В сентябре 1987 года в следственном изоляторе Одессы скончался 62-летний народный артист СССР Михаил Григорьевич Водяной.
Он был очень популярным в городе человеком. Одесситы в шутку говорили, что Водяной — второй артист после Утёсова, а третьего и четвертого у них нет. И тут, как гром среди ясного неба: любимец одесской публики арестован и обвиняется в растлении несовершеннолетних. Статья для СССР тяжёлая и с огромными сроками.
Поклонники в своём большинстве не поверили в такое обвинение. А кто был в курсе его дел, те точно знали, кто за этим арестом стоит. Но добиваться правды в Одесском суде было невозможно, потому что за всем этим стояла городская власть.
А ведь началось всё случайно. В конце 70-х в Одессу приехала комиссия из Москвы, чтобы разобраться с причинами срыва реконструкции старого здания Театра музыкальной комедии. Оказалось, что выделенные из столицы деньги через подставных подрядчиков исчезли, а ремонт здания даже не начинался.
На общем собрании театра московские чиновники пообещали во всё разобраться и наказать виновных. А потом ещё раз выделить деньги, но уже под строгим контролем.
И тут на свою беду из зала попросил слова актёр театра Михаил Водяной. Это стало неожиданностью не только для чиновников, но и для его коллег.
Михаил Григорьевич сказал, что лучше и дешевле будет построить новое здание для театра, чем пытаться отремонтировать и перестроить старое, которое является историческим памятником города.
Высокий чиновник из Москвы тут же спросил Водяного: а он сам лично готов возглавить такой проект? Так как прежнему руководству уже доверия не было. Это было очень неожиданно для актёра. У него даже не было несколько минут подумать, и он, на свою беду, согласился.
Сразу же на том собрании было принято решение назначить Михаила Водяного директором театра и поручить ему возглавить проект строительства нового здания.
Как только комиссия уехала, к Михаилу Григорьевичу тут же пришли местные чиновники. Оказывается, у городских властей были свои планы на этот театр.
Позже вдова артиста Маргарита Демина рассказала, что её мужу в ультимативной форме было предложено направить от своего имени в Москву письмо. И готовое письмо ему принесли.
Там было написано, что он якобы всё обдумал и просит освободить его от этой должности, так как у него нет достаточных навыков в хозяйственных делах. В связи с этим он просит назначить на эту должность другого опытного товарища. Фамилия «товарища» в том письме тоже была указана.
Михаил Григорьевич порвал письмо и выгнал их из дома. А те, уходя, пригрозили, что он об этом горько пожалеет.
Позже давление на Водяного усилилось, но актёр с энтузиазмом занялся новым для себя делом и на угрозы внимания не обращал.
Городские власти попытались его поймать на воровстве. Как только началось строительство, в театр пришли сотрудники ОБХСС. Чиновники были уверены в том, что Водяной, как истинный одессит, не сможет устоять перед соблазном что-то украсть из тех миллионов, которыми он в то время распоряжался.
Но всё оказалось тщетно. Михаил Григорьевич действительно честно строил театр и строго следил за тем, чтобы на сторону не ушёл ни один рубль.
Тогда попытались «дать ему взятку». Однажды в кабинет Михаила Григорьевича пришёл один из подрядчиков и под видом возврата денег за невыполненные услуги попытался оставить у него на столе крупную сумму наличных.
За дверьми уже стояли оперативники, которые собирались ворваться в кабинет, чтобы взять директора «с поличным». Но как только подрядчик полез в свою сумку за деньгами, Водяной тут же вызвал в свой кабинет главного бухгалтера и кассира, чтобы те приняли и оприходовали средства. Провокация не удалась.
В итоге строительство театра было завершено, но чиновники твёрдо решили убрать Водяного с должности директора любым путём.
И вот однажды вечером домой к Водяному приехала группа захвата. На него надели наручники и отвезли в СИЗО, где ему было предъявлено обвинение в растлении несовершеннолетних девочек.
Оказалось, что в милицию написали заявления две 16-летние школьницы о том, что Михаил Водяной якобы склонял их к сожительству и совершал с ними развратные действия.
Когда Михаил Григорьевич об этом узнал, у него случился инфаркт. Это был второй инфаркт в его жизни, и врачи предупредили, что третий будет последним.
Его посадили в СИЗО к отпетым уголовникам, надеясь, что те начнут прессовать артиста. Но всё случилось наоборот. Те отнеслись к актёру с уважением, и именно от них Водяной узнал, что те две малолетки, которые написали заявления, являются местными проститутками, которых хорошо знают в воровском мире. Он также узнал, что их самих милиционеры шантажировали и использовали в своих целях.
Позже на суде одна из девиц расплакалась и призналась в оговоре. После такого даже предвзятый суд был вынужден отправить дело на доследование. Приговор не был вынесен, хотя чиновники на это очень надеялись.
И тогда коллеги Водяного решили ехать в Москву на приём к Генеральному прокурору, чтобы остановить это беспредел. Втайне от местных властей в Москву выехали заместитель Водяного и три сотрудника театра.
Но когда они прибыли в столицу, их догнала печальная весть: 62-летний Михаил Водяной в СИЗО скончался. Третий инфаркт, как и обещали врачи, стал последним.
Но они всё равно пробились на приём к прокурору. Шёл сентябрь 1987 года. Пост Генерального прокурора занимал Александр Рекунов, который их внимательно выслушал и пообещал во всё разобраться. Но через несколько месяцев он был снят с должности, и вопрос Водяного так и остался не решённым.
Прошли годы, сменилась власть, но одесситы не забыли своего любимого артиста. На общественные деньги на его могиле установили достойный памятник.
На его доме повесили мемориальную доску, а сам театр музыкальной комедии сегодня носит имя Михаила Водяного.
Но виновные в его смерти так и не были наказаны. Больше того, он даже не были названы по именам. Хотя потом ещё долгое время оставались у власти и считались уважаемыми в городе людьми.
И это ещё одна «тайна Одессы» — города, который так и не смог постоять за своих людей.