«Последние руки»

В пасынка она влюбилась так, как никогда в своей жизни. Юрий, моложе Софии на шестнадцать лет, был похож на падшего ангела – красавец с огненным взором. Ради любимой женщины Юрий предал свою мать и оскорбил отца.

Он просто не мог иначе. Остальная родня прокляла его за это, винила во всех бедах. А для Софии он стал последней пристанью. Его руки завершили долгую цепочку «передай другому». Наконец-то графиня Витт выбирала сама.

Могущественный покровитель, светлейший князь Потемкин-Таврический, не думал, что проживет так мало. Он был моложе императрицы Екатерины II на целых десять лет! Свою старость он планировал провести подле великолепной красавицы, графини Софии Витт, которую выманил из Польши ради этой цели.

О том, что у светлейшего появилась такая прекрасная пассия, вскоре узнали племянницы князя. И очень серьезно обеспокоились! Молодые женщины считали, что Потемкин, в любовном порыве, оставит Софии слишком многое из своего имущества. И поспешили из Петербурга к дядюшке, с которым молва соединяла их совсем не по-родственному.

16 октября 1791 года, на пути из Ясс в Николаев, светлейший князь заболел лихорадкой. Он умер на руках у своей племянницы, Александры Браницкой, и София осталась без поддержки. Она была в чужой стране. Она не говорила по-русски и у нее больше не было опоры.

Муж? Юзеф Витт давно превратился в обузу. Он жаловался и постоянно всего опасался. С таким человеком сложно было уверенно смотреть в будущее. А Софии хотелось знать, что за поворотом судьба не подстроит ей новых козней!

Ведь кем она была? Нищей гречанкой из Константинополя, лоточницей, которая бегала по кварталу Фенер и предлагала прохожим овощи. Волею судеб в семнадцатилетнем возрасте (хотя некоторые авторы очень любят писать, будто бы Софии было двенадцать) она познакомилась с польским посланником, который выучил ее, дал путевку в жизнь и пригласил в Польшу. Где она и встретила Юзефа Витта!

Теперь этот Юзеф только болтался у нее под ногами. На балу у Потемкина она познакомилась со Станиславом Потоцким – богатейшим магнатом юга. Он был женат и у него имелось одиннадцать детей, однако, встретив Софию Витт, он решил получить развод.

— И ты займись этим. – говорил Потоцкий. – тогда никто больше не сможет мешать нашей любви!

Юзефина Потоцкая, супруга магната, всегда закрывала глаза на увлечения мужа. Но это было что-то особенное, другое. На Потоцкого словно наслали морок, от которого он буквально обезумел. Юзефина категорически отказывалась давать развод, тогда Станислав поехал в столицу и бросился в ноги к государыне.

— Матушка! – молил он. – Люблю, хочу жениться!

Однако на Екатерину II такие уговоры не подействовали. С годами императрица стала все ревностнее относиться к вопросам морали, и поэтому разрешения на развод не дала. София, тем временем, ждала ребенка. После первого мальчика, Константина, на следующий год родился второй, Николай. А брак все еще не был оформлен! Дети считались бастардами!

Развод с Виттом тоже не продвигался. Поскольку Юзефина Потоцкая начала действовать против нее, прекрасной Софии пришлось на время убраться с глаз своего любимого. Она совершила большое путешествие по городам Польши и России, побывала у княгини Елены Радзивилл и восхитилась красотой ее парка «Аркадия».

«Я ощутила, что в разгаре лета, — писала София – Потоцкому, — опять переживаю весну. Аркадия очень напоминает Крым… Правда, мой милый друг, что мы будем иметь сельцо в Крыму?»

Образумить отца приехал его старший сын, Юрий. И буквально остолбенел: никогда в жизни он еще не видел такой прекрасной женщины. София, вернувшаяся из своей поездки, еще больше похорошела.

На самом деле, эта встреча была судьбоносной для обоих. София Витт, конечно же, не питала пылких чувств к старику Потоцкому. А молодой и энергичный Юрий произвел на нее огромное впечатление. Будущий пасынок собирался высказать свое презрение «мачехе», но, в результате, уехал совсем с другим настроением.

Это Юрий Потоцкий убедил свою мать, Юзефину, все-таки дать развод мужу. Станислав откупился от постылой супруги двумя миллионами злотых. К тому времени подоспело и другое решение – о разводе Софии. Отныне эти двое становились свободными людьми и могли вступить в брак.

17 апреля 1798 года, в Тульчине, бывшая лоточница и один из самых богатых людей своего времени обвенчались. Церемонию проводили сразу по двум обрядам – православному и католическому, чтобы не было ни малейшей причины оспорить их союз.

