«Оставила мужа в пятикомнатной квартире и ушла в коммуналку к мужчине, на 7 лет младше себя». Тоня Шуранова и единственная любовь актрисы

Роман осторожно вошёл в кабинет, прикрыл за собой дверь… Стоял молча, просто смотрел на режиссёра Байрамкулова. Тот вдруг как-то оживился, как будто почувствовал поддержку…

– Ну что, Рома, надо отменять спектакль… Завтра – девять дней… – с наигранной беспечностью заявил он.

– Тоня сказала: «Будем играть!» — тихо сказал Роман.

На следующий день «Васса Железнова» собрала полный зал… Спектакль и до этого пользовался успехом, но тот день был особенным. Все глаза были устремлены на Антонину.

А она… Она как всегда совершала поступок. Поэтому и была безупречна и в игре на сцене, и в отношении к зрителю…

Между техникумом и Эрмитажем

До определённого момента Тонечка Шуранова совершенно не мечтала стать актрисой… Она родилась в Севастополе незадолго до начала Великой Отечественной войны. Рано лишившаяся главы, семья после снятия блокады вернулась на его родину – в Ленинград.

Тоня, как и все, ходила в школу, посещала кружки и секции, но обнаружила в себе «тягу к прекрасному», к искусству.

Тоня была старшей из трех детей и чувствовала на себе особую ответственность. Понимала, матери одной ой, как тяжело их тянуть. После седьмого класса девочка решила идти в техникум, не столько ради профессии, сколько ради стипендии, которую там платили.

После техникума Антонине пришлось даже поработать садовником в Выборгском районе…

Тем не менее про увлечения девушка тоже не забывала. Тоня занималась пением, посещала кружок юных натуралистов (даже имела подшефного верблюда по кличке Яша), но самым ярким увлечением стали занятия в секции искусствоведов при Эрмитаже.

Тогда и появились у Антонины первые мечты об актёрской карьере… На сцене Эрмитажного театра прошёл первый спектакль с участием Шурановой. Соорудив себе костюм из бабушкиных старых шляп и шалей, она отыграла в пьесе по мотивам произведений Лопе де Вега…

По форме выступление оказалось своеобразным выпускным экзаменом секции, а великолепно отыгравшая роль Антонина Шуранова задумалась о сцене, как о настоящем деле.

Не славы ищу, ощущений

Её не прельщали известность, популярность и яркая актёрская жизнь, Тоня гналась за ощущениями. Поэтому просто решила попробовать поступить в Ленинградский театральный институт… А вдруг получится? Когда удалось, даже немного удивилась…

Институт Шуранова закончила блестяще, даже стала ленинской стипендиаткой, а после приняла предложение режиссёра Ленинградского ТЮЗа Зиновия Карагодского. Приняла как временное, а в результате прослужила в театре 25 лет.

Любовь встречают только раз…

На первом курсе института Тоня влюбилась в студента по имени Николай. Студенческий брак, как часто случается, просуществовал совсем недолгое время. Уже тогда Шуранова нашла «своего мужчину», но долгое время даже не подозревала об этом…

Встреча с Александром Хочинским произошла во время совместной работы в его дипломном спектакле. «Сыгравшись», они продолжили дружить семьями: Антонина, её муж Николай и Хочинский с его тогдашней женой – клоунессой Ириной Асмус.

Дружба с будущей звездой фильма «Бумбараш» продлилась без малого четырнадцать лет. Отношения были абсолютно доверительными: Хочинский во время службы в армии не раз ходил в «самоволку», но отправлялся не на танцы и не в родительский дом, а прямиком домой к замужней Антонине…

После развода с Николаем Шуранова вышла замуж во второй раз – за перспективного и достаточно обеспеченного медика. Брак пришёлся на расцвет деятельности актрисы в театре, а потому столкнулся с проблемой взаимоотношений человека творческого и человека рационального.

Муж совершенно не принимал образа жизни Тони. В его понимании работа относилась к очень чётко организованной деятельности, ограниченной временными рамками рабочего дня. 

Поэтому поздние возвращения актрисы из театра он воспринимал с подозрением законченного ревнивца. Устраивал скандалы на ровном месте, закатывал сцены, достойные Отелло, да ещё и постоянно диктовал условия.

Положение усугублялось тем, что у пары не было детей. Антонина проблем со здоровьем не испытывала, вот и злился муж из-за бесконечных репетиций, спектаклей и дружбы с Хочинским…

Шуранова обладала сложным и независимым характером, поэтому потерпела и ушла… Ушла из пятикомнатной квартиры в коммуналку. К Александру Хочинскому…

Актриса, которая не любила кино…

Все те 14 лет, что актёры просто дружили, Антонина провела на сцене театра и в кино. И если В ТЮЗе она чувствовала себя на своём месте и была «звездой» спектаклей «Васса Железнова» и «Гертруда», то съёмки в кино давались сложнее… Первая блестящая роль в кино удалась Шурановой ещё на четвёртом курсе института…

В гости к четвёртому курсу неожиданно заявилась дама, оказавшаяся ассистенткой режиссёра Сергея Бондарчука. Она поведала студенткам о пробах к фильму «Война и мир», конкретно – о роли княжны Марьи Болконской. Во время обсуждения Шуранова достаточно резко высказалась о героине, чем и привлекла внимание…

Дама напросилась к Антонине в гости, несмотря на заявления студентки о том, что «она в кино сниматься не будет, да и вообще не фотогенична». Выторговав у Шурановой несколько фотографий, она уехала.

