Имя Михаила Пришвина известно каждому, кто учился в советской школе. Его произведения стали настоящей классикой литературы СССР. Пришвин был автором поистине удивительных рассказов о природе.
Первой супругой писателя стала обычая крестьянская женщина Ефросинья Бадыкина. Домовитая и хваткая, Ефросинья толково вела хозяйство. Она родила писателю двоих сыновей и прожила с Пришвиным почти 30 лет.
Пришвин был обласкан советской властью, его гонорары позволяли не только жить на широкую ногу, но и приобрести дом в Сергиевом Посаде, где и поселилась семья, хотя они получили четырёхкомнатную квартиру в центре столицы. За городом Ефросинья чувствовала себя в своей стихии – она приобрела корову и разбила огород на приусадебном участке.
Развела супругов интеллектуальная пропасть – неграмотная Ефросинья была настолько далека от литературы, искусства и творчества, что супругам попросту было не о чем говорить.
Когда любовные страсти утихли, осталась пустота, которую Пришвин попросту не знал, чем заполнить. И он, оставив супругу с ее хозяйством в загородном доме, жил в столице.
Когда писателю было уже под семьдесят, он наконец-то решился изменить свою жизнь, которая стала настолько душной для него, что выхода он не видел. Он влюбился в Валерию Лиорко- женщину, которая устроилась к нему работать литературным секретарем.
Валерия была дважды вдовой, жизнь ее не баловала, и судьба этой женщины была весьма непростой – лагеря, обвинения в антисоветской деятельности, травля.
Ефросинья, узнав о шашнях супруга, закатила скандал, она полагала, что увлечение мужа просто каприз – мол, седина в бороду, бес в ребро. И дала ясно понять – если Пришвин не прекратит отношения с Лиорко, на своей карьере он может поставить жирный крест.
Свое обещание она сдержала – накатала жалобу в Союз писателей, куда Пришвина вызвали на «разбор полетов». Ему ясно дали понять – развода быть не должно. Однако Пришвин отступать был не намерен.
На бракоразводном процессе писатель заявил, что готов отдать Ефросинье и детям все, что они хотят, лишь бы только они оставили его в покое. В итоге семья получила и загородный дом, и квартиру в центре Москвы. Писатель же с новой пассией уехал в деревню, в Подмосковье.
Судьба подарила Пришвину четырнадцать счастливейших лет брака. А после его смерти Валерия сделала все возможное, чтобы сохранить память о писателе: подготовила к публикации все его неизданные неизвестные произведения, а также дневники, и добилась открытия музея в Дунино, который долгое время работал на общественных началах.