«Фран­син по­ня­ла, что мать уми­ра­ет, впервые увидев её ненакрашенной». Любовь Маяковского Татьяна Яковлева

По сло­вам до­че­ри Тать­я­ны, ее мать «бы­ла един­ст­вен­ной жен­щи­ной в Па­ри­же, ко­то­рая не бы­ла влюб­ле­на в кра­си­во­го и оба­я­тель­но­го Бер­тра­на дю Плес­си». Не­со­м­нен­но, по­ми­мо же­ла­ния раз­вя­зать узел от­но­ше­ний с Ма­я­ков­ским, ре­ша­ю­щим фа­к­то­ром стал во­ж­де­лен­ный ари­сто­кра­ти­че­с­кий ти­тул.

Ви­конт был по­том­ком знат­но­го, но обед­нев­ше­го ари­сто­кра­ти­че­с­ко­го ро­да. Ко­г­да он при­вез свою не­ве­с­ту в об­вет­шав­ший ро­до­вой за­мок зна­ко­мить­ся с но­вой род­ней, ее ре­ак­ция бы­ла ске­п­ти­че­с­кой: «Они, ко­не­ч­но, очень бла­го­род­ны, но ка­жет­ся, что они не мы­лись со Сред­них ве­ков».

Бер­тран на­чи­нал стро­ить карь­е­ру ди­п­ло­ма­та и вско­ре по­с­ле свадь­бы был на­зна­чен по­слом Фран­ции в Поль­ше.

25 сен­тя­б­ря 1930 го­да у Тать­я­ны и Бер­тра­на ро­ди­лась дочь Фран­син — в се­мье ее зва­ли рус­ским име­нем Фро­синь­ка. Бу­ду­чи уже взро­с­лой жен­щи­ной, Фран­син с уди­в­ле­ни­ем уз­на­ла, что в Со­вет­ском Со­ю­зе ее счи­та­ют до­че­рью Ма­я­ков­ско­го. Ей при­шлось дол­го бо­роть­ся с этим за­блу­ж­де­ни­ем.

«Это толь­ко сло­ны так дол­го вы­на­ши­ва­ют де­те­ны­шей», — за­я­в­ля­ла она во вре­мя ви­зи­та в СССР в 1970-х го­дах, срав­ни­вая да­ту по­с­лед­ней встре­чи Ма­я­ков­ско­го и Тать­я­ны с да­той сво­его ро­ж­де­ния.

Се­мей­ная жизнь Бер­тра­на и Тать­я­ны ока­за­лась да­ле­ко не без­об­ла­ч­ной. Муж был за­бот­ли­вым и не­ж­ным, он с ред­ким по­ни­ма­ни­ем от­нес­ся к пе­ре­жи­ва­ни­ям же­ны по по­во­ду са­мо­убий­ст­ва Ма­я­ков­ско­го. Но Тать­я­ну уг­не­та­ла жизнь в ску­ч­ной Вар­ша­ве, ей хо­те­лось об­рат­но в Па­риж.

В 1934 го­ду Бер­тран ос­тал­ся без ра­бо­ты. По­го­ва­ри­ва­ли, что скром­ной зар­пла­ты ди­п­ло­ма­та не хва­та­ло на удо­в­ле­тво­ре­ние при­хо­тей и ка­при­зов бли­ста­тель­ной Тать­я­ны, и Бер­тран ввя­зал­ся в со­м­ни­тель­ные ком­мер­че­с­кие про­ек­ты, не­со­в­ме­с­ти­мые с дол­ж­но­стью по­сла.

Они вер­ну­лись в Па­риж. Тать­я­на вновь за­ня­лась ди­зай­ном шляп, Бер­тран, осоз­на­вая, что ди­п­ло­ма­ти­че­с­кая карь­е­ра без­воз­врат­но по­губ­ле­на, дол­го не мог най­ти се­бе под­хо­дя­ще­го за­ня­тия.

