Яли считаются одним из самых жестоких и беспощадных народов в мире. Они живут в диких джунглях Папуа – Новой Гвинеи, называют себя властелинами земли и говорят, что уже около пятидесяти лет людей больше не едят.
А там — кто знает…
Джунгли в Новой Гвинее густые. Впрочем, белым людям бояться нечего, их яли есть перестали еще раньше, чем своих соплеменников, потому что белые люди — это слуги смерти, чего их есть… ни удовольствия, ни пользы.
Каннибализмом эти люди занимались примерно до 1970-х годов, так что старики еще помнят, какое на вкус человеческое мясо. А, может, и те, кто помоложе, тоже… потому что джунгли в Новой Гвинее…
Но ели яли врагов не потому, что такие злые, у этого действия очень важный сакральный смысл. Для них это не жестокое убийство с отягчающими и не ужасное варварство, а очень важный магический ритуал, который помогает стать сильнее. Они верят, что если съесть кусочек мяса врага, да еще и назвав его имя при этом, можно хорошенько обогатиться духовно и стать сильнее.
А еще проникнуть в мир духов, чтобы общаться с ними на равных. Чем могущественнее твой побежденный враг, тем сильнее станешь ты сам.
Сейчас яли стараниями местных миссионеров приняли христианство и людей есть перестали. Ну в смысле, официально перестали и официально приняли. Но традиционные мифы племени, разумеется, проникли и в местный вариант христианства, и в религиозные гимны, и в молитвы.
А как иначе?! Тысячелетний уклад жизни так просто за несколько десятилетий не изменить и из сознания не выкорчевать.
А так у яли все очень четко устроено, без черного лука из бананового дерева мужчина из дома не выходит. И без набора очень разных стрел, каждая из которых предназначена для своей особенной цели. На человека охотники тоже особенные стрелы готовили, кстати…
Яли живут очень уединенно в горах, на высоте пять тысяч метров над уровнем моря на северо-западе Новой Гвинеи. В теории они считаются подданными Индонезии, но чиновники, понятное дело, к ним захаживают примерно никогда, особенно учитывая их богатое людоедское прошлое.
Да и добраться к яли можно только по воздуху, а потом еще пешком через джунгли несколько часов прорываться. Пересчитать, сколько в племени человек, учитывая все вышесказанное, довольно непросто, но аналитики считают, что их около двадцати тысяч.
Деревня яли состоит из небольших кругленьких домиков высотой примерно по три метра, а окружностью — около пяти. Окон в них нет, только дверь.
Строительством занимаются мужчины, сначала они возводят деревянный каркас, потом покрывают его корой деревьев и листьями пальмы. Но тут интересно очень, что строить-то они их строят, а жить-то они в них не живут.
По обычаям племени в отдельных домах живут исключительно женщины и дети. Потому что у каждой женщины должно быть свое укромное место. Как женщина не могу не согласиться, свое укромное место, действительно, очень нужно.
Мужчины же живут в «общежитии» — большом жилище, где умещается все мужское население деревни. Где-то я видела информацию, что мальчики переходят в этот общинный дом чуть ли не в четыре годика, совсем крохами.
Время от времени мужчины, конечно, могут к своим женам заглядывать, но все время делить с ними кров — отнюдь нет. Впрочем, в общежитии они тоже нечасто появляются, потому что большую часть времени проводят в лесу на охоте. Иногда по несколько дней в деревне не появляются.
Охотятся яли, как я уже говорила, с луком и копьем. А едят все, что могут догнать и поймать, любимое блюдо — кенгуру Гудфеллоу. И, если вы представили себе классического австралийского кенгуру из букваря, забудьте. Потому что эти кенгуру живут преимущественно на деревьях, эволюция — штука любопытная.
Чтобы поймать такого зверя, нужно быть очень хорошим охотником, они очень осторожные.
Чтобы целиком и полностью не зависеть от охоты, яли держат домашних животных, в основном это свиньи, куры и опоссумы. Ухаживать за ними — женская задача, так как мужчин постоянно нет на месте.
Свиньи особенно ценятся, а еще женщины возделывают на склонах гор небольшие поля и выращивают там кукурузу, тыквы бутылочной формы, таро, кукурузу, табак и батат.
Климат в Папуа – Новой Гвинее не самый приятный, очень часто идут дожди, говорят, даже чаще, чем в Питере. В год может выпасть до трех метров осадков, так что яли привыкли работать в поле практически в любую погоду — выживать-то как-то нужно! Каждый день они берут с собой маленьких детей и идут на свои горные поля работать.