Преподаватели театрального института съёмки в кино не поощряли, за это и вовсе могли отчислить. Тем более на носу у Шурановой была защита диплома. Но «Мосфильм», зная всю институтскую «кухню», подстраховался и отправлял телеграмму за телеграммой с требованием предоставить актрису для проб…

В конце концов, Антонину отправили в Москву. Она не особенно надеялась на результат, а в итоге сыграла одну из своих самых известных ролей в кино – княжну Марью Болконскую в легендарной экранизации Сергея Бондарчука.

Дальше будут фильмы «Чайковский», «Опасный поворот» и «Дела сердечные». Каждый раз Шуранова как будто переступала через себя, соглашаясь играть. Она открыто признавалась, что игра в театре доставляет ей истинное удовольствие, кино ей неинтересно.

Шуранова и Хочинский

В личной жизни актриса всё-таки выбрала «коммунальный рай», но зато с любимым человеком. «Я ни дня не пожалела, что оставила мужа в пятикомнатной квартире и ушла в коммуналку к мужчине, на 7 лет младше себя», — многократно говорила Антонина.

Практически одновременно Хочинский и Шуранова поняли, что любовь была всегда рядом, но они её не замечали. Оба прошли через два брака, а потом, намаявшись, просто захотели стать счастливыми.

Свадьбы между бывшими друзьями не было. Устав от вечных претензий предыдущего мужа, Антонина запросто заявилась в коммуналку Хочинского на Васильевском острове, где её ждали «непрожаренные котлеты размером с лошадь» и кубинский ром, который уже не пили даже моряки.

Штамп в паспорте пара поставила только спустя годы, да и то по воле случая… Во время гастролей их не хотели селить в один номер, и Александр предложил дойти всё-таки до ЗАГСа и расписаться.

Надо было, конечно, знать Александра Хочинского, чтобы понимать, насколько сложными, хоть и романтичными, были отношения двух актёров.

«Лёва из «Бумбараша» был типичным «шансонье» – лёгким на подъём, беспечным, абсолютно не устроенным в быту человеком. Его любили все, а он отвечал тем же, поэтому и позволял себе и отсутствие дома, и посиделки с друзьями-приятелями… Хочинский запросто мог отлучиться на минутку, а потом пропасть на весь день.

Если Шуранова и хотела детей, теперь об этом могла забыть… Она принесла себя в жертву любимому мужчине, но за те 22 года, что Антонина и Александр провели вместе, актриса ни разу не пожалела о своём выборе.

Не попрекала мужа и партнёра пьянством и нежеланием помогать по дому, а просто жила… или согласна была играть такую роль…

Многие удивлялись, как настолько разные люди могли уживаться вместе? Шуранова – такая строгая к себе, интеллигентная и осознанная и Хочинский – бесшабашный кутила с гитарой, любящий полюбоваться на самого себя…

А Антонина очень любила Александра. Сильная и самодостаточная, она всё равно заражалась его прелестным легкомыслием и поэтому спокойно пережила и коммунальные будни, и репетиции вперемешку с готовкой, уборкой и стиркой.

…С самого утра Тоня крутилась, как заведенная. В театре был выходной и она запланировала кучу домашних дел. Уже успела перестирать гору белья и отмыть окна. «Хоть бы Саша помог чем», — подумалось Антонине. В этот самый момент взъерошенный Саша с подушкой в руках вошел в комнату.

— Тошенька, куда мне лечь, чтобы тебе не помешать? – спросил беззаботно Саша. Обшаривая комнату взглядом.

— Милый, хоть на потолок, — устало отвечала Тоня, а сама, увидев эту, по-детски наивную картину, уже заботливо убирала вещи с дивана, чтобы Саше было удобнее отдыхать.

Образ жизни, который вёл Александр, не мог не сказаться на его здоровье. Однажды он просто не смог поехать на репетицию – не выдержало сердце…

— Мне что-то сегодня не дышится. Поезжай пока на репетицию, а я приеду позже, — сказал Саша, ложась на диван.

Тоня молча вышла в соседнюю комнату, откуда по телефону вызвала скорую помощь. Врачи два часа пытались реанимировать актера, но Тоня, стоявшая молча у стены, понимала – все кончено. Саше было 54 года.

Когда ушёл Хочинский, неразрывная, казалось бы, связь с миром разорвалась. Из последних сил, собрав в кулак волю, достоинство и мастерство, Шуранова выходила на сцену. На девятый день после смерти Саши в театре был запланирован спектакль, «Васса Железнова». Режиссер готов был отменить постановку, но Тоня высказалась решительно: «Отмены не будет. Будем играть!»

Зрители, зная о произошедшем горе актрисы, смотрели на происходящее сквозь слезы. Были, конечно, те, кто осудил актрису за то, что вышла на сцену, но многие понимали, это не попытка привлечь к себе внимание, это попытка забыть и забыться.

Саша любил устраивать сюрпризы для Тони. Так вышло, что свой последний подарок он подарил уже после смерти. За день до смерти он заказал аэрогриль, о котором так мечтала Тоня. Его привезли как раз в день похорон…

Тоня выходила на сцену, пока хватало сил и энергии. А потом ушла вслед за мужем через пять лет… Ей было шестьдесят шесть лет…

Оцените статью
«Оставила мужа в пятикомнатной квартире и ушла в коммуналку к мужчине, на 7 лет младше себя». Тоня Шуранова и единственная любовь актрисы
В начале 90-х он боялся еврейских погромов, которые помнил с детства. Последние дни грустного комика советского экрана Готлиба Ронинсона