Они по-пре­ж­не­му счи­та­лись од­ной из са­мых кра­си­вых и бла­го­по­лу­ч­ных пар Па­ри­жа, но ме­ж­ду ни­ми ро­с­ла от­чу­ж­ден­ность. По­с­ле то­го как Тать­я­на за­ста­ла му­жа в по­сте­ли с лю­бов­ни­цей, они на­ча­ли спать в раз­ных ком­на­тах.

При­мер­но в это же вре­мя на­чал­ся ро­ман Тать­я­ны с рус­ским эми­г­ран­том Але­к­сом Ли­бер­ма­ном. Отец Але­к­са, Се­мен Ли­бер­ман, был та­лант­ли­вым эко­но­ми­стом, по­лу­чив­шим об­ра­зо­ва­ние в Вен­ском уни­вер­си­те­те. В до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии он был од­ним из са­мых ав­то­ри­тет­ных экс­пер­тов в ле­со­об­ра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти.

Бу­ду­чи убе­ж­ден­ным со­ци­а­ли­стом, по­с­ле ре­во­лю­ции он пред­ло­жил свои ус­лу­ги боль­ше­ви­кам и в те­че­ние де­ся­ти лет ак­тив­но по­мо­гал стро­ить ком­му­низм в от­дель­но взя­той стра­не. Се­мен был ли­ч­но зна­ком с Ле­ни­ным, и ко­г­да ему по­на­до­би­лось вы­вез­ти ча­с­то бо­ле­ю­ще­го сы­на за гра­ни­цу, вождь по­мог ему офор­мить па­с­порт, для че­го да­же бы­ло со­зва­но спе­ци­аль­ное за­се­да­ние по­лит­бю­ро.

В Па­ри­же Алекс окон­чил ху­до­же­ст­вен­ную шко­лу и был твер­до на­ме­рен стать ху­до­ж­ни­ком. Ге­ро­ем его юно­сти был Але­к­сандр Яко­в­лев. В его па­риж­ской ма­с­тер­ской он впер­вые уви­дел Тать­я­ну — жен­щи­ну, ко­то­рая ста­нет глав­ной лю­бо­вью его жиз­ни.

1 сен­тя­б­ря Гер­ма­ния втор­га­ет­ся в Поль­шу, и в Ев­ро­пе на­чи­на­ет­ся ха­ос. Бер­тран рвет­ся во­е­вать — по при­зы­ву де Гол­ля он ор­га­ни­зу­ет пер­вую эс­ка­д­ри­лью Сво­бод­ных фран­цуз­ских во­ен­но-воз­душ­ных сил. В ию­ле 1941 го­да его са­мо­лет был сбит над Сре­ди­зем­ным мо­рем.

Тать­я­на с до­че­рью, бро­сив все иму­ще­ст­во, бе­гут из Па­ри­жа на юг Фран­ции. В де­ре­вуш­ке Вил­лан­д­ри их на­сти­га­ют гер­ман­ские вой­ска.

«Мы про­сну­лись око­ло се­ми ут­ра, раз­бу­жен­ные звон­ки­ми юны­ми го­ло­са­ми, — вспо­ми­на­ла Фран­син дю Плес­си. — Мать схва­ти­ла ме­ня за ру­ку, мы по­до­шли к ок­ну и уви­де­ли их — гер­ман­ских сол­дат, мар­ши­ро­вав­ших по толь­ко что за­во­е­ван­ной ими тер­ри­то­рии.

Мо­ло­дые, си­я­ю­щие, с гор­до под­ня­ты­ми го­ло­ва­ми, увен­чан­ны­ми свер­ка­ю­щи­ми ка­с­ка­ми, они пе­ли «Ли­ли Мар­лен». «Ка­кое дерь­мо», — с от­вра­ще­ни­ем про­ше­п­та­ла моя мать».