В том же самом году у новобрачных на свет появился еще один сын, Александр. Чуть позже – Мечислав, Болеслав и две дочери, которым судьба уготовит удивительные взлеты и падения…

Потоцкий обожал свою жену, баловал ее и не жалел на нее денег. Для Софии, к ее именинам в 1802 году был выстроен изумительный красоты парк – Софиевка.

*

*

«Аллеи устроены в три этажа, — писал граф Комаровский, которому доводилось бывать там, — богатство вод удивительное. При самом въезде, на большом пруде, бьет фонтан не ниже Самсона в Петергофе. Несколько каскад падают с высоких скал, а всего примечательнее это подземный канал. На довольно большом расстоянии, гуляя по саду, на поверхности посажены деревья и сделаны дорожки».

Это было подлинное чудо. Торжество красоты, вкуса, технической мысли и садового искусства. Самая прекрасная женщина получила в дар самый великолепный парк! Даже императрица могла бы позавидовать ей! О Софиевке вскоре заговорили в Петербурге — дескать, в этом райском уголке должен побывать каждый. И гости устремились к Потоцким. И популярность красавицы возросла многократно!

Увы, Потоцкий не скоро узнал, что жена не ценит его усилий. София влюбилась, в первый раз в жизни, влюбилась в пасынка, в Юрия. Это открытие, сделанное им совершенно случайно, так потрясло Потоцкого, что он слег. А 15 марта 1805 года скончался. Перед смертью он повидал детей, благословил каждого, но категорически не желал проститься с Софией….

А она оказалась в трудном положении! У ее мужа было одиннадцать детей от первого брака и пятеро выживших от второго. И теперь дети Юзефины Потоцкой, скончавшейся от горя сразу после развода, жаждали мести. Они мечтали отобрать всё до последнего грошика у женщины, которая разбила сердце их матери. Но София не собиралась сдаваться.

Сначала она очень надеялась на Юрия. Это были ее «последние руки»! Столько раз Софию передавали и предавали, и вот теперь она могла строить жизнь с тем, кого полюбила. С чистого листа! Однако Юрий, поселившись в поместье, начал вести до того разгульный образ жизни, что гречанка диву давалась.

Картежники собирались за столом их салона едва ли не каждый день. Игристое лилось рекой. Не слишком хороший пример для детей… Когда Юрий потратил 13 миллионов рублей, София пришла в ярость. Она выехала в Петербург, рассчитывая там получить защиту.

Все, что она хотела – равных прав для своих детей, и детей Юзефины. Если уж делить наследство, то по-честному! Пусть каждый получит свою долю и живет, как знает!

Юрия, в попытке спасти от его же собственных пороков, она отправила за границу. Приставила к нему нескольких верных людей, которые не должны были давать ему играть в карты и пить. Целый год Потоцкий-младший писал Софии слезные письма – то с просьбами прислать денег, то с признаниями в любви… Пару раз женщина порывалась броситься к нему, но ее останавливали незаконченные тяжбы.

Дети Юзефины тоже не оставляли своих притязаний! Так что увидеться с человеком, который дал ей мимолетную надежду, у Софии так и не получилось — 1808 году он закрыл глаза навеки. Чахотка и беспорядочный образ жизни доконали наследника.

В столице империи София развернула бурную деятельность. Она умудрилась войти в доверие множества влиятельных лиц, заручилась поддержкой сенатора Новосильцева, знаменитого Милорадовича и князя Гагарина. Хлопотала о выгодных партиях для своих девочек… Ох уж эти дочери! Судьбе будет угодно, чтобы одна разбила семейное счастье другой!

Но настоящим бедствием стал сын, Мечислав. Он похитил драгоценности у собственной матери и закатил страшный скандал. Благодаря вмешательству государя, юношу посадили в Петропавловскую крепость… Забегая вперед скажу, что, оставляя 60 миллионов рублей наследства, София одарила всех детей. Кроме Мечислава.

Она чувствовала, что жизнь подходит к финалу и пыталась сделать все, что возможно. Ведь у нее было столько нерешенных дел! София искала лучших лекарей, договорилась со специалистами из Берлина. Увы. Женщина блестящей судьбы, та, что умела очаровывать королей, императоров, князей и властителей дум, угасла в конце 1822 года.

Даже после своей смерти она была красива. Ее забальзамировали, одели в лучшее платье, усадили в карету и так довезли до Умани, где она хотела найти свое пристанище. Правда, навеки ей остаться там не получилось – в 1877 году ее дочь Ольга перевезла останки матери в другое место.

Эта самая Ольга стала одной из первых красавиц своего времени, и ее жизни тоже вполне простится в роман или захватывающий кинофильм.

Оцените статью
«Последние руки»
Безбровая