Каждый, кто жил в Союзе знает эти строки:
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Большинство считают, что их написала Агния Барто. На самом деле автор — Елена Благинина.
Но, к сожалению, Благинину действительно часто путали с Барто. Несмотря на то, что женщины были практически ровесницами и творили в одном периоде, Елена не получала столько привилегий от власти, как ее коллега по поэтическому цеху.
Агния Барто всегда была очень активной коммунисткой. Она не давала спуску никому кто, по ее мнению, посягал на святые социалистические ценности. Барто сначала доносила на «антисоветских» писателей, а потом разносила их на судах.
Будучи экспертом на процессе над писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем, свидетельствовала о том, что их сочинения носят ярко выраженный «антисоветский характер». Впоследствии писателей отправили в лагеря.
Многие пострадали от решительных действий Барто, в том числе Корней Чуковский и его дочь. Например, сказки Чуковского она обвиняла в буржуазности и неактуальности, а строчку из «Мойдодыра»: «А нечистым трубочистам стыд и срам…», — рассматривала как вредную для советских детей.
Но это уже совсем другая история.
Елена Благинина травлей коллег никогда не занималась, к идеям социализма и коммунизма относилась как любой гражданин, живший в ту эпоху — надеялась на светлое коммунистическое будущее.
У Благининой было три оплота в жизни — любимый муж, дочь и творчество…
Но мало кто знает, что Благинина мечтала быть взрослой писательницей. А ей не давали.
Известная советская поэтесса появилась на свет в 1903 году, в простой, но очень дружной семьей. Жили в глубинке, селе Яковлево, до 1917-го входившего в состав Орловской губернии.
Отец работал на железной дороге в должности багажного кассира. Мать вела домашнее хозяйство, а дедушка занимал пост священника и учителя церковно-приходской школы. В доме также жили бабушка и дедушка по материнской линии.
В большой семье всегда царила очень добрая и нежная атмосфера. Детей растили в уважении, им много читали, прививали любовь к слову и чтению. Хоть отец девочки и был простым рабочим, он любил читать и выписывал литературные журналы.
В доме Благининых часто ставили домашние представления. Детство Елены было довольно бедным, но девочка росла в творческой атмосфере.
Образование Аленушка (так называли девочку дома) сначала получила в приходской школе, где работал дедушка-священник, а в 1913 семья перебралась в Курск, и Елена поступила в гимназию, избрав для себя стезю народной учительницы, по примеру любимого деда.
Первая мировая война и Октябрьская революция поставили на паузу образование будущей поэтессы. Гимназию сперва закрыли, а затем совместили с каким-то профессиональным училищем. Эксперимент советских властей не удался, и учеников просто распустили.
Тем временем у Благининых появился еще один ребенок. Роды проходили тяжело, мать Елены долгое время не вставала с постели, и девушка взяла на себя все домашние заботы.
К счастью для Елены, ее семья понимала важность образования и было решено, не смотря ни на что, дать Алёне возможность учиться в Курском педагогическом институте.
Каждый день Благинина вставала, наскоро умывалась и завтракала, надевала не очень удобные, но прочные башмаки, сделанные родными, и шла семь километров — на первую лекцию.
В институте учиться девушке нравилось, но еще больше нравилась кипучая студенческая жизнь, бесконечные новые идеи, надежда на какую-то совершенно новую жизнь всей России.
В институте Елена впервые начала писать под псевдонимом Елкич (сборники «Начало», «Золотые зерна», «Альманах первый»). На это ее вдохновила поэзия Серебряного века. Девушка стала членом Курского союза поэтов, где к ее творчеству относились с большим уважением.
Все это было прекрасно и ужасно одновременно. С одной стороны, она наконец четко поняла, что хочет быть поэтессой, настоящей, не для себя, не между делом, а, чтобы главный стержень в жизни — стихи. С другой стороны, ей надо было сообщить родным, что она больше не хочет, как дедушка, учить детей.
В Москву она рванула тайком, так и не найдя силы объясниться с родными. Опасалась, что ее заставят оканчивать педагогический. Решила идти за мечтой и поступить во вновь открывшийся столичный институт, где учат на поэтов.
Не очень разбираясь в хитросплетениях московского образовательного процесса, Алена без стеснения пошла сразу к основателю и вдохновителю Высшего литературно-художественного института (ВЛХИ) — Валерию Брюсову. Не было никаких экзаменов, только собеседование лично с руководителем.
После бесед с абитуриентами Брюсов лично решал, кто вольется в семью ВЛХИ, а кто нет. Собеседование проходило в формате обычной беседы. Говорили о чем угодно — о жизненных приоритетах, о семье, о книгах, об истории, могли даже предложить решить математическую задачу. Так Лена Благинина сама выбрала свою судьбу.
Она — студентка! Только сейчас семья узнала, что происходит. Алена остается в Москве, устраивается на работу в багажное отделение газеты «Известия», к лекциям готовится ночами.
Позже Благинина поймет, как ей повезло с вузом. Это было уникальное учебное заведение. Брюсов сумел собрать блестящий профессорский коллектив.