Че­рез не­сколь­ко дней Тать­я­на, от­пра­вив­ша­я­ся на сво­ей ма­ши­не за му­кой для де­тей бе­жен­цев, вре­за­ет­ся в «мер­се­дес», за­пол­нен­ный гер­ман­ски­ми офи­це­ра­ми. Хо­тя ее ви­на оче­вид­на — она все­гда бы­ла ни­ку­дыш­ним во­ди­те­лем, Тать­я­на яро­ст­но на­па­да­ет на офи­це­ров, об­ви­няя их в про­ис­ше­ст­вии, и на­ста­и­ва­ет, что­бы ее от­вез­ли к ко­мен­дан­ту Ту­ра.

В ка­че­ст­ве ком­пен­са­ции она тре­бу­ет, что­бы ей вы­да­ли про­пуск в зо­ну Ви­ши, еще не ок­ку­пи­ро­ван­ную нем­ца­ми. Там ее с не­тер­пе­ни­ем и тре­во­гой ждет Алекс. Оча­ро­ван­ный бе­ло­ку­рой кра­са­ви­цей, ко­мен­дант вы­да­ет про­пуск, Тать­я­на с до­че­рью и Але­к­сом пе­ре­би­ра­ют­ся в Ис­па­нию, Пор­ту­га­лию, и в де­ка­б­ре 1941 го­да они от­плы­ва­ют в США.

До отъ­е­з­да Тать­я­на ре­ша­ет­ся на ри­с­ко­ван­ный шаг — с по­мо­щью кон­т­ра­бан­ди­стов про­би­ра­ет­ся в ок­ку­пи­ро­ван­ный Па­риж и вы­во­зит ос­тав­ши­е­ся в квар­ти­ре цен­но­сти, в чи­с­ле ко­то­рых — пись­ма Ма­я­ков­ско­го.

По­се­лив­шись в Нью-Йор­ке, энер­ги­ч­ные Тать­я­на и Алекс бы­ст­ро на­хо­дят се­бе ра­бо­ту и за­во­дят не­об­хо­ди­мые свя­зи. Она вновь за­ня­лась ди­зай­ном шляп и вско­ре ус­т­ро­и­лась в один из са­мых пре­сти­ж­ных нью-йорк­ских уни­вер­ма­гов — зна­ме­ни­тый Saks на Пя­той аве­ню.

В 1940-х го­дах шляп­ки бы­ли обя­за­тель­ной де­та­лью жен­ско­го на­ря­да, и да­мы, чут­ко сле­дя­щие за мо­дой, ка­ж­дый се­зон при­об­ре­та­ли не ме­нее де­ся­ти но­вых го­лов­ных убо­ров.

Шляп­ки от ви­кон­тес­сы дю Плес­си (она без­за­стен­чи­во поль­зо­ва­лась сво­им ти­ту­лом) поль­зо­ва­лись ог­ром­ной по­пу­ляр­но­стью — чув­ст­во вку­са у Тать­я­ны бы­ло от­мен­ным, она мог­ла со­з­да­вать не­от­ра­зи­мо эле­гант­ные клас­си­че­с­кие го­лов­ные убо­ры, но не бо­я­лась и экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать — к при­ме­ру, ук­ра­ша­ла зим­нюю шля­пу тер­мо­ме­т­ром или же кро­ше­ч­ным вер­тя­щим­ся флю­ге­ром.

В чи­с­ле кли­ен­тов Тать­я­ны бы­ли Мар­лен Ди­т­рих, Эдит Пи­аф, Эс­те Ла­у­дер и дру­гие бо­га­тые и зна­ме­ни­тые да­мы, же­ны и до­че­ри маг­на­тов и по­ли­ти­ков.

В сво­ем са­ло­не Тать­я­на бы­ла по­л­но­прав­ной пра­ви­тель­ни­цей — кли­ен­т­кам не доз­во­ля­лось тро­гать шля­пы, она са­ма вы­би­ра­ла ну­ж­ную вещь и, во­дру­зив ее на го­ло­ву по­ку­па­тель­ни­цы, вос­кли­ца­ла по-фран­цуз­ски: «Бо­же­ст­вен­но! Вос­хи­ти­тель­но!»

