«Стоны нарастали»

Стонала женщина — в этом не было ни малейших сомнений. Ремесленник по имени Ганц, проходя по грязной улочке Дрездена, остановился, прислушался. Надо же, звуки какие. Интересно, что там происходит, за каменной стенкой?

«Экий позор», — Ганц плюнул на мостовую и, пошатываясь, пошел по своим делам.

Стоны, между тем, нарастали.

23 декабря 1544 года в замке курфюрста Саксонии, выдающегося полководца Морица Саксонского, было весьма неспокойно. Бегали по лестницам слуги, суетились высокие гости, Мориц Саксонский, опустившись в углу на колени, безудержно молился.

Из спальни супруги курфюрста, 18-летней красавицы Агнессы Гессенской, доносились крики. Молодая женщина рожала своего первенца, и роды были очень тяжелые.

Наконец, Морицу сообщили радостную весть: разродилась! С молодой матерью все было хорошо, да и в ребенке, оказавшемся очаровательной девочкой, теплилась жизнь.

К несчастью, повитухе пришлось использовать щипцы, чтобы достать дитя, поэтому у девочки было повреждено плечо и ножка. Однако курфюрст был доволен и таким исходом родов, и вознес хвалу Господу.

Новорожденную девочку родители назвали Анной. Детство малышки проходило в Дрездене, в замке ее отца. Родители, брак между которыми был заключен по взаимной симпатии (что случалось крайне редко в семьях средневековых государей), нежно любили друг друга, и светом своей любви освещали и «хроменькую» дочку.

Любовь Морица и Агнессы к Анне усилилась после того, как в 1546 году в возрасте одного года умер второй ребенок пары, мальчик Альбрехт. Больше курфюрст и курфюрстина не пытались завести детей. Анна стала их единственным чадом и надеждой.

Семейная жизнь саксонской семьи была вполне счастливой, однако, внешние обстоятельства были крайне неспокойные. Морицу постоянно приходилось участвовать в войнах и сражениях.

9 июля 1553 года курфюрст Саксонии разгромил в битве при Зиверсхаузене своего заклятого врага маркграфа Альбрехта Бранденбург-Кульмбахского. Однако в этом бою Мориц получил тяжелейшее ранение ярдом, и 11 июля 1553 года скончался в возрасте 30 лет.

Курфюрстом Саксонии стал младший брат Морица, Август. Агнесса Гессенская, соответственно, лишилась титула курфюрстины.

Для 9-летней Анны и ее матери начались тяжелые времена.

Лишившись титула, Агнесса нуждалась в защите от своего деверя, убежденного протестанта.

26 мая 1555 года Агнесса Гессенская повторно вышла замуж за герцога Иоанна Фридриха II Саксонского. Этот брак был вызовом семье ее первого мужа, ведь Иоанн Фридрих принадлежал к лагерю Эрнестинов, враждебному роду Веттинов, к которому принадлежал Мориц Саксонский.

Несмотря на очень слабое здоровье, Агнесса забеременела, но родить так и не смогла. 4 ноября 1555 года герцогиня выкинула мертвого младенца, и вскорости скончалась в возрасте 28 лет. В Веймаре ходили упорные слухи, что молодую женщину отравили Веттины.

Как бы то ни было, но 11-летняя Анна стала круглой сиротой, и судьба ее теперь всецело находилась в руках многочисленной родни.

Девочку приютили ее тетки по материнской линии. Поначалу Анна жила в Веймаре, но затем ее затребовал в Дрезден дядя — курфюрст Саксонии Август.

Дядя не любил хромоногую племянницу, дочь нелюбимого брата и еще более нелюбимой невестки. В замке курфюрста сирота чувствовала себя одинокой и всеми покинутой. Тем не менее, Анна знала, что она — принцесса, и, по мере сил, не позволяла людям Августа фамильярничать с собой.

Несмотря на все невзгоды, принцесса Анна Саксонская являлась одной из богатейших невест Германии — и вся Европа это знала.

Предложения о браке с его племянницей сыпались на Августа Саксонского как из рога изобилия. Так, в 1556 году повести Анну к алтарю возжелал принц Эрик Ваза, сын короля Швеции. Август, надеявшийся найти Анне еще более знатного жениха, Эрику отказал.

