Многодетная пара мирно живет в просторном доме, радуясь семейному уюту: они ходят на пикники и рыбалку, принимают гостей, ведут задушевные разговоры.
А за стеной их роскошного сада в мучениях умирают тысячи узников концлагеря. И никого из членов семьи Хёсс это соседство совершенно не смущает.
Недавняя цифровая премьера фильма “Зона интересов”, снятого режиссёром Джонатаном Глейзером по одноимённому роману Мартина Эмиса, вновь подняла тему обыденности зла и расчеловечивания людей во время войны.
Мировая премьера этой шокирующей картины состоялась в мае 2023 года на Каннском кинофестивале, где она выиграла Гран-при. Кроме того, лента претендует сразу на пять номинаций “Оскара” (церемония вручения намечена на 10 марта).
Крики из-за стены
В центре сюжета, основанного на реальных событиях, — будни семьи коменданта Освенцима-Биркенау Рудольфа Хёсса. Он с женой Хедвигой и пятью детьми живет в доме, который отделен от концлагеря только стеной.
Создатели фильма не показывают ужасы лагеря, о них можно догадаться только по отдельным деталям: пеплу, который каждую ночь покрывает сад Хёссов, крикам боли и выстрелам доносящимся из-за стены, сапогам коменданта, которые привычно отмывает от крови прислуга.
И сыновьям Хёссов, которые с детским любопытством рассматривают золотые зубы узников Освенцима, убитых по приказу их отца.
Режиссёр, как и автор романа, концентрируется лишь на бытовой жизни супругов Хёсс и их пятерых детей, скрупулезно воссоздавая детали их личной жизни.
Конечно, не обошлось без некоторых художественных домыслов, но тем не менее сохранилось немало воспоминаний заключенных Освенцима, которые работали в доме Хёссов в качестве садовников, нянь, горничных и кухарок. Именно они и легли сперва в основу книги, а потом и в основу сценария.
Кроме того, была дотошно восстановлена обстановка дома и двора Хёссов — в том числе при помощи семейных фотографий, которые часто делал Рудольф Хёсс.
“Мы жили в Освенциме, как в раю…”
Эту фразу не раз повторяла Хедвига Хёсс, вспоминая годы, проведенные в доме по соседству с печально знаменитым концлагерем. Она ничуть не кривила душой, ведь в ее распоряжении находилась самая настоящая вилла с отлично налаженным бытом.
Кадры из фильма очень красочно иллюстрируют ее слова: нам показывают огромный светлый дом, окруженный великолепным садом с роскошными клумбами и ухоженным газоном. В нем даже имеется открытый бассейн, в котором охотно плещутся дети Хёссов и их ровесники, пришедшие в гости.
А сама фрау Хёсс с гордостью показывает свои владения матери, приехавшей ее навестить, и хвастается, что муж нежно называет ее “Королевой Освенцима”.
И никого из женщин не смущает, что виноградные лозы и высокие деревья, красиво оттеняющие сад, маскируют высокую стену с колючей проволокой и трубы крематория, из которых постоянно идут клубы удушливого дыма.
Мимоходом почтенная мать семейства Хёсс грозит нерадивой горничной отправить ее в крематорий, если та снова провинится. И точно так же — обыденно-привычно, примеряет дорогую шубу, принесенную из-за забора концлагеря.
Все эти детали вовсе не выдумка режиссера: реальная Хедвига Хёсс дважды в неделю приходила в хранилища Освенцима, где находились вещи вновь прибывших узников и брала всё, что ей нравилось.
Кроме того, даже большая часть мебели в ее доме была сделана руками заключенных, о чем стало известно из дневника Анэлы Беднарской, работавшей в те годы экономкой Хёссов.
Например, в спальне супругов “…были две кровати темно-орехового цвета, четырехстворчатый шкаф, изготовленный в лагере и используемый Хёссом, и более светлый шкаф со стеклянными дверцами, которым пользовалась госпожа Хёсс. Там также было что-то вроде кушетки — с углублениями и кожаной обивкой”.
Узники концлагеря также оборудовали детскую площадку для детей коменданта, построив им качели, горки и деревянный самолет с двигающимся пропеллером.
Судьба нациста
Рудольф Хёсс был назначен комендантом Освенцима в мае 1940 года, когда в нем содержались политические заключенные. Приказ о назначении был отдан лично Генрихом Гиммлером, который считал Хёсса великолепным исполнителем, безоговорочно преданным идеалам Третьего рейха.
Начиная с 1941 года в концлагерь стали привозить цыган, польских евреев и советских военнопленных.
Ликвидация такого огромного количества людей обычными способами требовала много времени и средств, поэтому когда заместитель Хёсса впервые опробовал массовые убийства узников при помощи “Циклона Б”, комендант тут же взял на вооружение эту идею, приказав построить газовые камеры.
«На убийство людей в камере смертников уходило от трех до пятнадцати минут, в зависимости от климатических условий».
Всего, по собственному признанию, Рудольф Хёсс виновен в смерти не менее двух с половиной миллионов человек.
Он покинул пост главы Освенцима в ноябре 1943-го, но в мае 1944 года его вернули, поставив задачу: оперативно перевезти и уничтожить 430 тысяч венгерских евреев. Хёсс успешно справился с заданием меньше чем за два месяца, приказав убить и сжечь тысячи тел в огромных открытых ямах.
Его семья окончательно покинула Освенцим в ноябре 1944 года, когда Хёсса перевели в женский концлагерь Равенсбрюк, чтобы наблюдать за дальнейшим истреблением политических заключенных и евреев.
После победы над фашистской Германией Хёсс пустился в бега, но в марте 1946 года был арестован британской военной полицией, которая выдала преступника польским властям.
Рудольф Хёсс был приговорен к смертной казни через повешение, причем виселица была установлена рядом с одним из крематориев Освенцима I.
Его семью не тронули, но после смерти Хёсса им пришлось долгое время жить на грани нищеты. Ни Хедвига, ни дети никогда не винили Рудольфа в содеянном. Лишь один из его внуков — Райнер Хёсс порвал с семьей и выступил с публичным осуждением своего деда и родственников, пытавшихся его оправдать.