Непрекращающийся творческий процесс включал в себя вечера поэзии, встречи с ведущими поэтами и писателями того времени, которые давали студентам колоссальные знания. Опыт наставников задавал весьма высокую планку. Кстати Агния Барто закончила хореографическое училище, специального поэтического образования у нее никогда не было.
Встреча любви
Елена Благинина была неискушенной в чувствах молодой девушкой, но, встретив однокурсника — поэта-бунтаря Григория Оболдуева, почти сразу поняла — этот лысеющий мужчина и есть ее судьба.
Поборов робость, Григорий признался в любви первым. Незадолго до окончания института Елена Благинина вышла за него замуж.
Вскоре в молодой семье родилась дочка. Именно малышка вдохновила Елену на написание детских стихов. В молодой маме раскрылся дар, который станет для нее и спасением, и личной трагедией.
Разочарование и скучная работа
Радость от материнства быстро сменилась первыми разочарованиями в профессиональной сфере. Оказалось, что писательская востребованность не выдается с дипломом, ее нужно зарабатывать долгим и упорным трудом.
Благинина и Оболдуев были готовы писать днем и ночью, но нужно было еще чем-то кормить ребенка и платить за комнату, в которой жила семья. Произведения молодых писателей брали, но платили мало и печатали не так часто, чтобы зарабатывать достаточно.
Благининой пришлось подрабатывать на скучных должностях редакторов незначительных газет и журналов.
Первые успехи и тяжелая разлука с мужем
Упорство Благининой дало свои результаты. Елена начала набирать обороты в творчестве, ее стали печать все чаще и чаще. Легкие, добрые, воздушные
строки Елены Благининой появляются в журнале «Мурзилка» и моментально находят отклик у детской аудитории. 30-е годы становятся необыкновенно плодотворными для поэтессы: ее много публикуют, проходят частые творческие встречи.
Но именно в этот счастливый для семьи момент случается то, чего в то время боялся каждый советский гражданин — в 1933 году мужа Елены арестовывают с обвинением — «антисоветская пропаганда». Он действительно не любил советскую власть, поругивал, но до пропаганды было далеко.
Можно сказать, что семье поэтов повезло. Оболдуев провел год в предварительном заключении, потом еще три года в ссылке в Карелии. После освобождения — высылка за сто первый километр…
Все это время Елена была кормилицей. Она могла поехать в ссылку вместе с мужем, но супруги решили, что это будет тяжелое испытание для дочери.
Благинина часто навещала мужа и переписывалась с ним, за что имя поэтессы вычеркнут из нескольких энциклопедий.
Но, тем не менее, сборники Благининой публикуют. Кроме детских стихов и прозы, она также переводит детям произведения украинских и польских авторов. На эти средства кормит не только себя и ребенка, но и собирает передачи мужу.
К 1940-му году Благинина стала одним из ведущих детских писателей в СССР. Поэтесса, которую часто путали с Агнией Барто, выпустила сборники стихов «Осень», «Вот какая мама!», «Посидим в тишине», «Мишка-шалунишка», «Радуга», «Огонек», поэмы «Садко» и «Алёнушка».
Войну семья Благининой и Оболдуева встретила за легендарным «101-м километром». И снова долгая разлука. Григорий пошел воевать фронтовым разведчиком и переводчиком с немецкого с первого дня, победу встретил в Берлине.
Однако ни боевые заслуги, ни отвага не помогли ему встать в строй востребованных поэтов. Только разрешили вернуться в Москву.
Григорий Оболдуев умер, так и не подержав в руках пахнущий свежей типографской краской сборник собственных стихов.
По иронии судьбы, произведения русского поэта впервые были опубликованы только в 1974 году в Германии, благодаря стараниям местного слависта Вольфганга Казака.
Егор, как ласково называла мужа Благинина, скончался 27 августа 1954 года. Причиной стали последствия контузии, после которой поэт так и не смог оправиться. Елена пережила мужа на 35 лет. Замуж больше не вышла, посвятив всю себя творчеству.
Личная трагедия Елены Благининой
Несмотря на успехи и признание, у Благининой была своя личная творческая трагедия — ее поэзию для взрослых не печатали. Ей прямо говорила: «Вы же детская писательница? Вот детишкам и пишите».
Никто не готов был помочь ей выйти из официальной роли. С такой дискриминацией сталкивались многие детские поэты в СССР.
Елена Александровна Благинина умерла в 1989 году. Она застала перестройку, во времена которой наконец удалось напечатать стихи мужа на родине. Ее похоронили рядом с любимым супругом, которого поэтесса никогда не забывала.
P.S. Недетские стихи Благининой
НЕСОВЕРШЕННЫЙ СОНЕТ
Отбросив ахи всякие и охи,
Слова-ходули и слова-весы,
Я провела немалые часы
Наедине с поэтами эпохи.
Там были лжепророки и пройдохи,
И мытари газетной полосы,
И рифмачи… А рядом – полубоги –
Владетели величья и красы.
Чисты их имена,
И горек голос лир,
И дух высок, и слово осиянно…
На вечны времена:
Владимир, Велимир,
Марина, и Борис, и Александр, и Анна.