Ма­ло кто ре­шал­ся с ней спо­рить — Тать­я­на, изу­чав­шая скульп­ту­ру, дей­ст­ви­тель­но уме­ла с юве­лир­ной то­ч­но­стью оп­ре­де­лить, ка­кой го­лов­ной убор ма­к­си­маль­но вы­иг­рыш­но под­черк­нет чер­ты ли­ца кли­ен­т­ки.

Карь­е­ра Але­к­са Ли­бер­ма­на бы­ла не ме­нее бли­ста­тель­ной — его ре­во­лю­ци­он­ные идеи при­шлись по вку­су но­во­му ру­ко­во­дству из­да­тель­ской им­пе­рии Conde Nast, и он был на­зна­чен ху­до­же­ст­вен­ным ре­да­к­то­ром зна­ме­ни­то­го жур­на­ла Vogue, а впо­с­лед­ст­вии за­ни­мал глав­ные по­сты в ру­ко­во­дстве из­да­тель­ст­ва.

В де­ка­б­ре 1942 го­да, по сло­вам до­че­ри Тать­я­ны, «три ко­чев­ни­ка, го­ни­мые вой­на­ми и ре­во­лю­ци­я­ми», на­ко­нец-то об­ре­ли свой по­сто­ян­ный дом. Вос­то­ч­ная 70-я ули­ца, дом 173 — этот нью-йорк­ский ад­рес стал ле­ген­дар­ным.

Ра­душ­ные хо­зя­е­ва не­ус­тан­но по­по­л­ня­ли спи­сок зна­ме­ни­тых гос­тей — здесь бы­ва­ли Саль­ва­дор Да­ли, Кри­сти­ан Ди­ор, Мар­лен Ди­т­рих, Ко­ко Ша­нель, Ио­сиф Брод­ский, Ев­ге­ний Ев­ту­шен­ко, Ан­д­рей Воз­не­сен­ский, Мсти­с­лав Рос­тро­по­вич.

Ни­ка­кие не­оп­ла­чен­ные сче­та и не­от­дан­ные дол­ги не мог­ли ос­та­но­вить Тать­я­ну, же­лав­шую лю­бой це­ной со­хра­нить свою ре­пу­та­цию го­с­те­при­им­ной и ще­д­рой хо­зяй­ки. В 1940-е го­ды она ус­т­ра­и­ва­ла гран­ди­оз­ные ро­ж­де­ст­вен­ские ве­че­рин­ки.

Под трех­ме­т­ро­вой ел­кой ук­ла­ды­ва­лись по­дар­ки для гос­тей — ка­ж­дый год их бы­ло не ме­нее вось­ми­де­ся­ти. Шам­пан­ское ли­лось ре­кой, по­да­ва­лись изы­скан­ные за­ку­с­ки, хо­зяй­ка зор­ко сле­ди­ла, что­бы ни­кто не был об­де­лен вни­ма­ни­ем, и вре­мя от вре­ме­ни про­во­ци­ро­ва­ла спо­ры ри­с­ко­ван­ны­ми за­я­в­ле­ни­я­ми.

  • «До­с­то­ев­ский был про­с­то-на­про­сто жур­на­ли­стом!»,
  • «Все зна­ют, что жен­ский мозг мень­ше муж­ско­го!»,
  • «Нор­ко­вая шу­ба? Это го­дит­ся толь­ко для фут­боль­но­го мат­ча!»

В сво­их оцен­ках она бы­ла ка­те­го­ри­ч­на, как со­вет­ский ко­мис­сар:

  • «За­чем вам этот ужа­с­ный на­ту­раль­ный цвет во­лос? Не­ме­д­лен­но пе­ре­крась­тесь в пла­ти­но­вый!»

Уви­дев под­ру­гу до­че­ри, явив­шу­ю­ся к ним в гос­ти в син­те­ти­че­с­ком пла­ще, она тут же по­гна­ла ее раз­де­вать­ся:

  • «Сни­ми этот ужа­с­ный плащ! Он по­хож на пре­зер­ва­тив!»