В 1558 году свою кандидатуру предложил Вильгельм I Оранский, известный в Европе под прозвищем «Молчаливый». Вильгельм, сын графа Нассау-Дилленбургского, наследник княжества Оранж с огромными владениями в Нидерландах, показался Августу Саксонскому более предпочтительной кандидатурой.

Однако дедушка Анны по материнской линии, герцог Филипп Гессенский, счел кандидатуру жениха неудачной. По мнению герцога, Вильгельм не являлся ровней его внучке, а, кроме того, Филипп Гессенский был убежден, что красавец рыцарь собирается взять в жены «хроменькую» исключительно ради приданого.

Анна желала этого брака всем сердцем, ее поддерживали многие родственники. Уговаривать дедушку пришлось около года. Летом 1561-го Филипп Гессенский, наконец, согласился не чинить препятствия этому браку, и 2 июня в Торгау был подписан брачный договор. В соответствии с контрактом, приданое невесты составило 100 тысяч талеров — колоссальная сумма.

24 августа 1561 года 17-летняя принцесса Анна Саксонская стала законной супругой 28-летнего принца Вильгельма Оранского. В начале осени того же года супружеская чета отправилась в Нидерланды, где располагались основные владения Вильгельма.

Брак Анны и Вильгельма оказался несчастливым. Супруг был едок и жесток. Очевидно, дедушка Филипп оказался прав: «хроменькую» принц брал замуж только ради приданого.

Уже в 1562 году Анна стала жаловаться родне на мужа, однако саксонские родственники встали на сторону Вильгельма. Дядя Август отправлял Анне суровые письма, в которых требовал во всем подчиняться супругу, быть покладистой женой.

При этом, Анна и Вильгельм старались сохранить видимость благополучного брака. Чтобы избежать позора, супружеская чета назвала все слухи кознями злопыхателей.

Тем более, что Анна сразу же начала рожать мужу детей. В октябре 1562 года принцесса произвела на свет девочку, которая скончалась так быстро, что ее даже не успели окрестить. В 1563-ем у супругов Оранских родилась дочь Анна, а на следующий год — долгожданный сын, которого мать назвала Морицем, в честь своего покойного отца.

К этому моменту о размолвке в семье Анны уже прекрасно знали при всех владетельных дворах Германии и Нидерландов. Принцессе пришлось давать объяснения курфюрсту Августу. Молодая женщина заявила своему дяде, что во всем виноват шурин Людвиг, настраивающий Вильгельма против нее.

Вильгельм Оранский утверждал, что жена его обладает скверным характером, любит устраивать скандалы.

Возможно, так оно и было, если учесть, какое детство провела Анна. В 1566 году характер молодой матери ухудшился и по вполне понятной причине. Умер ее сын Мориц, двухлетний мальчик, которого мать любила всем сердцем.

У Анны случилась истерика, а затем — черная депрессия, молодая женщина стала часто говорить о самоубийстве. Спасение от дурных мыслей принцесса находила в алкоголе, что, конечно, не улучшало ее характера.

Через год после смерти Морица-первого, Анна, будто бы вдогонку, родила мужу второго сына, которому также дала имя Мориц.

В 1567 году Вильгельм Оранский потерпел поражение от испанцев в Голландии и укрылся с семьей на территории Германии, в собственных владениях неподалеку от Дилленбурга.

Вскоре император Священной Римской Империи Максимилиан II Габсбург приказал конфисковать все владения Оранского как в Бургундии, так и в Нидерландах.

Вильгельм сгонял зло на жене, а помогала ему в этом мать, графиня Юлиана Штольбергская, крайне неприятная и едкая особа. Дня не проходило, чтобы свекровь не пилила Анну.

В августе 1568 года Вильгельм в очередной раз отправился на войну с испанцами. Графиня Юлиана после этого точно с цепи сорвалась, совершенно не давая жизни невестке. В октябре Анна не выдержала и уехала из Дилленбурга в Кёльн.

Детей женщина забрать не смогла — за них ей предстояло бороться с семьей мужа. Зато в Кёльне Анна родила дочь Эмилию — последнего совместного с Вильгельмом ребенка.

Вильгельм Оранский, потерпев очередное поражение от испанцев, вернулся в Германию. Принц был совершенно разорен, король Испании Филипп II объявил его вне закона. Вильгельм больше не мог содержать семью.

В этой ситуации Анна решила потребовать от Оранских возврата хотя бы части ее приданого. Она подала иск на братьев мужа, требуя от них ежегодное содержание в размере 12 тысяч гульденов или возвращение замков Диц или Гадамар.

