Было что-то даже парадоксальное в сочетании необычайной её красоты с этой простотой.
Мужчин Люба моментально очаровывала. У многих раздувались ноздри в её присутствии. А она кокетничать не умела! Мало того, терялась, когда слышала комплименты: Любочка была жутко неуверенной в себе женщиной и красавицей себя не считала.
Её романтические отношения с главным режиссёром ни для кого не были секретом
Валерий Макаров в театре не блистал, его, в отличие от Любы, не считали перспективным артистом. И как-то всё разладилось в семье, супруги развелись, Валерий уехал в Омск.
— Люба не переживала из-за развода, но ей тяжело было одной в столице, — рассказывал Шимелов. — Хотя как-то устроить свою личную жизнь Люба не стремилась.
Правда, когда у нас появился приглашённый цыганский певец Володька Климашенко, у них завязались отношения. Он хороший парень был, добрый и весёлый. Но замуж Любаня тогда не собиралась, была помешана на сцене.
Мюзик-холл вовсю гастролировал и за границей, в основном, в соцстранах. В целом, работа устраивала Полищук всем, кроме одного: широкая публика артистов не знала, а потому не было приглашений ни сниматься в кино, ни на ТВ. Сама она предложить себя, как актрису, не умела, в театры не показывалась, на кинопробы не ходила.
Но по воле случая Любовь пригласили станцевать танго в «12 стульях», и она сразу всем запомнилась. Её начали снимать, а в 1978 году Мюзик-холл закрыли, и Полищук стала артисткой «Москонцерта».
Там её вскоре увидел Михаил Левитин, режиссёр Театра миниатюр (сейчас это «Эрмитаж»). Он был покорён её талантом, и пригласил работать с ним.
— Она считалась ведущей артисткой театра «Эрмитаж», играла в десятке спектаклей, срывала аплодисменты, — рассказывала актриса Наталья Гвоздикова. — На репетиции могла и матом послать, жёстко поставить на место.
Её романтические отношения с главным режиссёром ни для кого не были секретом. Люба очень его любила, мечтала выйти за него замуж.
Но жена Левитина Оля Остроумова тогда родила второго ребёнка, и он остался в семье. Полищук это тяжело переживала.
«Полищук какого-то нечеловеческого роста и любит цыган»
И всё-таки Полищук нашла своё женское счастье в лице художника Сергея Цигаля. Он любил рассказывать фантастическую историю знакомства с Любовью. Однажды Сергей и его отец смотрели фильм «Эзоп». Цигаль смотрел-смотрел на Полищук и выдал: «Я на ней женюсь!»
С того момента Цигаль приставал ко всем друзьям, может, кто-то познакомит его с Любой. Режиссёр Пётр Штейн, решив подшутить над приятелем, сказал ему: «Полищук какого-то нечеловеческого роста и любит цыган».
А кто-то ещё добавил: «Ей нравятся мужчины с большим носом!» Сергей нашёл сапоги-казаки на каблуках, отпустил свои кудрявые волосы, образовавшие копну на голове, и репетировал перед зеркалом, как он демонстрирует профиль с выдающимся носом.
До Полищук уже дошли слухи, что симпатичный мужчина мечтает с ней познакомиться, но знакомство всё не происходило (Сергей был занят отращиванием шевелюры). Наконец Цигаль пришёл на спектакль!
Из-за каблуков брюки выглядели коротенькими, поразило Любовь и «гнездо» на голове «жениха». Но он вёл себя уверенно, посадил её в свои «Жигули» после спектакля и повёз домой. На обледеневшей дороге машину занесло. К счастью, все обошлось, а Полищук Цигаль понравился: «Лихой! На меня похож!»
— С Цигалем они расписались, когда Полищук забеременела. Сказала Сергею: «Если не собираешься жениться, ребёнка я оставить не смогу — второго в одиночку просто не потяну», — рассказывала Наталья Гвоздикова.
— Тот побежал советоваться к отцу, который велел купить букет цветов и на коленях умолять эту женщину выйти за его сына!
Они расписались в 1984 году. Вскоре родилась дочь Мариэтта, названная так в честь бабушки Цигаля писательницы Мариэтты Шагинян.
— Я считаю, когда она вышла замуж за Цигаля, удача повернулась к ней лицом! — рассуждала Наталья Гвоздикова, часто отдыхавшая с семьёй вместе с семьёй Полищук в Крыму. — Она была удивительно умной, талантливой, дерзкой, а что-то не лепилось.
И тут пошла в гору карьера, посыпались предложения сниматься. У Любы появился человек, который беспокоился о ней, поддерживал, оберегал, занимался хозяйством, готовил прекрасно.
Полищук наконец-то вздохнула свободно, не надо было переживать о быте, занимаясь творчеством. Она, конечно, пахала, будучи добытчицей в семье.
Была куплена квартира в Большом Казённом переулке, реконструирована старая дача Шагинян в Коктебеле, где она обожала отдыхать. Ну а муж взял на себя все хозяйственные хлопоты, их это полностью устраивало, и Любовь выглядела счастливой.
С 1989 по 1995 год Полищук служила в театре «Школа современной пьесы» под руководством И. Райхельгауза. Параллельно с начала девяностых годов активно участвовала в проектах частных московских театров и антреприз. И очень много снималась в кино! Всего у актрисы насчитывается около ста ролей в фильмах и сериалах.
Утром 28 ноября 2006 года в новостях сообщили о смерти 57-летней Любови Полищук. В это так не хотелось верить, ведь актриса всё время снималась!