Злые язы­ки по­го­ва­ри­ва­ли, что Тать­я­на ус­т­ра­и­ва­ла все эти бе­зум­ст­ва ис­к­лю­чи­тель­но для то­го, что­бы про­из­ве­сти впе­чат­ле­ние на нью-йорк­цев — еще бы, та­кой хит-па­рад зна­ме­ни­то­стей в од­ном ме­с­те! Бе­з­у­с­лов­но, Ли­бер­ма­нам ну­ж­но бы­ло под­дер­жи­вать ну­ж­ные свя­зи для раз­ви­тия карь­е­ры обо­их.

Но ес­ли Тать­я­на чув­ст­во­ва­ла се­бя на сво­их при­е­мах как ры­ба в во­де, то ее му­жа, как вы­яс­ни­лось впо­с­лед­ст­вии, тол­пы гос­тей уто­м­ля­ли бе­зум­но, и он тер­пел их толь­ко ра­ди обо­жа­е­мой же­ны. Пер­вы­ми сло­ва­ми, ко­то­рые ус­лы­ша­ла Фран­син дю Плес­си от сво­его от­чи­ма че­рез не­сколь­ко ча­сов по­с­ле смер­ти Тать­я­ны, бы­ли: «Ни­ко­г­да боль­ше не бу­ду при­гла­шать лю­дей в свой дом, ни­ко­г­да!»

Он ни­ко­г­да бы не ре­шил­ся ска­зать это же­не в ли­цо. По­сколь­ку, по­з­на­ко­мив­шись с Тать­я­ной, Алекс Ли­бер­ман твер­до ре­шил: цель его жиз­ни — дать сча­стье этой жен­щи­не, ог­ра­дить ее от лю­бых жиз­нен­ных про­б­лем, обес­пе­чить по­треб­ный уро­вень ком­фор­та, ис­по­л­нять лю­бой ка­приз. Что уди­ви­тель­но — Але­к­су хва­ти­ло сил и тер­пе­ния де­лать все это на про­тя­же­нии по­лу­ве­ка.

Для Фран­син мать все­гда бы­ла бо­же­ст­вом — пре­кра­с­ным, хо­лод­ным, не­по­сти­жи­мым.

В дет­ст­ве лю­би­мым за­ня­ти­ем де­во­ч­ки бы­ло со­зер­ца­ние ут­рен­не­го ту­а­ле­та ма­те­ри. Ти­хонь­ко про­брав­шись в ван­ную, Фран­син сле­ди­ла за гра­ци­оз­ны­ми, то­ч­ны­ми дви­же­ни­я­ми рук, и ес­ли ей уда­ва­лось уви­деть в зер­ка­ле улыб­ку ма­те­ри, она бы­ла сча­ст­ли­ва.

Де­во­ч­ка за­би­ра­лась в шкаф с ро­с­кош­ны­ми на­ря­да­ми Тать­я­ны, гла­ди­ла шелк и бар­хат. Ей так хо­те­лось, что­бы мать ча­ще об­ни­ма­ла ее и уде­ля­ла ей боль­ше вни­ма­ния. Они так ред­ко бы­ва­ли вдво­ем — толь­ко ко­г­да гу­вер­нан­т­ка бра­ла день от­ды­ха и ко­г­да бо­ле­ла ба­буш­ка, Тать­я­на са­ма вы­во­ди­ла дочь на про­гул­ку.

Ко­г­да Тать­я­на увез­ла дочь в Аме­ри­ку, де­во­ч­ка ост­ро пе­ре­жи­ва­ла раз­лу­ку с от­цом, но за­да­вать во­п­ро­сы бы­ло не­мы­с­ли­мо. Фран­син ска­за­ли, что от­цу по­ру­че­но се­к­рет­ное во­ен­ное за­да­ние, и о его смер­ти она уз­на­ла слу­чай­но, от зна­ко­мых.

