Африканский «Гурман» Бокасса

Приближенные каннибала Бокассы могли бы утешиться известным афоризмом: «Если тебя съели — значит, ты кому-то был нужен». В некоторых районах Африки считалось вполне оправданным пообедать храбрым и сильным противником, дабы перенять его качества.

А уж в том, как художественно сервировать блюда из «людской плоти», прекрасно знал и был безусловным мастером император Центральноафриканской Империи Бокасса Первый.

По свидетельствам очевидцев тех событий, самодержец любил добавлять «изюминки» в подачу столь экзотических кушаний. Однажды он велел поднести к столу блюдо из одного из сановников, приготовленное в кисло-сладком соусе с веточкой укропа во рту. Подобный кулинарный шедевр Бокасса любил продемонстрировать своим подданным.

Впервые высший приговор Жану-Беделю Бокассе вынес его племянник Давид Дако, занимавший в то время пост президента Центральноафриканской Республики. Истинная причина конфликта между родственниками теперь неизвестна.

Вероятно, получив власть, Давид стал опасаться опытного ветерана, повидавшего много чего. Тех, кто прошёл через армейские испытания, повсеместно окружает уважение людей.

В вооружённые силы Франции Бокасса был призван в 1940 году в 19-летнем возрасте. Он воевал в Африке, участвовал в освобождении Франции от нацистов.

Затем продолжил службу в Индокитае, где проявил отвагу и бесстрашие. Во время одной из вылазок сержант заблудился в джунглях. Его нашли лишь спустя неделю.

Выжить ему помог захваченный им в плен вьетнамский партизан, которого пришлось съесть. По словам Бокассы, таким способом он решил «перенять храбрость врага».

За доблесть и ратные подвиги его наградили орденом Почётного легиона, Лотарингским крестом и особым указом президента Франции присвоили звание гражданина этой страны.

…В 1958 году на территории бывшей колонии Убанги-Шари была образована Центральноафриканская Республика, первоначально получившая статус автономии в составе Франции.

А в 1960 году она была провозглашена независимым государством со своим президентом, армией, министерствами и чиновничьим аппаратом. Следуя духу времени, французская колониальная администрация постепенно передавала бразды правления «местным кадрам».

Тогда-то президент Дако и вспомнил о своем дяде Жане-Беделе Бокассе. Как известно, представители племени мбака всегда проявляли повышенное внимание к благосостоянию родственников. Давид Дако предложил Бокассе занять пост руководителя «военного кабинета» – структуры, выполняющей функции Генштаба.

Кроме того, дядю Президента повысили в звании до полковника. Таким образом, перед бывшим сержантом открывалась неплохая карьерная перспектива.

  • Жан-Бедель Бокасса демонстрировал грамотный подход к исполнению своих обязанностей. Военное дело он знал не понаслышке. В армии Франции сержантский и офицерский состав получал основательную подготовку.

К тому же армия Центральноафриканской Республики была невелика, оснащена привычным для Бокассы оружием, а президент не жалел средств на обучение и экипировку солдат.

Но помимо этого, начальнику «военного кабинета» помогали и родственные связи с главой государства, а также умение жесткими методами пресекать неповиновение.

Однако в январе 1965 года Давид Дако вдруг неожиданно поменял тон общения с дядей и предписал Бокассе отправиться во Францию якобы для ознакомления с опытом ветеранской организации «Офицерский кружок».

Это фактически была почётная ссылка.

Поняв, что оказался в немилости и не желая унижаться, Бокасса решил не выяснять истинные причины гнева племянника. Лишь в аэропорту, перед самым вылетом, один из офицеров прошептал ему на ухо: «Берегитесь, господин, вас наверху очень невзлюбили!».

И это действительно было так — многие при дворе не могли простить Бокассе привычку буквально расталкивать окружение президента плечами, прокладывая себе дорогу.

В конце концов, Дако всего лишь его племянник!

Пару раз Жан-Бедель даже позволил себе заявления о том, что власть по праву должна принадлежать ему как более опытному и старшему по возрасту родственнику. Но подобные речи можно списать на выпивку – еще со времен службы в армии Франции Бокасса любил хорошо промочить горло.

В изгнании в Париже бывший руководитель «военного кабинета» старался по возможности не вспоминать о политических тонкостях на родине.

