Андрей Тарковский: в СССР стеснялись, что его признавал весь мир

Советский режиссер Андрей Тарковский снял фильмы, ставшие классикой мирового кинематографа – «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия» и «Жертвоприношение».

Будущий режиссер родился 90 лет назад – 4 апреля 1932 года в селе Завражье на Волге в семье поэта Арсения Тарковского и литератора Марии Вишняковой.

Андрей прожил детские годы вместе с мамой, сестрой и бабушкой в небольшом частном доме в Замоскворечье. Отец ушел из дома, когда мальчику было всего три года. Он признавался, что папы ему очень не хватало.

В годы Великой Отечественной войны семья Тарковских эвакуировалась в Юрьевец, где мама Андрея Мария Ивановна трудилась корректором. Ей удавалось из своей небольшой зарплаты выкраивать деньги на интересные книги, альбомы и билеты в консерваторию. Андрей ходил не только в обычную школу, но также в художественную и музыкальную школы.

В начале 50-х годов Тарковский учится на арабском факультете Московского института востоковедения, однако диплом не получил, отчислился и устроился на работу в ВНИИ цветных металлом и золота, а потом устроился работать геологом.

В молодые годы Андрей связался с дурной компанией, от которой его спасла мать. Она отправила сына в геологическую экспедицию в Сибирь. Там было сложно, однако именно это помогло Тарковскому вывернуть с кривой дорожки.

В сентябре 1954 года Тарковский поступает во ВГИК, где учится на режиссерском отделении в мастерской Михаила Ромма. В годы учебы будущий режиссер полюбил в будущую актрису блондинку Ирму Рауш.

Их отношения были непростыми, однако в 1957 году пара все-таки сыграла свадьбу.

Полноценным дебютом Андрея Тарковского в кино стал фильм «Иваново детство» 1962 года. Эту киноленту начал снимать другой режиссер, однако не справился. После этого Тарковский и Андрей Кончаловский частично переписали сценарий Папавы, после чего Андрей Арсеньевич приступил к съемкам.

В центре сюжета – мальчик, которого война лишила детства и мамы, превратив в мстителя. Во сне он остается ребенком, а в реальности стал взрослым из-за войны. На эту киноленту обратили внимание не только в СССР, но и в других странах. Фильм стал классикой.

К моменту премьеры первого фильма у Тарковского родились новые замыслы. За несколько месяцев вместе с Андреем Кончаловским режиссер написал первый вариант сценария будущего фильма «Страсти по Андрею».

Для этого соавторам пришлось прочитать немало книг по истории и культурологии, чтобы понять, как жили люди в России во времена живописца Рублева.

Андрей Рублев в фильме творит и размышляет о судьбах Родины на фоне княжеских усобиц и набегов татаро-монголов.

Фильм Тарковский сдал летом 1966 года. В Госкино фильм сначала высоко оценили, а потом раскритиковали – кому-то наверху картина не понравилась.

Пришлось киноленту переработать и сдать уже под названием «Андрей Рублев». Но градус критики не уменьшился.

Киноленту сначала почти случайно показали в Каннах, куда ее отправил вместе с другими фильмами бизнесмен Алекс Москович, и только в 1971 году ее в урезанном варианте увидели советские зрители.

Тарковский в эти годы писал сценарии, которые ложились на полку. В личной жизни Андрея Арсеньевича тоже не все было гладко. Он ушел от Ирмы Рауш, редко виделся с сыном, скрывался от родных и старых друзей. С годами стал недоверчивым к людям.

Он предлагал в Госкино десятки заявок, но через какое-то время ему утвердили только экранизацию «Соляриса» — роман Станислава Лема.

Действие фильма разворачивается на космической научной станции недалеко от таинственной планеты Солярис, состоящий частично из сознательной материи под названием Мыслящий океан. Эта планета может воплощать в форме земной жизни мечты, воспоминания и воспоминания героев.