При­е­хав в США, она чув­ст­во­ва­ла се­бя не­ну­ж­ной по­сыл­кой, ко­то­рую пе­ре­пра­в­ля­ли от од­них род­ст­вен­ни­ков дру­гим. Ей го­во­ри­ли, что ну­ж­но по­до­ж­дать, по­ка они не об­за­ве­дут­ся до­с­той­ным до­мом, а она бы­ла го­то­ва спать на по­лу, лишь бы быть ря­дом с обо­жа­е­мой ма­те­рью. Но ска­зать ей об этом она бы­ла не в си­лах.

Как, впро­чем, и о мно­гом дру­гом. О том, на­при­мер, что по ут­рам она убе­га­ла в шко­лу без зав­т­ра­ка, ко­то­рый ей ни­кто не го­то­вил. Тать­я­на вста­ва­ла позд­но, ей зав­т­рак по­да­вал в по­стель Алекс. Обе­ды го­то­ви­ла при­слу­га, но де­во­ч­ка обы­ч­но ог­ра­ни­чи­ва­лась фру­к­та­ми, а еду вы­бра­сы­ва­ла.

Ли­бер­ма­ны ни­ко­г­да не ужи­на­ли до­ма и лишь из­ред­ка бра­ли дочь с со­бой в ре­с­то­ран. Она не ло­жи­лась спать, до­жи­да­ясь ро­ди­те­лей. Хро­ни­че­с­кое не­до­е­да­ние и не­до­сы­па­ние при­ве­ло к то­му, что Фран­син на­ча­ла па­дать в об­мо­рок на уро­ках. Але­к­са вы­зва­ли в шко­лу и со­об­щи­ли, что у Фран­син яр­ко вы­ра­жен­ная ане­мия. «Толь­ко не го­во­ри ма­ме», — пер­вым де­лом по­про­сил от­чим.

Толь­ко по­с­ле это­го ин­ци­ден­та при­слу­ге бы­ло от­да­но рас­по­ря­же­ние за­дер­жи­вать­ся до ве­че­ра, что­бы при­го­то­вить де­во­ч­ке ужин.

О том, что Тать­я­на и Алекс за­клю­чи­ли брак, Фран­син уз­на­ла, най­дя по­зд­ра­ви­тель­ные те­ле­грам­мы в при­хо­жей. Впро­чем, свадь­ба бы­ла впол­не ус­лов­ной: на сва­деб­ный ужин в до­ро­гом ре­с­то­ра­не, ор­га­ни­зо­ван­ный друзь­я­ми, Тать­я­на не при­шла — у нее был сро­ч­ный за­каз от очень вы­год­ной кли­ен­т­ки.

Фран­син не мог­ла по­де­лить­ся с ма­те­рью сво­и­ми стра­ха­ми по по­во­ду от­сут­ст­вия ме­ся­ч­ных — они на­ча­лись у нее толь­ко в 16 лет.

Во­об­ще все про­б­ле­мы со здо­ровь­ем, все во­п­ро­сы по по­во­ду бу­ду­щей про­фес­сии и уха­же­ров об­су­ж­да­лись толь­ко с Але­к­сом — и дочь, и муж все­ми си­ла­ми ог­ра­ж­да­ли Тать­я­ну от жи­тей­ских про­б­лем, а са­ма она ни­ко­г­да эти­ми про­б­ле­ма­ми не ин­те­ре­со­ва­лась. По­э­то­му для Фран­син бы­ло на­сто­я­щим шо­ком, ко­г­да мать вдруг на­ча­ла про­яв­лять ак­тив­ный ин­те­рес к ее внеш­но­сти.

«Те­бе не сто­ит но­сить по­яс — у те­бя слиш­ком боль­шая грудь. И о кра­с­ных туф­лях те­бе ну­ж­но за­быть — с та­ки­ми-то ши­ро­ки­ми ступ­ня­ми», — кри­ти­че­с­кие за­ме­ча­ния ма­те­ри до­во­ди­ли де­вуш­ку до слез.