После знакомства с программой деятельности «Офицерского кружка» и понимания бесполезности участия в его заседаниях, Бокасса большую часть времени проводил в библиотеках и музеях французской столицы, изучая историю своего кумира Наполеона Бонапарта.

Почти девять месяцев длилась парижская жизнь Жана-Беделя, пока в октябре президент Дако не приказал дяде вернуться на родину. Однако Бокассе совсем не хотелось этого делать, и предчувствия его не обманули.

Уже в ноябре 1965 года за опальным полковником была установлена демонстративная слежка.

А в предпоследний день года Жан-Беделя арестовали без предъявления обвинений и заключили под стражу.

31 декабря ему был оглашён указ президента о вынесении приговора.

Бокасса даже не стал спрашивать, за что именно, а лишь сбрил голову по древней традиции в ожидании казни. Под конвоем его доставили в военный лагерь Касаи.

  • Однако Бокассе помог бежать лейтенант Банза – тот самый офицер, предупреждавший о недоброжелателях при дворе. Он вывел Бокассу из камеры и поднял по тревоге весь гарнизон лагеря.

Хотя солдаты и не понимали, что могло произойти в канун Нового года и зачем им выдали боевые патроны, но быстро угомонились после увещеваний пистолетными рукоятками. Банзе удалось вызвать в лагерь главу секретной службы президента Анри Изамо, который и сам задумывал переворот.

  • Бокасса раскрыл перед ним подробности плана захвата власти, однако Изамо в последний момент струсил.

Тогда мятежники просто зарубили его саблями.

Колонна замаскированных грузовиков вошла в столицу Банги как раз в момент начала новогодних гуляний. Впереди на белом «Пежо» ехал сам Бокасса. Захват города занял считанные минуты.

Когда президента наконец нашли, его дядя кинулся обнимать со словами: «Я же столько раз тебе твердил — пора кончать с этим!». После чего попросил передать ему полномочия главы государства, и Дако поспешил согласиться, чем спас себе жизнь.

Одним из первых действий Бокассы на посту президента стало помилование множества заключённых, в том числе преступников из племени кара — жестоких и беспощадных убийц.

Когда развязанные бандиты устроили в столице волну погромов, взволнованные иностранные журналисты приехали в президентский дворец. Однако Бокасса быстро их успокоил: «Мой предшественник не пил и не курил, а я буду делать и то, и другое в больших количествах!».

Он осушил стакан виски, раскурил сигару и отдал приказ армии расстреливать мародёров без суда и следствия. Этим он завоевал не только власть, но и народную любовь.

Впереди его ждали годы правления, сказочные богатства, знакомство с самыми влиятельными людьми планеты и даже коронация — первый и единственный в современной Африке императорский трон.

За это можно было и выпить!

Одним из первых шагов Бокассы на посту президента стало активное налаживание внешних связей.

Нужны были деньги.

В 1970 году он побывал с визитом в Советском Союзе. Ему понравился «русский президент Брежнев» и коммунистический ритуал поцелуев при встречах.

Поцелуй, по словам Бокассы, «даёт возможность ощутить вкус чужой кожи».

  • Вернувшись на родину, он тут же принялся целовать всех министров, причём настолько страстно, что те в страхе разбежались. И было от чего — у Бокассы существовала своя классификация поцелуев.

Если губы собеседника были мягкие и расслабленные — значит, у того чистая совесть.

Но сухие и горячие губы выдавали коварство, и тогда нужно было наносить упреждающий удар.

В августе 1973 года президента «прогрессивной» африканской страны пригласили отдохнуть в знаменитый советский пионерлагерь «Артек».

Там Бокасса веселился вместе с детьми — пел, играл на барабанах, танцевал, а заодно разучил с ребятами африканскую песенку-кричалку.

  • Эта песня прижилась в Артеке и была популярна чуть ли не до конца 80-х годов. В африканского лидера в леопардовой шапке влюбилось всё детское и взрослое население лагеря.

Под всеобщее одобрение африканскому лидеру торжественно вручили звание «Почётный артековец» и повязали классический пионерский галстук. После церемонии взволнованный Бокасса несколько раз повторил, как ему понравился лагерь и замечательные советские пионеры.

