Что скрывала от публики королева оперетты «Гусарской баллады», из-за которой дрались мужчины: Татьяна Шмыга

Ее нет среди живых уже 10 лет, но фильмы с ее участием до сих пор часто показывают под Новый год. Самым известным из них стала «Гусарская баллада», где она сыграла роль французской звезды, певицы Луизы Жермон. Татьяна Шмыга стала единственной в России актрисой оперетты, получившей звание народной артистки СССР.

Ею восхищались, от нее теряли головы, она и в зрелые годы была настоящей красавицей. Вот только у нее была одна тайна, которая сократила ее дни и лишила желания жить…

Девочка с «театральной фамилией»

Ее отец носил фамилию Мицкевич. Он родился в семье поляков, которые в 1915 г. сбежали в Россию от наступавших немцев. Когда ему было 6 лет, его отца не стало. Мать во второй раз вышла замуж, и они взяли фамилию Шмыга. В России у него изменилось и имя – Яна стали называть Иваном. Татьяна в школьном возрасте стеснялась этой фамилии, она казалась ей смешной и неблагозвучной.

Позже, когда Татьяна стала артисткой, она подумывала о том, чтобы взять псевдоним или фамилию мужа. Но артист Григорий Ярон сказал ей, что у нее «такая театральная фамилия», ведь Шмыга – одна, и зрители ее ни с кем не спутают: «Замечательная фамилия, звонкая, короткая. Вы только должны постараться из фамилии сделать имя!». Он оказался прав.

Ее родители не были связаны с миром искусства, но как заядлые театралы с детства приучили ее к волшебной атмосфере праздника, сопровождавшей каждое их посещение спектакля. Татьяна часто слушала оперы в Большом театре – отец ее подружки работал там в буфете и по воскресеньям проводил их на утренние спектакли.

Девочка так увлекалась и забывалась, что иногда начинала подпевать солистам, и на нее шикали зрители в зале. За несколько лет Татьяна выучила наизусть весь репертуар Большого театра.

Она начала заниматься в музыкальной школе, где у нее обнаружили незаурядные вокальные данные. А после этого поступила в Музыкально-театральное училище им. А. Глазунова. Начала учиться она в одном заведении, а окончила уже другое. Спустя 4 года весь их курс перевели в ГИТИС, на факультет артистов театра музыкальной комедии.

В 25 лет Татьяна Шмыга начала выступать на сцене Московского театра оперетты и отдала ему всю свою жизнь. Она всегда очень серьезно относилась к репетициям, исполняла некоторые арии по 5-6 раз. Однажды, когда автор оперетты «Белая акация» Исаак Дунаевский заболел и не смог присутствовать на репетициях, артистка звонила ему, советовалась и пела свои арии по телефону. И даже потом, когда ее имя уже знала вся страна, она все так же волновалась перед каждым своим выходом на сцену.

Самая известная кинороль и самое большое разочарование

В 34 года Татьяна Шмыга снялась в своем первом художественном фильме – музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». До этого она появлялась на телеэкранах только в фильме-спектакле «Композитор Имре Кальман» и широкой публике еще не была известна. На этот раз ей предстояло перевоплотиться во французскую актрису и певицу Луизу Жермон, приехавшую в Россию на гастроли и застрявшую «в снегах» в разгар войны. Фактически, она сыграла саму себя – красивую и царственную королеву сцены, которой поклоняются все мужчины вокруг.

Правда, поначалу, получив предложение от Эльдара Рязанова, певица ответила категорическим отказом: «Зачем мне кино? У меня есть театр!» В фильме артистка исполнила романс «Меня позови, избранник мой милый…». Она была в своей стихии, а потому выглядела в кадре очень органично. Но сама певица осталась очень недовольна своей работой. Ей казалось, что у нее неудачный грим и некрасивая прическа, она считала, что плохо спела.

Позже певица не раз исполняла куплеты Луизы на своих концертах, но «Гусарскую балладу» пересматривать не любила. Она говорила: «Мне очень нравится фильм и не нравлюсь в нем я, хотя понимаю, что нельзя требовать многого от совсем неопытной киноактрисы». Тем не менее после этой роли о ней заговорила вся страна.

Мужчины дрались за нее не только на экране, но и в реальной жизни. Актриса трижды была замужем, у нее всегда было множество поклонников. Татьяна признавалась: «Я не очень любила, чтобы меня носили на руках. Любовь поклонников придает актрисе уверенности, но и курьезов с этим связано немало. Из-за меня ссорились, даже драки бывали».

Впоследствии она продолжала сниматься в кино, участвовала в «Голубых огоньках», выступала с концертами, исполняя песни из оперетт и русские романсы, пела в мюзиклах, гастролировала по всему Союзу. В 31 год она получила звание заслуженной артистки РСФСР, в 40 стала народной артисткой РСФСР, а еще через 9 лет ей присвоили звание народной артистки СССР – первой и единственной из всех артисток оперетты.

Она стала живой легендой, ее слава была всесоюзной, но актриса этим тяготилась. Татьяна смущалась, когда ее узнавали на улице, и не любила давать интервью. «У меня всегда был сдержанный характер, и раньше я была очень застенчивой, трусливой, даже сцены боялась», – признавалась Шмыга. Она поначалу стеснялась даже приходить на репетиции в театре, тряслась от страха и мечтала о том, чтобы о ней забыли и не вызвали на сцену.

Последняя тайна

Татьяна Шмыга всегда была настоящей иконой стиля, ее элегантностью все восхищались. Советские модницы снимали фасоны с ее платьев и костюмов. Свои концертные наряды актриса шила у Вячеслава Зайцева в Московском доме моделей на Кузнецком Мосту.

У нее была прекрасная фигура, даже после 60 лет. Артистка всю жизнь ходила на каблуках, даже в зрелые годы. Никто не догадывался о том, что у нее были серьезные проблемы с ногами – она страдала тромбозом, закупоркой вен.

С годами боли в ногах беспокоили ее все больше и больше. Об этом артистка не говорила никому – не хотела, чтобы ее видели и считали больной и немощной. В 80 лет она выходила на сцену и плясала – уже тогда, когда с трудом выходила из дома на улицу. Но проблемы с сосудами были очень серьезными.

Ее положили в больницу, а потом поставили перед ужасным фактом: ногу нужно ампутировать выше колена. Последние месяцы жизни актриса провела в больнице.

Артистка просила родных, чтобы они скрыли этот факт от широкой публики. Ее коллеги по театру говорили: «Когда она смотрела свои выступления, где танцевала и была молодой, сразу же начинала плакать. Было понятно, что с окончанием карьеры на сцене для нее заканчивается и жизнь…». Тем не менее, кто-то из ее знакомых проговорился, информация о том, что с ней случилось, каким-то образом все же просочилась в прессу.

Татьяна Шмыга так из-за этого переживала, что на фоне стресса у нее начались проблемы с сердцем. Врачи диагностировали тахикардию на фоне ишемической болезни. А потом она узнала о том, что медики не исключают вероятности того, что потребуется лишить ее и второй ноги. После этого сил бороться у нее не осталось. Королева оперетты ушла из жизни через месяц после своего 82-хлетия, 3 февраля 2011 г.

Оцените статью
Что скрывала от публики королева оперетты «Гусарской баллады», из-за которой дрались мужчины: Татьяна Шмыга
В медвежьей шкуре