Вы­бор пла­тья для пер­во­го в жиз­ни Фран­син ро­ж­де­ст­вен­ско­го ба­ла чуть не до­вел ее до нер­в­но­го сры­ва — мать ку­пи­ла до­че­ри чер­ное пла­тье («Чер­ный — един­ст­вен­ный цвет для ве­чер­не­го пла­тья!») , и ни­ка­кие роб­кие на­ме­ки, что мо­жет быть, сто­ит по­ме­рить что-то ро­зо­вое или го­лу­бое, не во­зы­ме­ли дей­ст­вия.

Тать­я­на очень гор­ди­лась тем, что бы­ла од­ной из пер­вых ев­ро­пе­ек, на­чав­ших но­сить брю­ки в 1920-х го­дах. Ку­пив до­че­ри ее пер­вую па­ру брюк, Тать­я­на при­шла в вос­торг: «Ты дол­ж­на все­гда но­сить брю­ки». Из­ба­вить­ся от аб­со­лют­ной за­ви­си­мо­сти от сво­ей вла­ст­ной ма­те­ри Фран­син уда­лось толь­ко по­с­ле за­му­же­ст­ва и ро­ж­де­ния сы­но­вей.

В 1950-х го­дах се­мей­ст­во Ли­бер­ма­нов бы­ло пра­к­ти­че­с­ки не­раз­лу­ч­но с дру­гой па­рой. Ай­ва Па­це­вич, босс Ли­бер­ма­на, и его лю­бов­ни­ца, ве­ли­ко­леп­ная Мар­лен Ди­т­рих, про­во­ди­ли вме­сте все уик-эн­ды и празд­ни­ки. «Они как се­ст­ры», — гор­до го­во­рил Алекс о Тать­я­не и Мар­лен.

Он уже не по­м­нил, что со­в­сем не­дав­но го­во­рил то же са­мое о быв­шей же­не Па­це­ви­ча На­де. Но На­дя уже бы­ла вы­черк­ну­та из спи­ска «ну­ж­ных» дру­зей.

Фран­син очень хо­ро­шо за­по­м­ни­ла Ро­ж­де­ст­во 1951 го­да. Она бы­ла до­ма с при­яте­лем, ее ро­ди­те­ли со­би­ра­лись на зва­ный ве­чер. За­ехав­шая за ни­ми Мар­лен уди­ви­лась: «Де­ти не дол­ж­ны ос­та­вать­ся од­ни на Ро­ж­де­ст­во!» И, от­пра­вив Ли­бер­ма­нов и му­жа на ве­че­рин­ку, при­го­то­ви­ла изы­скан­ный ужин на тро­их — ик­ра бе­лу­ги в шам­пан­ском, го­вя­жье фи­ле, ли­мон­ный шер­бет.

…При­е­мы у Ли­бер­ма­нов уже не бы­ли столь мно­го­люд­ны­ми. Ка­зав­ша­я­ся не­ис­чер­па­е­мой энер­гия Тать­я­ны на­ча­ла ис­ся­кать. Ее силь­но под­ло­ми­ло уволь­не­ние с ра­бо­ты. В 1965 го­ду ру­ко­во­дство уни­вер­ма­га со­чло, что шляп­ный са­лон че­рес­чур убы­то­чен. Ос­тав­шись без ра­бо­ты, Тать­я­на, к ужа­су сво­их бли­з­ких, бы­ст­ро при­стра­сти­лась к ал­ко­го­лю.

Она очень ску­ча­ла и, по­сколь­ку Алекс был по-пре­ж­не­му за­нят на ра­бо­те и к то­му же ре­шил на­ко­нец осу­ще­ст­вить меч­ту сво­ей юно­сти и стать ху­до­ж­ни­ком, для Тать­я­ны при­хо­ди­лось по­сто­ян­но на­ни­мать ком­пань­о­нов, по боль­шей ча­с­ти — мо­ло­дых об­ра­зо­ван­ных эми­г­ран­тов из Рос­сии.

Обя­за­тель­ным ус­ло­ви­ем бы­ло уме­ние го­то­вить. С го­да­ми Тать­я­на ста­но­ви­лась все ка­приз­нее и раз­бор­чи­вее в еде, и уго­дить ей бы­ло не­про­с­то.

