Горе Эммануэль

Противный старик сверлил Сильвию маслянистыми глазками. Девочка испуганно отшатнулась. От этого человека разило выпивкой, а сам он напоминал пирата из книжки. «Пустите!», — потребовала Сильвия. Да какое там!

Старик как клешнями вцепился. Она хотела закричать, но голос — всегда звонкий, пронзительный, вдруг подвел Сильвию..

28 сентября 1952 года в голландском Утрехте в семье Жана-Николаса Кристеля и его супруги Пьете Хендрики Ламме родилась девочка, которой дали имя Сильвия Мария.

Родители малышки владели гостиницей, приносившей доход вполне достаточный, чтобы семья не бедствовала.

Кристель была «ребенком отеля»: ее детство прошло под крышей семейной гостиницы. Постоянно сменявшиеся постояльцы, частые скандалы и пьяные разборки, свидетельницей которых Сильвия невольно являлась, лишили девочку ощущения настоящего Дома.

В четыре года Сильвия, которая была живым, активным и не по годам развитым ребенком, села на поезд, чтобы отправиться в путешествие. К счастью, ее вовремя заметили и вернули родителям..

Гостиница Кристель находилась неподалеку от вокзала и считалась злачным местом. На первом этаже располагался бар, и все местные алкоголики были завсегдатаями заведения. Часто номера «у Кристеля» снимали мужчины с дамами не самого положительного поведения.

Сильвия и ее сестра Марианна жили в маленькой комнатке на втором этаже, и были свидетельницами самых разных сцен. Все это негативно отражалась на характере и поведении Сильвии. Так, с ранних лет девочка начала курить.

Родителям, по большому счету, не было до Сильвии никакого дела. Жан и Пьете злоупотребляли горячительными напитками, постоянно ругались и даже дрались. Любовь между супругами Кристель давно прошла, что доставляло Сильвии, любившей и папу, и маму, тяжелые страдания.

В 1964 году с двенадцатилетней Сильвией едва не случилось самое страшное. Девочка, накатавшись на велосипеде, шла поздно вечером мимо бара в гостиной своих родителей, где ее схватил находившийся подшофе администратор гостиницы, пожилой развязный мужчина. Если бы тетя Сильвии — молодая женщина по имени Алиса — случайно не спустилась в бар, быть беде.

В 1966 году родители Сильвии все-таки развелись, что стало тяжелым ударом по 14-летнему подростку:

«Это было самое печальное, что когда-либо случалось со мной».

Гостиница была продана, деньги поделены. Сильвия осталась с матерью. Очень скоро семья стала испытывать материальные проблемы. Юная Кристель вдруг поняла, что, кроме замечательной внешности, родители не дали ей ничего. 17-летняя красавица решила: она сполна воспользуется тем, что ей досталось от отца и матери.

Вскоре Кристель стала фотомоделью. Заработок был небольшой, а фотографы часто были грубы и несдержанны. Кроме того, Сильвия подрабатывала на автомобильных выставках.

В 1971 году 19-летняя Сильвия решила резко изменить свою жизнь и отправилась из «захолустной» Голландии в блестящий Париж. Вскоре в жизни начинающей актрисы случилось первое большое прослушивание — режиссер Бернардо Бертолуччи рассматривал Кристель на роль Жанны в свой новый фильм «Последнее танго в Париже».

В результате работа Сильвии не досталась, и «последнее танго» с Марлоном Брандо станцевала более опытная Мария Шнайдер.

В 1972 году Сильвия приняла участие в конкурсе «Мисс ТВ Европа», и одержала в нем убедительную победу.

Победа на престижном конкурсе стала для Сильвии судьбоносной. На очаровательную голландку обратил внимание начинающий режиссер Жюст Жакен, который собирался снимать экранизацию бестселлера Эммануэль Арсан «Эммануэль».

Поначалу Жакен хотел дать Сильвии второстепенную роль, но, едва увидав ее лично, понял: это она, его Эммануэль!

Фильм произвел фурор — только во Франции его посмотрели восемь миллионов зрителей, огромная цифра по тем временам. Во всем мире «Эммануэль» добился еще более внушительного успеха.

Сильвия стала «звездой», с ней желали познакомиться многие мужчины, в том числе, весьма влиятельные. Настойчивее всех оказался знаменитый кинорежиссер Роже Вадим, бывший муж таких красавиц, как Бриджит Бардо, Аннетт Стройберг, Катрин Денёв, Джейн Фонда.

Вадим с удовольствием добавил в свою коллекцию и «Эммануэль», но роман оказался коротким: влюбленные не сошлись характерами.

В 1975 году Сильвия стала жить гражданским браком с бельгийским писателем Хюго Клаусом. У пары родился сын Артур, которого Сильвия практически не видела из-за съемок в многочисленных продолжениях «Эммануэли». Когда Артуру исполнилось шесть лет, Сильвия отправила сына в частный пансион в Голландию, о чем впоследствии очень жалела.

