Николай Гоголь вел скромную, скрытную жизнь, поэтому сведений о его любовных похождениях мало. Вероятно, писателю не было близко стремление к семейной жизни. По словам Василия Жуковского, «его истинным предназначением было монашество».
Но все же одной женщине удалось покорить его сердце. Он писал ей любовные признания и намеками предлагал жениться. Попробуем выяснить, кем заинтересовался писатель, и что помешало развитию их отношений.
Пролог к роману
Вторая родина Николая Гоголя – Рим, город, где писатель жил, начиная с 1837 года. С адъютантом цесаревича Александра, Иосифом Виельгорским Гоголя познакомила Зинаида Волконская в 1839 году на очередной литературной встрече, которая, как всегда, проходила на римской вилле поэтессы.
У Иосифа была чахотка, и Николай Гоголь был последним, кому удалось пообщаться с живым Виельгорским. О днях перед смертью молодого человека автор упоминал в незаконченном рассказе «Ночь на вилле».
Решение о переезде обратно в культурную столицу России писателем было принято в 1839 году. В беседе с Луизой Карловной, матерью адъютанта цесаревича, он лично рассказал о смерти сына. Несмотря на трагичность известия это стало поводом для крепкой дружбы писателя и аристократического семейства Виельгорских.
Приятельские отношения доставляли удовольствие семье приближенной к императорскому дому. В одном из писем Луизы Карловны из Парижа было написано следующее:
«И вам, любезный друг, и Жуковскому, Пушкину, Языкову, и некоторым другим предстоит бессмертие и на земле, а нам, несчастным, совершенное забвение».
Чета Виельгорских в то время и не догадывалась о предстоящем романе Гоголя и их дочери Анны.
Любовная идиллия
Из-за причудливого носа младшая дочка семьи Виельгорских, Анна получила прозвище Нозинька. Как вспоминают современники, девушка не отличалось особой красотой, но Гоголю было наплевать на это. Красивые женщины обычно сбивали писателя с толку, делая его нерешительным и смущенным. Но Нозинька – другое дело. Они подолгу разговаривали и постоянно переписывались.
Анна была на четырнадцать лет младше Гоголя. Из-за этого Николай рядом с возлюбленной чествовал себя наставником, помогающим молодой девушке преодолеть мир мимолетной влюбленности и стать преданной и смиренной невестой. В своих письмах он советовал:
«Старайтесь всеми мерами ложиться спать не позднее 11 часов. Не танцуйте вовсе, в особенности бешеных танцев: они приводят кровь в волнение, но правильного движения, нужного телу, не дают. Да вам же совсем не к лицу танцы: ваша фигура не так стройна и легка.
Ведь вы нехороши собой. Знаете ли вы это достоверно? <…> Бросьте всякие, даже и малые выезды в свет, вы видите, что свет вам ничего не доставил: вы искали в нем душу, способную ответить вашей… и нашли лишь мелочь да пошлость».
В 1848 писатель часто навещал семью Виельгорских. Мало кто понимал настоящие причины такой активности. Только Владимиру Сологубу – супругу старшей сестры Анны удалось оказаться проницательнее остальных. В своих воспоминаниях он написал:
«Анна Михайловна, кажется, единственная женщина, в которую был влюблен Гоголь».
Первые серьезные мысли о браке посетили Гоголя в 1850 году. Но личного предложения руки и сердца от него не последовало, а вместо этого он поручил передать о своих намерениях мужу старшей сестры. Однако родители Анны, которые радушно принимали известного писателя в своем доме, ему отказали.
Несмотря на уважение к Гоголю, Виельгорские, люди из высшего общества, близкие ко двору, не увидели в нем подходящего жениха. Для них мелкопоместный дворянин был не ровня их дочери.
Отказ стал для Николая глубокой душевной травмой. Он впервые в жизни решился на серьезный шаг, и, как оказалось, в последний.
В своем письме, оставшимся без ответа, из-за некоторого недопонимания, возникшего между Николаем Васильевичем и Анной Михайловной, писатель признался:
«…Чем-нибудь да должен же я быть относительно вас: Бог не даром сталкивает так чудно людей. Может быть, я должен быть не что другое в отношении вас, как верный пес, обязанный беречь в каком-нибудь углу имущество господина своего. Скажу вам из этой исповеди одно только то: я много выстрадался с тех пор, как расстался с вами в Петербурге.
Грех вам, если вы станете продолжать сердиться на меня за то, что я окружил вас мутными облаками недоразумений. Тут было что-то чудное, и как оно случилось, я до сих пор не умею вам объяснить. Думаю, что случилось оттого, что мы еще не довольно друг друга узнали и на многое очень важное взглянули легко, по крайней мере гораздо легче, чем следовало.
Бог да хранит Вас. Прощайте. Обнимите крепко всех ваших. Весь ваш до гроба Н. Гоголь».
В итоге Анна выберет в качестве супруга князя Шаховского, тогда как Гоголь умрет холостым. Семейная жизнь не соответствовала мировоззрению писателя. Несостоявшийся брак с Анной показал, что счастливые отношения не для него. О некоторых страхах и абсурдах, связанных с бракосочетанием, которые писатель наблюдал в обществе того времени, он рассказал в комедии «Женитьба».