По­с­ле ин­фар­к­та в 1976 го­ду Тать­я­на ка­пи­ту­ли­ро­ва­ла и ста­ла счи­тать се­бя ин­ва­ли­дом. Она про­жи­ла еще 15 лет, но бо­лез­ни на­ва­ли­ва­лись од­на за дру­гой, она при­стра­сти­лась к бо­ле­у­то­ля­ю­ще­му нар­ко­ти­ку, и ни­ка­кие пре­ду­п­ре­ж­де­ния вра­чей о том, что уве­ли­че­ние доз пре­вра­тит ее в овощ, не дей­ст­во­ва­ли.

Од­на­ко по­лу­раз­ру­шен­ная Тать­я­на поч­ти до са­мой смер­ти не за­бы­ва­ла ка­ж­дое ут­ро на­во­дить кра­со­ту и ре­гу­ляр­но де­лать при­че­с­ку. «Я уми­раю, уми­раю, Фро­синь­ка! — кри­ча­ла она до­че­ри. — По­слу­шай, най­ди в гар­де­ро­бе мою ро­зо­вую пи­жа­му от Сен-Ло­ра­на, се­го­д­ня я хо­чу ее на­деть».

Фран­син по­ня­ла, что мать уми­ра­ет, ко­г­да, зай­дя к ней днем, впер­вые уви­де­ла ее не­при­че­сан­ной, со слип­ши­ми­ся во­ло­са­ми и не­на­кра­шен­ны­ми гла­за­ми.

Тать­я­на Яко­в­ле­ва дю Плес­си Ли­бер­ман умер­ла в боль­ни­це в ап­ре­ле 1991 го­да. По­с­лед­ни­ми сло­ва­ми, ко­то­рые от нее ус­лы­ша­ла дочь, бы­ли: «Ты в брю­ках? Ты все­гда дол­ж­на но­сить брю­ки».

Че­рез день по­с­ле по­хо­рон Алекс по­про­сил Фран­син как мо­ж­но бы­ст­рее вы­вез­ти из его до­ма ог­ром­ную кол­лек­цию на­ря­дов Тать­я­ны. Че­рез ме­сяц он про­дал свой зна­ме­ни­тый дом, да­же не из­ве­с­тив об этом дочь, и пе­ре­ехал в не­боль­шую квар­ти­ру. А че­рез пол­то­ра го­да же­нил­ся на Ме­лин­де Пе­чан­гко — не­мо­ло­дой фи­лип­пин­ской мед­се­ст­ре, ко­то­рая уха­жи­ва­ла за ним и Тать­я­ной в те­че­ние по­с­лед­не­го де­ся­ти­ле­тия.

Алекс пе­ре­жил Тать­я­ну на во­семь лет, и бла­го­да­ря бес­ко­не­ч­ной пре­дан­но­сти и за­бо­те Ме­лин­ды его по­с­лед­ние го­ды бы­ли на­по­л­не­ны сча­сть­ем. «Как это за­ме­ча­тель­но, ко­г­да те­бе по ут­рам кто-то за­вя­зы­ва­ет шнурки! — при­зна­вал­ся Алекс Фран­син. — Это то, че­го я стра­ст­но же­лал всю свою жизнь!»

Алекс умер в 1999 го­ду. Его мо­ги­ла на­хо­дит­ся ря­дом с мо­ги­лой Тать­я­ны, но она пу­с­та — его прах за­бра­ла се­бе Ме­лин­да. По­с­ле смер­ти Але­к­са она мно­го пу­те­ше­ст­во­ва­ла и не­из­мен­но во­зи­ла с со­бой по все­му све­ту ур­ну с пра­хом му­жа.

Оцените статью
«Фран­син по­ня­ла, что мать уми­ра­ет, впервые увидев её ненакрашенной». Любовь Маяковского Татьяна Яковлева
Должен был сыграть Ипполита, был женат на Дорониной и счастлив во втором браке более 50 лет. Олег Басилашвили