Сегодня хочется поговорить об ещё одной артистке из плеяды советских талантов. Это Вера Васильева, ушедшая из жизни в 2023 году. Коллеги все как один отзывались о ней, как о светлом приятном человеке, что видно и по интервью с актрисой. До последних дней она была частью театральной жизни, играла, помогала тем, кто только ступил на подмостки.
А вот с кино было сложнее. Какой бы чудесной не была эта женщина, нашлись «ценители» таланта, и путь в кино ей был закрыт, ну об это чуть позже. Её жизнь вообще была непростой.
Сейчас расскажу какой путь прошла Вера Кузьминична и что на нём обрела, почему была счастлива с супругом, какую тайну он от неё скрывал всю жизнь, и что её поразило, когда узнала истинную причину их бездетности.
*
Непростое детство и разделённая семья
Васильева родилась в Москве у родителей, буквально происходивших из двух разных миров. Мать, Александра – гордая женщина, знавшая себе цену, получившая неплохое образование. Отец, Кузьма, был обычным деревенским человеком. Женитьба была не по любви, а чисто из необходимости.
В любом случае, для Александры такая жизнь оказалась тяжёлой. Приходилось жить по деревенским правилам, к которым женщина так и не привыкла. На Кузьму она была в обиде. Вера же об отце сохранила только хорошие воспоминания.
«Сама святость», – говорила она «Теленеделе».
Так что детство девочки было непростым. Добавьте к этому нужду, которую испытывала большая семья с несколькими детьми. Затем ещё грянула Великая отечественная, и Васильевым пришлось разделиться. В Москве осталась только Вера с отцом.
Девушке тогда было всего 16 лет. Приходилось трудиться на сельхозработе и на заводе. Но среди всех бед и лишений она всё же смогла найти своё призвание и понять, что хочет стать актрисой. В интервью «Российской газете» Васильева рассказала, что театр для неё открыла интеллигентная дама, живущая в доме рядом. Однажды соседка повела девочку на спектакль «Царская невеста».
«Все сияло золотом, ложи отделаны изумительным бархатом, я долго не могла понять, где играет оркестр», – делилась актриса детскими воспоминаниями.
Выдвинули одиннадцатой на Сталинскую премию
С тех пор Верочку постоянно тянуло к театру. Сначала это были игры, которые могли показаться ребячеством. Из скатертей делала кулисы, играла собственные спектакли – думаю, такое знакомо каждому, но позже увлечение переросло в серьёзные занятия в театральной студии. Пела Вера и в детском хоре.
Для меня неожиданностью было узнать, что родители к выбору дочери относились равнодушно, ведь мама у неё точно тянулась к культуре и искусству.
Когда в интервью для журнала «ОК!» поднимали эту тему, актриса сказала, что отец и мать были просто рады за дочку. Мама больше хвалила под старость, а до того радовалась деньгам и привилегиям, которые профессия приносила. Понять их можно, ведь какие времена были непростые…
Кстати, в Московское городское театральное училище (при Театре Революции) она поступила без сложностей, хотя школу так и не закончила. Произошло это в знаменательный 1943 г.
Ей сразу стали предлагать роли в кино. Судьбоносным стал музыкальный фильм «Сказание о земле Сибирской». Причём на пробы Вера пришла нарядно одетой, с завитыми волосами, а режиссёру Ивану Пырьеву нужен был образ простой девушки. Так что Васильеву умыли, причесали и взяли на роль Анастасии.
Съёмки проходили в Праге, где было невероятно красиво. Цветущие каштаны юной Вере запомнились на всю жизнь. Как и полученная за фильм Сталинская премия I степени вкупе с хорошими деньгами. Вообще на премию выдвигали только 10 человек. Васильева могла там и не оказаться, если бы сам Сталин не восхитился юной актрисой.
Мгновение славы омрачил сам Пырьев. Тот положил глаз на хорошенькую актрису и об этом ей недвусмысленно намекнул. Вера его сразу же отвергла.
Причём она признавалась в беседе с РЕН ТВ, что, будь Иван более обходительным, нежным и внимательным, она быть может, и ответила бы ему взаимностью, а тут – никаких ухаживаний, будто не человек, а вещь какая-то.
Удивительно, что Васильева не держала на режиссёра обиду. Каким же сердцем нужно обладать! И это при том, что из-за Пырьева её почти больше не брали в фильмы.
Вся любовь и жизнь в театре
Пусть кинематограф для неё и закрыл свои двери, но Вера нашла себя на сцене Московского театра сатиры. Конечно, случались периоды простоя и не всегда всё шло гладко. Артистка признавалась, что роли выпрашивать не умела, считала, что заинтересованный режиссёр сам позовёт.
И всё же, как говорил актёр Юрий Васильев в интервью с «Комсомольской правдой», она «от начинающей актрисы дожила до того, что стала лицом театра Сатиры, войдя в его историю».
Одна из самых известных ролей была, кстати, в «Женитьбе Фигаро». Многие с тех пор видели Веру Кузьминичну графиней из этой постановки. Например, актриса Юлия Высоцкая делилась такими наблюдениями.
Но театр был не только местом выступлений. Там же Вера обретала и теряла свою любовь. Первым был режиссёр Борис Равенских. Он ставил «Свадьбу с приданым», где играла артистка. Чувства оказались взаимными.
«Любовь закрутила меня сумасшедшим вихрем. Наши отношения были идеальными», – делилась Васильева с «Теленеделей».
Но страсть оказалась обречённой. Равенских был женат, но и после развода не спешил снова вступать в брак. Вера вскоре ощутила, что занимает в его жизни далеко не самое важное место, и тогда сама прекратила роман.
Меня восхищает её поведение в этой ситуации. Да, она окунулась в омут чувств, но полностью голову не потеряла. И благодаря этому память о любви осталась светлой и чистой.
*
После Вера наконец-то обрела счастье не мимолётное, а настоящее, на целых 55 лет. Её супругом в 1956 году стал Владимир Ушаков, с которым женщина сыграла в фильме «Свадьба с приданым». Да, это произведение прямо красной нитью через её жизнь прошло.
Владимир полюбил Васильеву ещё раньше, но взаимности ждал долго. К тому моменту его возлюбленная была изранена прошлыми трагедиями, но Ушаков принял её и буквально исцелил.
Он понимал важность театра в жизни Веры и дарил возможность заниматься любимым делом. Даже бытовые дела на себя взял. С годами женщина любила его всё больше.
А вот детей у пары так и не появилось. Причину Вера узнала после смерти супруга, благодаря родственнице, нашедшей медкарту Ушакова. Тот не мог иметь детей по состоянию здоровья.
Этот факт, конечно, поразил Васильеву, но она признавалась, что и сама не видела себя матерью. И даже если Владимир намеренно хранил тайну, он супруге дал всё, что только мог.
*
Мне кажется, это очень трогательная история любви. Пусть и непростая. Но супруги всё же нашли друг друга. И театр тут сыграл точно не последнюю роль.