Хотя, как выяснилось позже, к тому времени Бокасса уже пробовал детей школьного возраста — такое макабрическое блюдо в его культуре даже получило название «плоды просвещения».

Однако собственным отпрыскам поедание «людской плоти» он строго запрещал.

Его сын Катрин позднее рассказывал: «Согласно традициям племени отца, маленьким нельзя есть плоть врагов, чтобы не перенять их дух и не стать им подобными. Только взрослые могут это делать без ущерба для себя».

У самого Бокассы было 55 детей от 17 жён.

Он мечтал создать уникальный гарем из представительниц разных народов Европы, Азии и Африки.

Большинство отпрысков он даже не знал в лицо, довольствуясь тем, что вручал каждому золотой значок со своим профилем. Зато потом выполнял любые капризы этих избалованных детишек. Однажды сын попросил Порше — и уже на следующий день получил инкрустированный золотом автомобиль.

  • Мальчик горько плакал — он хотел игрушечную машинку.

Когда другой отпрыск застрелил из пистолета слугу, его ограничились недельным запретом на сладости, а семье убитого выплатили 250 долларов компенсации — по африканским меркам немалые деньги.

Между детьми Бокассы шла ожесточённая борьба за расположение отца, поскольку официального наследника он не назначал — надеясь править до 2000 года.

Иногда, когда после очередной стычки кто-то из отпрысков радостно объявлял о гибели братика или сестрёнки, жестокосердный папаша наказывал всех оставлением без сладостей или лишением встреч с наложницами.

…Советский Союз предоставил Бокассе скромную финансовую помощь, ограничившись в основном поставками оружия.

Хотя «прогрессивный» африканский лидер и обещал повести страну по социалистическому пути, на деле этого так и не произошло. Зато куда более щедрой оказалась Ливия.

После того как католик Бокасса ради дружбы с полковником Каддафи принял ислам и стал именовать себя Салах эд-Дин Ахмед, оттуда хлынул поток финансовой помощи.

Однако, получив желаемое, 4 декабря 1976 года Бокасса внезапно вернулся в лоно католичества. В тот же день он провозгласил республику монархией и переименовал её в Центральноафриканскую Империю.

Была принята имперская конституция, а ровно через год состоялась торжественная коронация новоявленного императора. В отличие от легендарного мусульманского полководца Саладина, истинным кумиром Бокассы всегда оставался Наполеон Бонапарт.

Церемониал коронации был выстроен так, чтобы в деталях повторять обряд венчания Наполеона на императора.

Для этого из Парижа доставили множество экзотических цветов, дорогих фраков и ливрей, униформ, серебряной посуды, выписали лучших кондитеров, пиротехников и музыкантов. Главной реликвией стала инкрустированная драгоценностями императорская корона с бриллиантом в 58 карат. Общая стоимость торжества перевалила за 20 миллионов долларов.

Приглашения на церемонию получили все мировые лидеры, в том числе Папа Римский Павел VI, которому отводилась роль Пия VII, короновавшего Наполеона.

Однако никто из этих высокопоставленных персон так и не решился лично приехать на мероприятие. Скорее всего, политики всего мира сочли эксцентричного африканца не вполне адекватным правителем.

В конце-концов, Бокасса к тому времени, по слухам, уже пресытился плотью, полюбив изысканные блюда из представителей разных профессий.

Набирался мудрости, так сказать.

Став императором, Бокасса буквально развернулся по полной программе. В его владениях существовало лишь два мнения по любому вопросу – его собственное, всегда правильное, и ошибочное мнение всех остальных.

Произвольные аресты и пытки инакомыслящих стали в порядке вещей. Ходили слухи о специальных разделочных столах, на которых у противников режима вырезались куски мяса для изготовления «сахарной свинины».

Позднее, после свержения Бокассы, очевидцы рассказывали о специально разработанной технологии производства «консервов» под кодовым названием «сардины».

Без нескольких таких банок император никуда не отлучался.

У Бокассы, впрочем, имелся верный союзник – Франция, которой он предоставлял крайне выгодные условия по разработке месторождений урана, столь необходимого для её ядерной программы.

Так что Париж был готов мириться с некоторой эксцентричностью и жестокостью африканского тирана – всё-таки это наш деспот, проверенный годами сотрудничества.