«Солярис» Тарковского стал философским размышлением о нравственных устоях и психологии человека.

В 1974 году Андрей Тарковский переезжает жить в новую квартиру, где у него появился отдельный кабинет. Здесь он писал сценарии, стихи, рисовал картины, как верующий человек, читал Библию.

В том же году режиссер побывал в Париже, где узнал, что его фильм «Андрей Рублев» вошел в десятку лучших кинолент в истории кино. Однако советская пресса об этом не писала, а чиновники молчали.

Вскоре Тарковский завершает работу над фильмом «Зеркало», сценарий к которому он написал вместе с Александром Мишариным. Этот фильм – отсыл режиссера к своим детским воспоминаниям о семье.

Здесь за кадром звучит голос его отца, в роли матери – снялась мать Тарковского, первую любовь сыграла падчерица. Здесь же можно увидеть руки самого режиссера – он сыграл почти за кадром умирающего больного. Получился своего рода семейный фильм.

В других странах фильм «Зеркало» получил признание, а вот на родине не давали прокатного удостоверения.

В середине 70-х годов Андрей Арсеньевич вместе с фантастами Аркадием и Борисом Стругацкими начинает работу над сценарием фильма «Сталкер» по повести «Пикник на обочине».

Это рассказ о таинственной Зоне, которую оставили на Земле пришельцы из космоса. Отдельные смелые люди, которых называют Сталкерами, проникают туда, чтобы добраться до комнаты, в которой исполняются все желания. По пути у каждого героя появляются основания для сомнений в чистоте собственных помыслов.

«Сталкер» вышел на экраны в 1980 году и стал последним фильмом, который Андрей Тарковский снял в СССР.

Весной 1981 года режиссер уезжает в Италию, чтобы снять свой следующий фильм «Ностальгия». Его сын вместе с бабушкой остаются в Москве.

В Риме Тарковский сближается со сценаристом и кинорежиссером Тонино Гуэррой, который стал его соавтором и другом. А мэр города предоставил режиссеру из СССР дом.

Главным героем нового фильма должен был стать русский крепостной композитор, которого отправляют на учебу в Италию. Но от этой идеи создатели фильма, поэтому главным героем сделали современного писателя Горчаккова, которого сыграл Олег Янковский.

Здесь режиссер рассказывает о ностальгии, которая возникает у русского интеллигентного человека вдали от Родины. Готовились к съемкам почти три года, а сняли фильм за три месяца.

В 1983 году в состав жюри Каннского кинофестиваля вошел Сергей Бондарчук. Именно в этом году здесь представили «Ностальгию» Тарковского. Здесь случился большой скандал – Андрей Арсеньевич обвинил Бондарчука в том, что тот несправедливо выступил против присуждения его фильму главного приза.

Тарковский отказался возвращаться в СССР и потребовал, чтобы к нему выпустили из родной страны сына. Он стал опасаться, что его убьют советские власти. На Родину он больше не вернулся.

Летом 1985 года режиссер приступает к работе над фильмом «Жертвоприношение» по собственному сценарию. Эта лента основана на евангельском сюжете о засохшей смоковнице. Главный герой – философ и писатель Александр. Чтобы избавить мир от ядерной катастрофы, он жертвует своим домом и разумом. Этот фильм Андрей Тарковский посвятил своему сыну Андрею.

В конце того же года врачи обследуют режиссера и ставят ему неутешительный диагноз – рак легкого. Тогда президент Франции Миттеран отправляет генсеку СССР Михаилу Горбачеву телеграмму с просьбой разрешить сыну Тарковского и его теще в Париж. Через несколько дней Михаил Сергеевич эту просьбу удовлетворил.

Медицина помочь не смогла – 29 декабря 1986 года Андрей Тарковский скончался в возрасте 54 лет и был похоронен на православном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в чужую могилу. Позже его перезахоронили.

Оцените статью
Андрей Тарковский: в СССР стеснялись, что его признавал весь мир
Баронесса для принца