Последней работой Любови Полищук стала роль в телевизионном сериале «Моя прекрасная няня». Актриса играла одну из любимейших зрителями героинь этого фильма, будучи уже неизлечимо больной.
Как складывается судьба детей актрисы, Алексея и Мариэтты
Перед сыном Любовь Григорьевна всю жизнь чувствовала вину из-за того, что и в Омск к бабушке с дедушкой отдавала, и в интернате он жил. Но сам Алексей зла на мать не держит, он ясно говорил в интервью:
Моей маме тяжело пришлось в жизни. Надо было одной растить ребёнка, а профессия непростая. Гастролировала, ездила с концертами по городам и весям. Да, я жил какое-то время в интернате! Ну и что? Положа руку на сердце, скажу, что не знаю, как поступил бы я в таких обстоятельствах. А потому маму ни в чём не обвиняю!
Алексей Макаров стал актёром, ему сейчас 52 года, а за плечами — больше ста ролей в фильмах и сериалах. В 1994 — 2002 гг служил в Театре им. Моссовета. Есть дочь от актрисы Виктории Богатырёвой, а дам, с которыми у него были романы, перечислять не имеет смысла, можно сбиться со счёта.
— Когда ты одинок, тебе больше всего на свете хочется семьи, любви, чтобы рядом кто-то копошился, — делился Алексей. — Когда же это наступает — через какое-то время хочется одиночества, свободы. В этом парадоксальность мужской натуры.
По словам Алексея, до недавнего времени он был официально женат лишь раз — три года состоял в браке с журналисткой Марией Сперанской. В 2022 году сочетался браком с Полиной, в прошлом стюардессой.
Актёр относится к себе самокритично и не скрывает, что порой жил неправильно.
— Я нажрал 127 килограммов. У меня были запои. Это сильно меня подкосило: и здоровье, и отношения с людьми, — вспоминал Макаров. Я не могу сказать, что я побывал на дне. Это слишком высокопарно и самонадеянно. Но разные ситуации были.
Хорошие тексты пишет Макаров в своём блоге, как, например, для своей детской фотографии с друзьями:
Город Омск, левый берег Иртыша, Старый Кировск, частный сектор. Сральник в огороде, подсолнухи над завалинкой у забора, сени, порой густо покрытые инеем, печь, ухват, чугунки, жестяной умывальник на стене, рушник, висящий рядом на гвоздочке, табуретки, трёх-богатырёвый ковёр на стене
(Алёша Попович всегда казался потенциальным предателем, морда у него лукавая), умерший мопед «Карпаты», покосившаяся банька, заваленная внутри пожелтевшими на солнце газетами и журналами «Вокруг света», беcчисленные деловые коты, ссущие, где попало и их орущие подруги.
Иногда, когда Господь хотел послушать песни, от которых просто и легко плачется даже в детстве, он собирал в доме окрестных женщин.
Для разминки, женщины играли в подкидного, густо засыпая всё вокруг лузгой от семечек, пропускали по маленькой, на загляденье вкусно ели и обсуждали Пугачёву, не забывая пропускать.
А ближе к закату, вдохновлённые Аллой Борисовной и программой «Время», они пели хором. Русские и украинские народные песни.
И не было в этот щемящий момент ничего прекраснее этого бабьего воя, в котором вся Россия-матушка поместится, со всей нашей достоевщиной и вечным вопросом: «За что нам всё это, Создатель?!». Видать, есть за что…
И ту самую пели, из «Жил-был пёс»: «Ой, там, на горi…» И по голосам раскладывали идеально, без всяких репетиций. Такой вот привет, из 1977-го.
А я уже тогда на камеру смотрел с подозрением, чуял неприятности.
Правильно чуял…
Сейчас Алексей не пьёт, он в хорошей физической форме и востребован в кинематографе. Его сводная младшая сестра Мариэтта Цигаль-Полищук тоже стала актрисой.
К своим 39 годам она сыграла в 33 фильмах и сериалах, зрители её могут помнить по роли Фаины Раневской в сериале «Раневская», снятом в 2022 году. Цигаль-Полищук служит в Театре на Малой Бронной.
Мариэтта считает свою маму редкой красавицей, а о себе отзывается с улыбкой:
— Ну как можно без юмора относиться к моей внешности? Но и не комплексую. С возрастом научилась принимать комплименты. Предпочитаю в зеркало часто на себя не смотреть. Конечно, и в детстве, и даже сейчас слышу про свой выдающийся нос и «шнобель», и «баклажан». Но это меня не задевает!
Первый муж Мариэтты Дмитрий Сердюк — её коллега по театральной сцене. Супруги разошлись, но у них хорошие отношения, ведь имеется общий сын Гриша. В 2021 году Мариэтта в интервью рассказала, что несколько лет назад вышла замуж за своего давнего друга Александра Андриевича.
Они были знакомы лет 20, он, как и Мариэтта, окончил ГИТИС, был женат, есть дочь. Занимается продюсированием театральных проектов.
Алексей и Мариэтта опровергли слухи, что они не общаются после смерти мамы. Тогда Цигаль попросил пасынка не претендовать на мамино наследство. Макаров отказался от претензий, но с Сергеем действительно не общается, однако, с сестрой поддерживает отношения. Цигаль женился на женщине, работающей в сфере туризма.
На Любовь Полищук, конечно, надо смотреть на экране, кадры не передают её задора и обаяния! Редкий талант, к сожалению, не в полной мере раскрывшийся. Помним и любим.