Перед русскими офицерами выстроили девочек-японок, которым не было и 13 лет.
— Выбирайте любую, — сказали им.
Владимир сделал несколько шагов мимо юных девушек и остановил свой взгляд на одной из них — очень красивой, но смущенно опускающей глаза.
— Как тебя зовут?, — по-японски спросил ее Владимир.
— Таки, — тихо отвечала она.
Через несколько минут договор был подписан, и Таки уехала вместе с Владимиром — он ее «купил на некоторое время».
Командировка в Японию
Владимир родился в Петербурге в 1865 году и был старшим сыном ученого Дмитрия Менделеева (от первого брака). Учился в Морском кадетском корпусе, по окончании которого собирался жениться, но за несколько дней до свадьбы невеста ему сообщила, что нашла более достойного жениха, и попрощалась.
Сердце 24-летнего Владимира было разбито. Казалось, жизнь его потеряла всякий смысл. Единственное, в чем он мог найти утешение — это работа.
В 1890 году Владимир Менделеев поступил на службу на крейсер «Память Азова». Его назначили одним из сопровождающих цесаревича Николая (будущий Николай II) в его Восточном путешествии.
Плавание было длительным, и в 1891 году корабль встал в японском Нагасаки. Вот тут и начинается самое интересное.
Услуги «временной жены»
Японцы к российским офицерам относились очень уважительно, и демонстрировали свое гостеприимство, стараясь окружить моряков заботой по максимуму.
Уровень «заботы» был такой, что русским даже предлагали воспользоваться услугами «временных жен», или мусумэ, как их называли в Японии. Не стоит путать мусумэ с гейшой! Если гейша дарила радость только для души, то мусумэ исполняла все обязанности жены, в том числе и супружеский долг.
При этом, чтобы взять такую «временную жену», нужно было подписать специальный договор, где обговаривались права и обязанности сторон.
И если с мусумэ все более менее понятно, то мужчина должен был ежемесячно платить ей деньги, обеспечить хорошее питание и проживание, личную прислугу, а также рикшу (повозка). Ну и разумеется, недопустимо было поднимать руку на девушку, оскорблять, обижать ее и др.
Чаще всего мусумэ становились девочки до 13 лет из бедных семей. Они не сами на это шли, их «продавали» родители, чтобы девочки могли заработать — им платились очень хорошие деньги. Этих денег хватало не только, чтобы помочь семье, но еще и на приданое, чтобы потом девушка могла успешно выйти замуж.
Договор подписывался на определенный период: мусумэ можно было взять хоть за месяц, хоть на год. При необходимости договор можно было продлить. Как только срок истекал, мужчина должен был вернуть девушку ее родителям.
Жена Таки и внебрачная дочь
Услугами «временной жены» решил воспользоваться и Владимир Менделеев. Выбор его пал на красивую девушку по имени Таки. Подписав договор на определенный период, Владимир стал жить с ней как с женой.
Была ли любовь между Владимиром и Таки, история умалчивает. Но во взаимные сильные чувства верится с трудом. Спустя некоторое время Таки поняла, что ждет ребенка, но Владимиру Менделееву нужно уже было уезжать.
Срок договора истек, командировка закончилась, и крейсер в 1892 году вернулся в Россию. Владимиру пришлось оставить беременную Таки.
В положенный срок, в 1893 году она родила девочку, которую назвала Офудзи.
После расставания Владимир больше не приезжал в Японию. Через пару лет он женился на Варваре Лемох — дочери художника, и у него родился сын Дмитрий — мальчика назвали в честь деда.
Но и про Таки с дочерью Владимир не забывал, регулярно отправлял им деньги в Японию. Таки писала ему письма, рассказывая о дочери, и даже прислала фотографию:
Впрочем, есть версия, что после расставания Владимир не общался с Таки, и контактами они не обменивались. После рождения дочери Таки сама нашла адрес Владимира и написала ему письмо, в котором просила помощи.
Таки была из бедной семьи, да еще и малышкой на руках, работать не могла. А замуж ее не брали из-за того, что у нее был ребенок. Таки с дочерью испытывали финансовые трудности, поэтому она и обратилась к Владимиру. И после этого он стал ей помогать.
У Владимира была короткая жизнь. В 33 года его не стало, а вскоре умер и его 4-летний сын. Потеря сына и внука стали для Дмитрия Менделеева тяжелым ударом. До конца своих дней он не мог смириться с их утратой.
Единственное, что осталось у ученого от сына — это его внебрачная дочь Офудзи. После смерти сына уже Дмитрий Менделеев продолжил помогать Таки и внучке и тоже отправлял им деньги.
Кстати, что интересно, в некоторых источниках Офудзи называют предполагаемой внучкой или берут слово «внучка» в кавычки, как бы сомневаясь в том, что девочка была дочерью Владимира. Этим и объясняется версия, почему Владимир не сразу стал помогать Таки и дочери.
Но в других источниках указано, что ни Владимир, ни его отец-ученый Дмитрий Менделеев не сомневались в том, что Офузди была им родной.
- Как уж было на самом деле — уже не узнаем.
Когда началась русско-японская война (1904 г), связь Менделеевых с Таки прервалась. Отправить письма в Японию стало сложнее, к тому же Дмитрий Иванович не получал ответа от Таки.
Дальнейшая судьба девушки и ее дочери неизвестна. Есть предположение, что они обе погибли во время землетрясения 1923 г или во время атомной бомбардировки Нагасаки в 1945 году.
Но если Офудзи выжила, то возможно в Японии есть последние потомки Дмитрия Менделеева. В России те внуки что были, либо умерли, либо не оставили потомства.
Найти какие-либо данные о Таки и Офудзи на сегодняшний день почти невозможно, так как большая часть архивов были уничтожена во время тех же самых землетрясения и атомной бомбардировки.