Луис Мейер, киномагнат и основатель кинокомпании Metro Goldwyn Mayer (MGM), родился в еврейской семье Минске в 1885 году и звался Элезаром. В конце XIX века его семья эмигрировала в Канаду. 20-летним юношей Луис решил попытать счастья в Америке и в 1904 году перебрался в США. Тут же женился на дочери продавца кошерного мяса красавице Маргарет Шенберг, которая родила ему одну за другой двух дочек — Эдит и Ирэн, промышлял отцовским ремеслом — был сборщиком металлолома.
Через три года, в 1907-м, у Луиса проявился звериный нюх бизнесмена. Он взял в аренду старенький кинотеатр «никельдеон» и, сделав все по высшему разряду, изменил его до неузнаваемости. Это было самое выгодное вложение денег во всей истории кинематографа. Спустя восемь лет (кстати, очень нелегких: чужой — он и в Америке чужой — «никельдеоны» громили вандалы и рэкетиры, закрывали налоговики) Луис Мейер стал владельцем крупной сети кинотеатров и перебрался с семьей в Лос-Анджелес, в Голливуд, где основал свою студию.
Когда акулы кинобизнеса решили объединить свои капиталы, они пригласили в компанию Мейера, которого назначили вице-президентом новой корпорации Metro Goldwyn Mayer. Скорость кинопроизводства при нем в течение нескольких лет держалась на невероятной высоте: MGM выпускал по одному фильму в неделю!
Луис Мейер занимался руководством и политикой корпорации единолично — компаньоны предпочитали не вмешиваться, и именно во времена его правления MGM достиг высот, на которые уже больше никогда не поднимался после Мейера.
Успех достигался подчас жестокими методами. Человек сумасшедшей работоспособности, трудоголик, он требовал того же и от других. В его ежедневнике могло стоять время встречи — 8.23, жизнь была расписана по минутам, он не знал выходных, но хорошо знал технические характеристики персональной машины, на которой перемещался по студии, чтобы экономить время. Мог принять искреннее участие в судьбе безызвестного осветителя и уволить звездного сценариста.
Зарабатывал 1,5 млн. долларов в год и держал в черном теле всех остальных сотрудников (профсоюз актеров считал Мейера врагом номер 1). Из-за денег вусмерть рассорился со старым другом продюсером Талбергом (он требовал повышения зарплаты), а когда продюсер скоропостижно умер в возрасте 37 лет, то лишь сказал: «Разве Господь не милостив ко мне? Он знал, как позаботиться о Талберге». Эти слова часто ставят в упрек Мейеру, но мало кто упоминает, что на похоронах Талберга Люис Мейер плакал.
Преданность кино сделала его в чем-то беспощадным, он не принадлежал себе. Наэлектризованный мир Голливуда времен Золотого века и его главу великолепно описал в своем романе «Последний магнат» С. Фитцджеральд.
Мейер хранил верность не только кино, но и семье. Это была безусловная ценность, никаких интрижек со статистками. Он мало занимался дочерьми, все больше руководил ими (так, например, запретил им получать высшее образование и настоял на домашнем обучении; позднее Ирэн все-таки сделала карьеру продюсера вопреки воле отца), гордился девочками, но втайне переживал, что у него нет наследника. Мейер был убежден, что только мужчина может руководить огромной кинокомпанией.
Не оправдали надежд Мейера и зятья: они предпочли выйти из-под влияния «последнего магната» — и прокладывать свою дорогу в бизнесе. Их отступничество не осталось безнаказанным.
Так, узнав о том, что зять Селзник решил снять картину «Унесенные ветром» с Кларком Гейблом, Мейер срочно перекупил актера у другой компании (незадолго до этого Гейбла уволили из MGM за какие-то провинности) и потом перепродал зятю на грабительских условиях. Фильм принес колоссальную прибыль, большая часть которой досталась Мейеру.
С другой дочерью, Эдит, он поссорился из-за того, что ее муж был либералом. Венцом семейного диктата Мейера стало лишение всех родственников наследства.
Как-то незаметно распался долгий брак с женой, которая не перенесла развода и умерла от депрессии. Можно только догадываться о причинах, разваливших «идеальную семью». Вероятно, Мейер заигрался в кино и стал вести себя дома как на работе. С годами его характер становился все более тяжелым.
Вскоре Мейер женился во второй раз на 30-летней вдове. Перед Второй мировой войной его влияние было все еще запредельным, но трудный характер вызывал все больше сопротивления и недовольства. Во время войны он настроил против себя всех кого мог.
Сначала MGM выпустил картину «Три товарища» по роману Ремарка, проигнорировав указание киноцензуры «не обижать нацистов» (официальная Америка тогда придерживалась нейтральной позиции). Киномагната «иностранного происхождения и еврейской веры» обвинили в антинацистской направленности фильмов.
После победы Советской армии под Сталинградом Мейер выпустил позитивный фильм о России (хотя очень не любил коммунистов), который ему припомнили с наступлением «холодной войны». А между тем во время Второй мировой Мейер вывез в Америку 27 евреев и обеспечил их работой и жильем.
После войны публике захотелось новых героев, от Мейера устали, и компаньоны сместили его с должности. Мейер умер от лейкемии в 72 года. Последними его словами были: «Ничто не имеет значения».