Мясо и овощи яли сырыми не едят, готовят, чаще всего жарят на раскаленных камнях, положенных прямо на землю.
Если это какая-то совместная трапеза (например, во время праздника), и на нее собирается несколько дружественных кланов, то еду яли делят в соответствии со статусом гостей.
Самые вкусные кусочки достаются самым важным персонам. А еще во время таких трапез они обмениваются подарками, чтобы укрепить дружественные и экономические связи между кланами.
Яли — люди невысокие, средний рост взрослого человека у них приблизительно полтора метра. Традиционные их наряды не блещут разнообразием, мужчины целомудренно носят только чехольчик из тыквы (зато он очень красивый, с перьями и мелкими ракушками). А женщины — коротенькую юбочку из травы.
Ради фотографии они могут задрапироваться в ткань, иногда миссионеры привозят им одежду — футболки, шорты, юбки из ткани, и яли их надевают… на время. Но после все равно снова возвращаются к своим тыковкам и травяным юбочкам.
Несколько слов нужно рассказать про мужской, с позволения сказать, костюм, сделанный из высушенной тыквы, он называется «халим», кстати.
Чтобы его сделать, нужно потрудиться и немало подождать! Первым делом только-только завязавшийся плод тыквы перевязывают тонкими лианами, чтобы она не росла в ширину. Когда тыковка немного подрастет, к ее концу подвязывают камень, чтобы он придавал плоду нужную форму. Ну а потом плод срывают, чистят от семечек и используют по назначению.
Мастерство изготовления традиционного мужского костюма яли оттачивали столетиями, тыковки получаются весьма причудливыми и длинными. Если постараться, можно сделать ее настолько удобной, что в ней можно будет хранить табак и какие-нибудь еще мелкие вещицы.
Костюмов у уважающего себя мужчины два — повседневный, простенький, и праздничный, совсем уж причудливый. Частенько эти модники еще вставляют себе в ноздри клыки кабана, но не любого, а только того, которого сами добыли на охоте.
И мужчины, и женщины этого народа очень любят украшения – бусы, браслеты. Раньше для их изготовления использовали в основном ракушки, но сейчас миссионеры и прочие путешественники привозят им стекло и пластик.
Кстати, яли довольно часто можно увидеть с окровавленными губами и красными подтеками на лице. Учитывая их зловещую репутацию, можно испугаться и представить, что кровожадные туземцы только что освежевали какого-нибудь миссионера и съели его сырым.
Но на самом деле это устрашающее зрелище говорит о том, что яли частенько жуют бетель — местный орех с красной мякотью, который воздействует на нервную систему и вызывает небольшие галлюцинации. А вот к алкоголю они совершенно безразличны.
В общем, народ яли бесконечно необычный и самобытный, читаешь про них и думаешь — ну неужели остались еще на Земле такие племена? Не верится просто!
Но цивилизация потихоньку приходит и к ним в дикие джунгли. К сожалению, приносит она не только медицину и начальное образование. Медициной и образованием, к слову, занимаются преимущественно христианские миссионеры.
Не так давно власти Индонезии решили сделать яли хорошо. Ну как яли…
В первую очередь, конечно, себе, а во вторую — кенгуру Гудфеллоу, тому самому, древесному. Дескать, их численность недавно резко начала уменьшаться, потому что яли их едят (хотя во все предыдущие столетия туземцы никак на численность кенгуру не влияли). Так что теперь нужно срочно выселить всех людей с мест, где столетиями жили их предки, а в джунглях открывать национальный парк.
Все, конечно, очень солидно выглядит, диким полуголым туземцам выделили для жизни специальный участок земли в долине, мол, селитесь, живите, копайте огороды.
А ещё им пообещали стройматериалы для постройки домов, стратегический запас риса на год и — телевизоры в каждое жилище абсолютно задаром. Правда, в одной долине зачем-то придумали поселить четыре племени, которые враждовали друг с другом с незапамятных времён. Зачем — загадка.
Стоит ли переселять яли из гор в долину, вопрос, конечно, дискуссионный. Но из трехсот первых переселенцев за первые же полгода новой жизни восемнадцать человек умерли от малярии. Шум вертолетного двигателя яли сравнивают со срубленным священным деревом, и, наверное, кое-что об отношении этого народа к цивилизации это говорит…