На протяжении многих лет Сильвия была любовницей президента Франции Валери Жискара д’Эстена. Глава государства, который был старше актрисы на 26 лет, и не думал скрывать с нею отношения. Напротив, именно д’Эстен отменил цензурный запрет, в свое время наложенный на серию фильмов об Эммануэль его предшественником, президентом Жоржем Помпиду.

Роль, которая принесла Сильвии славу, стала и ее проклятием. Режиссеры предлагали актрисе роли а-ля Эммануэль и в соответствующем кино. А ведь Кристель мечтала сыграть в серьезном, драматическом кино без ню.

В 1976 году мечта Сильвии должна была сбыться — Роман Полански утвердил актрису на роль Стеллы в своем фильме «Жилец». Кристель начала съемки, но Полански ее игра не устроила, и после первого же съемочного дня режиссер заменил Сильвию на Изабель Аджани.

Не получилось у актрисы сняться и у таких именитых режиссеров, как Луи Малль, Серджио Леоне, Тони Скотт.

Несколько раз Кристель участвовала в пробах на роль девушки Джеймса Бонда, но всякий раз режиссеры находили более подходящую им актрису.

Режиссер Тони Скотт, взявший в свой фильм «Голод» Катрин Денев вместо Сильвии, заявил, что после «Эммануэль» в Кристель «уже нет загадки».

У Сильвии было много мужчин, но почему-то ни один не звал ее замуж. Первым джентльменом, отважившимся предложить актрисе руку и сердце, стал режиссер Филипп Бло.

Увы, и брак, и творческое сотрудничество с Бло оказались неудачными. Филипп снял с супругой три фильма, и все они с треском провалились в прокате. Разочарованный в кинематографе, Бло стал играть в рулетку, и вскоре пустил по ветру сбережения актрисы. Чтобы оплатить долги мужа, Сильвии пришлось продать свой дом в Париже, а также драгоценности.

Решив, что во Франции ей с профессиональной точки зрения больше делать нечего, Сильвия отправилась в США. Но и в Голливуде образ Эммануэль преследовал актрису. Так, в фильме «Частные уроки» ее роль мало чем отличалась от прежних.

Сильвия стала сниматься в телесериалах. В 1990 году Кристель в который уже раз предложили сыграть Эммануэль в кино. Несмотря на то, что актрисе было 38 лет, и красота ее поблекла, Сильвия согласилась: очень нужны были деньги.

После провала ленты «Эммануэль на седьмом небе», Кристель увлеклась живописью и больше не стремилась попасть на экран. Оставив кино, женщина посвятила свое время попыткам наладить отношения с сыном Артуром, которого она так редко видела.

Мальчик давно вырос, превратился в актера. После трех эпизодических ролей Артур устроился продавцом в кофейный магазин тети Марианны — той самой Марианны, с которой в детстве Сильвия пряталась от пьяных гостей родительской гостиницы в чулане. Марианна стала добропорядочной домохозяйкой, и именно она смогла примирить Артура с матерью.

В «нулевые» годы Сильвия зарабатывала на жизнь продажей своих картин, а также участием в телепередачах, где она рассказывала о жизни и карьере.

Актриса предпринимала и попытки вернуться на экран, но снималась крайне редко и в основном в короткометражных фильмах.

В 2006 году на прилавках книжных магазинов всего мира появилась книга под названием «Ню», что в России было переведено как «Обнажённая». Ее автором была Сильвия Кристель. В своей автобиографии Сильвия не пощадила никого — ни родителей, ни мужа Филиппа, ни любовников, ни саму себя.

Но особенно досталось … жанру ню в кинематографе, который, по мнению актрисы, раз и навсегда навесил на нее ярлык Эммануэль, который она так и не смогла преодолеть.

Книга Кристель стала невероятно популярной и заставила режиссеров и зрителей вспомнить о знаменитой в прошлом актрисе. В 2010 году Сильвия после восьмилетнего перерыва приняла участие в франко-хорватской драме «Два солнечных дня», а затем в последний раз появилась на большом экране в сильном антифашистском фильме «Королевы» итальянского режиссера Маурицио Дзаккаро.

В начале «десятых» годов начала трагически сказываться вредная привычка Сильвии, тянущаяся из детства. Курение привело к раку гортани, а затем врачи обнаружили в печени актрисы метастазы. 26 июня 2012 года после курса химиотерапии у актрисы случился инсульт.

18 октября 2012 года Сильвии Кристель не стало. Она умерла легко, во сне. Умерла в доме своей любимой сестры Марианны в родном Утрехте, и рядом с ней находился сын Артур, который простил матери все.

Оцените статью