Однако со временем даже терпимость Франции подошла к концу. Когда Бокасса подавил несколько выступлений оппозиции, это вызвало определённую обеспокоенность у Парижа.

А после того, как император жесточайшим образом разогнал вполне безобидную демонстрацию школьников, недовольных новой формой, терпение лопнуло.

По свидетельствам очевидцев, Бокасса, наглотавшись крепких напитков, лично давил детей, загнанных во двор казармы, на своём джипе.

Пока не смолкли крики.

20 сентября 1979 года началась кампания «Барракуда».

Французские десантники без единого выстрела низложили императора и вернули в президентское кресло его племянника Давида Дако. Никто больше не хотел иметь с беглым правителем никаких дел. И только благодаря заступничеству французских представителей Бокассе предоставили убежище в Кот-д’Ивуаре. На что прожить у него было предостаточно…

Во второй раз Бокассу судили уже в 1986 году, хотя формально это было третье судебное решение.

До этого в 1980 году Жан-Беделя Бокассу заочно признали виновным в геноциде и каннибализме в отношении собственного народа. На оглашение третьего приговора он прибыл из Парижа, где уже жил вместе с супругой Катрин (в девичестве Сола) и детьми.

Семья прилетела обычным рейсом под вымышленными именами, а спустившийся по трапу Бокасса сразу был арестован и отвезён в тюрьму.

В отличие от предыдущих вердиктов, на этот раз суд проходил при полном соблюдении процессуальных норм — с участием адвокатов, прокуроров, присяжных, свободным освещением в СМИ.

Бокасса знал о вынесенном ему приговоре, но всё же стремился вернуться на родину. Он был убеждён, что обвинение рухнет под натиском защитников, либо ему помогут влиятельные силы, и приговор отменят.

Живя в замке под Парижем фактически под домашним арестом, экс-правитель обзавёлся новыми связями. Те и уверили его, что на родине его встретят с распростёртыми объятиями, как когда-то французы Наполеона с Эльбы.

После процесса прежние обвинения в геноциде были подтверждены, а каннибализм вычеркнут из-за недостатка доказательств и противоречивых показаний свидетелей.

Также прозвучали сомнения в подлинности некоторых “художественных” эпизодов – дескать, похоже на литературный вымысел. Например, о том, как Бокасса приказал подать к столу в кисло-сладком соусе одного из опальных придворных, с веточкой укропа во рту.

Эта сцена в точности повторяла фрагмент известного романа Габриэля Гарсиа Маркеса.

Итак, кто был прав в этой истории?

Пожалуй, однозначного ответа мы уже не получим.

После серии судебных разбирательств окончательный приговор Бокассе заменили 20-летним заключением.

Впоследствии срок сократили до 10 лет, а в 1993 году экс-император вышел на свободу по решению тогдашнего президента ЦАР генерала Андре Колингбы, начинавшего службу в качестве личного телохранителя опального правителя.

Освободившись, Бокасса предстал перед народом в образе мученика. Он появился в телеэфире в белоснежной сутане с крестом, объявив себя тринадцатым апостолом Христа.

Мол, готов откликнуться на страдания простых людей и позаботиться об их нуждах. И многие, даже реально пострадавшие при Бокассе, стали вспоминать о нём с ностальгией: дескать, пусть он там пожирал людей, зато и народу перепадало что пожевать!

Почувствовав эту народную поддержку, экс-диктатор вознамерился вернуть себе власть. Однако его планы были сорваны, а самого Бокассу выставили из почётных покоев президентского дворца. Пришлось снимать жильё и жить на скромную пенсию французского ветерана.

Но Бокасса не сдавался.

В 1996 году он попросил нового президента ЦАР Патассе о помиловании, дабы иметь возможность участвовать в выборах 1999 года.

Однако 28 октября 1996 75-летний Жан-Бедель скоропостижно скончался от сердечного приступа.

Проводить его в последний путь собралось более 30 тысяч человек. И даже спустя десятилетия Бокасса остаётся в своей стране популярным политиком с тёмным прошлым.

Оцените статью
Африканский «Гурман» Бокасса
Нина Ургант: известный внук и как жила советская красавица-актриса