Красивый, знаменитый, горячо любимый… Ещё каких-то полгода назад сердце 21-летней Эльзы Леждей замирало счастья. Откуда ей было знать, что в теле русского богатыря Гены Юдина жил робкий подкаблучник.
Со звездой 50-х красавцем-актёром Эльза играла пламенные чувства в картине «Море студёное»и сама не заметила, как влюбилась. Геннадий, старше её на десять лет тоже не устоял. Но когда он привёл её к себе домой, Эльзу встретили холодные глаза его матери.
Она люто ненавидела всех женщин сына. А он, здоровенный детина, не смел перечить дражайшей маман, когда та костерила очередную «хищницу». Он так никогда и не женится… Через пару месяцев Эльза полностью утратила уважение к сталинскому лауреату и покинула его.
В зеленоглазую Эльзу Владимир Наумов влюбился задолго до их встречи. Начинающий режиссёр жил с Юдиным в одном подъезде… Через год она приняла его предложение сыграть Риту Устинович в картине «Павел Корчагин». На съёмочной площадке Владимир обнаружил, что ослепительная красавица Леждей не лыком шита…
Немногословная и начитанная, она прекрасно разбиралась в русской истории и искусстве. Пытаясь поразить её, он фонтанировал остроумием. Через два года они сыграли свадьбу. А скорое рождение сына Алексея стало для обоих огромным счастьем.
Муж-режиссёр снимал Леждей в своих фильмах: “Павка Корчагин, «Ветер»… О таком браке грезят многие актрисы. Но в любви тихая, интеллигентная Эльза была человеком пылким и бескомпромиссным. Наумов понял это слишком поздно…
На съёмках фильма “Хоккеисты” она влюбилась в Вячеслава Шалевича. И как только объяснилась с мужем, покинула четырёхкомнатных хоромы и переехала в десятиметровую комнату Шалевича.
Знакомые Леждей недоумевали. Со стороны её брак выглядел идеальным. А на деле… Актриса никому не рассказывала, как к этому времени смертельно устала от многочисленных интрижек мужа. А Шалевич просто стал поводом.
Наумов не мог поверить: «Как она решилась? Ведь так горячо любила сына Алёшу». Шесть лет он прожил один думая, что больше никогда не женится. Пока не встретил прекрасную Белохвостикову.
С Шалевичем Эльза прожила два года. А потом страсть перегорела, и когда осталась только дружба, она собрала свои вещи. Но вскоре узнала, что Вячеслав начал встречаться с «недостойной», по её мнению, девушкой, и неожиданно вернулась.
Ничего не объясняя и не оправдываясь, она как ни в чём не бывало позвонила «бывшему»: «Я жду тебя на нашем месте». И Шалевич помчался… Но как только он окончательно расстался с «нежелательной» подружкой, Леждей посчитала, что её спасительная миссия окончена. И ушла.
Теперь уже навсегда. Вячеслав Шалевич на Эльзу зла не держал. Он понял мотив её поступка и посчитал, что прощать ему нечего. Они так и остались друзьями.
В конце 60-х Леждей перестали звать её на съёмки. Режиссёры, у которых она раньше снималась, водили дружбу с Наумовым. В личной жизни тоже всё не клеилось. И когда знаменитый художник Борис Мессерер начал дарить ей букеты, ответила на его чувства. Тогда ей показалось, что жизнь налаживается. Увы!
В один из дней страстный собачник Мессерер, столкнулся во дворе с загадочной дамой с пуделем. Собаки друг другу не понравились. А вот «нездешние» татарские глаза поэтессы Беллы Ахмадулиной запали Борису в душу. У парочки завязался роман. В конце концов, Мессерер выбрал Беллу.
Эльза не сразу смирилась с потерей. Это был первый раз, когда ушла не она, а от неё. Она во всём винила соперницу.
Ахмадулина проживала на даче по соседству с близкой подругой Леждей сценаристом Галиной Шерговой. Как-то летом Эльза навестила подругу. Пробыв недолго в гостях, она засобиралась домой.
Ну ладно… Пойду бить ей окна…- вдруг сказала Леждей.
Галина не поверила. Да разве может эта начитанная интеллектуалка кидать камни в окна поэтессы. А годы спустя, с удивлением узнала от знакомых, что Эльза всё-таки осуществила задуманное. Как говорится, в тихом омуте…
Со Всеволодом Сафоновым Леждей познакомилась в конце в 50-х на съёмках «Шторма». Но тогда для обоих это была просто мимолётная встреча. И вот спустя 15 лет Сафонов и Леждей получили главные роли в советско-монгольской картине «Слушайте на той стороне».
И в этот раз стоило 45-летнему актёру заглянуть в зелёные глаза Эльзы, он влюбился «совершенно смертельно и одержимо».
Тогда Сафонов много пил и безуспешно лечился у наркологов. А тут он просто сказал Леждей, что больше ни разу не притронется к спиртному. Никогда. Болезнь чудесным образом «рассосалась» сама собой. Больше они не расставались.
Рядом с ним Эльза очень изменилась. Стала уравновешенной, какой-то уютной, домашней… У них была великолепная семья, где больше не было обжигающих страстей, а только глубокая взаимная любовь и понимание друг друга с полувзгляда.
В начале 70-х Леждей согласилась на роль эксперта-криминалиста Зиночки Кибрит. Советский сериал о буднях «Знатоков…» шёл так долго, что личность актрисы прочно срослась с образом Кибрит. Режиссёры перестали звать актрису на съёмки.
Эльзу Ивановну мучили мысли, что ей так и не удалось реализовать свой актёрский талант. И она стала писать рассказы. А когда два из них опубликовали, принялась за повесть о своём Севастопольском детстве, которую, увы, так и не успела закончить.
Беда в её дом пришла в начале 90-х. У Всеволода обнаружили рак. Спустя два года она овдовела. И до конца своих дней так и не оправилась.
Эльза Ивановна не любила выставлять свою жизнь напоказ. Неудивительно, что факты её биографии обросли домыслами. Вопреки слухам она вовсе не была одинокой. О ней заботился сын Алексей и ежедневно навещал.
Я с большим интересом читаю, что мама не любила солнечного света. Ну и бред…- говорит Алексей. Также у мамы не было онкологического диагноза. Она болела тяжёлой естественной болезнью — бронхиальной астмой. Ну и было у неё лёгочное сердце.
А вот душевное состояние актрисы и правда было тяжёлым. Незадолго до своего ухода она сказала подруге Галине:
Ты знаешь, я вот думаю, а чего я вообще тут делаю… Мне трудно, неинтересно, скучно…
13 июня 2001 года её состояние резко ухудшилось. Когда примчалась скорая, врачи уже ничем не могли ей помочь.