Его еще при жизни называли одним из последних романтиков советского кинематографа, а ее удостоили титулом «Лучшей актрисы Молдавии». Они никогда не были официально мужем и женой, но между ними никогда не прерывалась связь.
Они часто ссорились и расставались, казалось уже навсегда, но все равно оставалась тонкая нить, которая накрепко связывала актрису Светлану Тому и ее режиссера Эмиля Лотяну.
Жизненные зигзаги
Светлане Фомичевой было всего 17 лет, когда она, после получения аттестата, готовилась поступать на юридический факультет в Кишиневе. Но однажды она встретила Михаила Бадикова и Эмиля Лотяну, и эта встреча полностью перевернула жизнь девушки, заставив скорректировать свои жизненные планы.
Режиссер выпросил у Светланы номер телефона и вскоре ей позвонил и пригласил попробоваться на одну из ролей к фильму «Красные поляны». Светлана пришла и прочитала «Наша Таня громко плачет». Этого оказалось достаточно – ее утвердили на роль Иоанны. Так Светлана Тома получила свою дебютную роль в кино.
Между тем, ее отец был против того, чтобы дочка связывала свою жизнь с кино, и полагал, что пройдет время, и она все-таки возьмется за ум и закончит юрфак. К тому же и режиссер Эмиль Лотяну, клятвенно обещал родителям, что как только съемки будут закончены, он вернет им дочь и в дальнейшем мешать ее учебным планам не будет.
Уроки мастерства
На киностудии многие знали, что во время работы над очередным фильмом Лотяну бывает чересчур требовательным и жестким. Иногда он даже может сорваться на откровенную грубость. Для того чтобы фильм был максимально достоверен, режиссер готов был идти на все. И для достижения этой цели, все средства были хороши.
Светлана к такому отношению не привыкла. Она не могла принять крики и грубость со стороны режиссера. Поэтому, любую такую вспышку гнева она переживала особенно тяжело. Но стоило только закончиться очередному этапу съемок, как Лотяну становился абсолютно другим человеком: нежным, заботливым и очень внимательным.
Один раз Светлана тяжело заболела, и он лично контролировал весь процесс лечения, следил, чтобы она вовремя принимала необходимые лекарства и даже кормил с ложечки, словно ребенка.
Именно Лотяну предложил Светлане подумать над сценическим псевдонимом, так как считал, что ее настоящая фамилия не слишком благозвучная для этого. Тогда Светлана взяла фамилию своей прабабушки, француженки. Так в отечественном кинематографе появилась новая звезда – Светлана Тома.
Девушка не сразу осознала, что Лотяну не просто так оказывает ей знаки внимания. Он за ней ухаживает. Он часто дарил ей цветы, любил приготовить необычное блюдо и искренне интересовался у Светланы ее увлечениями и мечтами.
Но одновременно с этим, иногда он мог совершить такой поступок, который искренне пугал девушку. К примеру, Лотяну приводил ее в незнакомую компанию, а потом куда-то исчезал. А в итоге, она же в этом была и виновата. Тогда она еще не могла знать, что эта связь растянется на многие годы.
Они будут расставаться, долго не общаться, но потом, по воле судьбы, вновь оказывались рядом. И так раз за разом.
Юристом, как хотели родители, Светлана так и не стала. Вскоре она уже была студенткой Ленинградского института культуры, где готовили актерский состав специально для Молдавских театров.
Первый брак и первые испытания
Странные между ними были отношения. Странные и непонятные, для всех остальных. Иногда они были невероятно романтичными, но ссора могла возникнуть буквально из ничего.
Когда режиссер решил снимать Светлану в своей очередной картине, то, как раз в это время она снималась у другого режиссера, в Ленинграде. Но знала, что Эмиль Лотяну задумал новый фильм, и с нетерпением ждала приглашения. Но так и не дождалась.
Через две недели выяснилось, что приглашение на Ленинградской киностудии все-таки получили, просто ей не показали. Боялись, что она уедет и тем самым сорвет съемки. Она пыталась это объяснить режиссеру, но он даже разговаривать с ней не стал, а взял на роль другую актрису, а со Светланой вообще перестал общаться.
Целый год они не поддерживали связь. За это время Светлана благополучно окончила институт и вышла замуж за своего однокурсника, Олега Лачина. До этого им пришлось некоторое время поработать вместе в одном театре в Молдавии и тогда они казались безразличны друг другу. Поэтому, для Светланы стало большой неожиданностью, когда он предложил ей руку и сердце.
Понятно, что она очень хотела иметь крепкую семью, мечтала о свадебной фате и о сказочном принце. Все это ей смог дать Олег. Хотя вскоре его забрали в армию, но, тем не менее, у него была возможность участвовать в спектаклях.
Прошел год и Лотяну пригласил Светлану в свой новый фильм «Лаутары». Нашлась в картине небольшая роль и для ее супруга, Олега.
В этом браке Светлана родила дочь, но когда ей только исполнился год, Олег погиб, упав с катера и попав под лопасти. Для Светланы это был страшный удар – он часто приходил к ней во сне и звал ее. В тот момент ее спасала от полного отчаяния работа. И именно тогда в ее жизни опять появился Эмиль Лотяну
Знаковый фильм
Режиссер пригласил Светлану сыграть цыганку Раду в своем новом фильме «Табор уходит в небо». Съемки шли тяжело. Снимали в Карпатах, кругом пыль, цыгане. Дошло до того, что у Светланы не выдержали нервы, и она уехала в столицу, уверенная, что после такого своевольства Лотяну снимет ее с картины.
Вслед полетели телеграммы и звонки и она все-таки вернулась. Эмиль Лотяну очень был зол на нее за такой поступок, но с роли не снял. После этого он ко всем, кто был занят в картине, стал относиться по-другому. Наверное, понимал, что тяжело не только ему, но и им.
А вот со Светланой напрямую режиссер общаться перестал, а все распоряжения о съемках передавал через своих помощников.
Картина получила несколько престижных наград, и завоевала популярность не только у нас в стране, но и за рубежом. Для них этот фильм стал настоящим счастливым билетом, который они вытянули.
Когда Светлану Тому спрашивают, что послужило причиной ее полного разрыва с Лотяну, она отвечает, что, в сущности, они всегда были вместе. И она никогда не стремилась стать его законной супругой. Они просто стали настолько растворились друг в друге, что поменять что-то было уже просто не реально.
Когда у Лотяну диагностировали тяжелую онкологию, последние дни с ним были рядом две женщины: Светлана Тома и Галина Беляева, бывшая супруга.
Режиссер Эмиль Лотяну ушел из жизни в апреле 2003 года. Светлана Тома и сегодня тепло вспоминает своего режиссера. Наверное, их связь так и не нарушилась, а только обрела другую форму.