Родственники Вильгельма сами находились на грани разорения, и требования Анны они восприняли как попытку «добить их». Анна же настаивала на своем, и в 1569 году наняла адвоката-кальвиниста Яна Рубенса, будущего отца великого художника Петера Пауля Рубенса.

Ян Рубенс от лица Анны Саксонской отправился в Брюссель и в январе 1570 года подал официальную жалобу в королевский суд относительно захваченного семьей мужа приданого его подзащитной.

Поданный Анной иск заставил Вильгельма Оранского временно изменить к ней отношение. В мае 1750 года принц добился встречи с женой в Буцбахе, затем в Зигене семья в полном составе провела Рождество 1571 года.

Анна забеременела и, прислушавшись к уговорам мужа, отозвала иск и отказалась от претензий по поводу приданого.

Принцесса не знала, что за притворной лаской мужа скрывается смертельная опасность. Вильгельм задумал погубить супругу.

Для этого «Молчаливый» решил обвинить жену в супружеской измене.

В начале марта 1571 года людьми Вильгельма у городских ворот Зигена был схвачен адвокат Ян Рубенс. В ходе пытки на дыбе Рубенс признался в запретных отношениях с Анной Саксонской.

Вильгельм тут же заявил жене: либо она официально признает «свой грех», либо Яну отрубят голову на центральной площади города.

Анна признала себя виновной в измене, а через три месяца родила девочку, которой дала имя Кристина. Этого ребенка Вильгельм не признал и считал Кристину дочерью Яна Рубенса.

14 декабря 1571 года Вильгельм Оранский заставил жену согласиться на развод.

Жизнь Анны стала совсем беспросветной. Детей у нее забрали, лишили имущества, денег, а, главное, чести, доброго имени.

В сентябре 1572 года женщина решила предпринять очередную попытку восстановить свои права, вернуть имущество, титулы и детей. Между тем, ее родня — как саксонская, со стороны отца, так и гессенская, со стороны матери, — дружно встали на сторону Вильгельма Оранского и его родственников.

Вместе эти люди договорились похитить принцессу и в качестве наказания заточить ее в замке Бейлштейн. Вскоре в дом Анны, где она жила с незаконнорожденной дочерью Кристиной, ворвались незнакомые ей люди. Бедная женщина думала, что ее ждет немедленная смерть, но все оказалась значительно хуже.

1 октября 1572 года Анну и Кристину доставили в Бейлштейн. Здесь Анна узнала о том, что ее муж вступил в новый брак: Вильгельм взял в жены Шарлотту де Бурбон, дочь герцога де Монпасье. Принцесса была до крайности возмущена, ведь официально ее развод с мужем еще даже не был оформлен!

Анна стала требовать, чтобы ей было возвращено все приданое. Вильгельм Оранский в ответ договорился с курфюрстом Августом об отправке женщины из Бейлштейна в Саксонию.

Когда Анне сообщили о планах ее бывшего мужа и дяди, она предприняла попытку самоубийства. Женщина поняла, что своих детей она никогда больше не увидит, что ее права не будут восстановлены.

Анна наотрез отказывалась покинуть владения мужа, но 19 декабря 1575 года ее схватили, насильно усадили в карету и повезли в Дрезден. При этом, последнего ребенка принцессы, дочь Кристину, у матери отобрали.

Курфюрст Август, взбешенный поведением племянницы, приказал ее замуровать. Анну поместили в тюремной камере, окна которой были заложены кирпичом и дополнительно закрыты решетками.

С внешним миром бедная принцесса общалась через маленькое четырехугольное отверстие в двери. В это отверстие Анне передавали скудную еду и питье.

Анна жестоко страдала в заключении, но пожаловаться ей было некому, разве что равнодушному тюремщику: никто из родни к «преступнице» не приходил. В мае 1577 года, вероятно, от ужасного питания, у Анны начались кровотечения. Хроникер писал:

«Шедшие мимо тюрьмы люди слышали как стоны нарастали, но никому не было дело до страданий бедняжки».

18 декабря 1577 года Анна Савойская скончалась от болезни, тоски и дурного обращения. Ей было всего лишь 32 года.

Такова история женщины, саксонской принцессы, которая прожила такую жизнь, что не пожелаешь и самому злейшему врагу.

Оцените статью