«Тайный брак»

Мария была взволнована, но решила идти до конца. На вопрос священника она ответила: «да». Если бы ее отец узнал о происходящем, то был бы в гневе.

Шутка ли, венчание царской дочери с простым графом. К тому же, она венчалась спустя ровно год после смерти супруга, что красноречиво указывало на то, что ее отношения с новым избранником начались еще, когда она находилась в первом браке.

Для приличия и в знак уважения к усопшему, герцогиня выдержала годовой траур, но Николаю Павловичу бы очень не понравилось поведение его любимицы, поэтому венчание совершалось втайне.

С любовью взглянув на стоящего рядом графа Григория Александровича Строганова, Мария Николаевна подумала, что он для нее идеальный мужчина. Все-таки Максимилиан на ее фоне был слишком слабохарактерный, а ей, как и многим женщинам, хотелось опереться на сильное плечо.

Мария Николаевна была старшей дочерью императора Николая Павловича и Александры Федоровны. Когда ей исполнилось шестнадцать лет, она попросила отца, чтобы он позволил ей всегда жить в Российской Империи. Николай Павлович согласился.

2 июля 1839 года великая княжна обвенчалась с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, младшим сыном Евгения Богарне. Невесте было девятнадцать лет, Максимилиану двадцать один год.

Жених был выбран не только по симпатии и своему положению. Одним из главных факторов выбора было то, что он был согласен подстраиваться под условия царской семьи. Император сразу договорился с ним о том, что после свадьбы с его дочерью, он будет проживать в России.

Дети, рожденные в браке, должны были стать православными. Учитывая, что герцог ранее и мечтать не мог о том, что станет зятем русского царя, то он был согласен на все условия.

Мария получила не только приятного ее сердцу мужа, но и исполнила свою мечту — остаться после свадьбы жить в родной стране.

Первые годы супружеской жизни молодые супруги наслаждались любовью. Марии Николаевне нравилось, что у нее послушный муж.

Полковник Фридрих фон Гагерн вспоминал:

Великая княгиня Мария Николаевна обладает многими дарованиями, равно как и желанием повелевать; уже в первые дни замужества она взяла бразды правления в свои руки

В том же 1839 году император пожаловал герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому титул Его Императорского Высочества.

Максимилиан получил звание почетного члена Академии наук, оно было получено им заслуженно, так как герцог был увлечен наукой. С разрешения государя он организовал в Зимнем дворце лабораторию, где проводил интересующие его эксперименты.

Помимо науки, герцог поддерживал изобразительное искусство. С его помощью появилась Московская художественная школа и начали открываться частные рисовальные школы. Конечно, Максимилиана во всем поддерживала Мария Николаевна, внимательно наблюдающая за успехами супруга.

В промежутке с 1840 года по 1852 год в браке родилось семеро детей:

1. Александра (1840-1843)

2. Мария (1841—1914)

3. Николай (1843—1891)

4. Евгения (1845—1925)

5. Евгений (1847—1901)

6. Сергей (1849—1877)

7. Георгий (1852—1912)

Первая девочка прожила совсем мало и в возрасте трех лет скончалась от коклюша. Тут стоит вспомнить, что имя Александра для Романовых было роковым… По мистическому совпадению Александры в императорской семье долго не жили. Речь про девочек, которым это имя дали при рождении, а не про иностранных принцесс, ставших Александрами при переходе в православие.

Смерть дочери стала для Марии Николаевны непоправимым горем. В то время она была беременна сыном Николаем и находилась в депрессивном состоянии.

Когда родился малыш, мать с ужасом поняла, что ее страдания сказались на его здоровье. Ребенок был хилым, и одна ножка у него плохо двигалась. Осознав, что из-за нее у сына проблемы, Мария Николаевна полностью сосредоточилась на том, чтобы сделать его здоровым, и ей это удалось.

Герцогиня была замечательной матерью, любящей, но при этом руководствующаяся принципами воспитания, которые практиковала Екатерина Великая. Подросший Николай вспоминал:

Нас далеко не нежили. Во всякую погоду мы выезжали в открытом экипаже, карета разрешалась лишь в случае сильной простуды. Комнаты, в особенности спальня, были холодные (10–12°). Спали мы всегда на походных кроватях, летом на тюфяках, набитых сеном, и покрывались лишь одним пикейным одеялом

Несмотря на частые беременности, Мария Николаевна вела активный и свободолюбивый образ жизни. Она жила без оглядки на других людей и всегда поступала так, как велит ей сердце.

Годы в браке притупили чувства Марии к супругу. Послушный, увлеченный, постоянно занятый наукой и находящийся в разъездах по делам, он стал для жены родным и близким человеком.

Слишком родным. Ее страсть к нему угасла, но так как Мария была натура пылкая и эмоциональная, то ее взор пал на другого мужчину — красавца графа Григория Александровича Строганова. Он был ее на четыре с половиной года младше.

Веселый, энергичный, шутливый, граф легко мог стать центром притяжения компании. Мария Николаевна чувствовала себя с ним желанной и привлекательной. Она будто снова окунулась в свои беспечные девичьи годы, когда на балах кружила головы поклонникам.

Знал ли Максимилиан о происходящем? Скорее всего, да. Мария Николаевна обладала открытым характером и вряд ли бы стала таиться.

В организме герцога дремала роковая чахотка. Однажды он увидел, как рабочий упал в ледяную воду, и, не раздумывая, кинулся его спасать. Пребывание в холодной реке пробудило болезнь. К 1847 году он себя чувствовал очень плохо, поэтому врачи посоветовали ему срочно менять климат Петербурга.

Герцог проводил много времени на Мадейре и ездил на лечение в Эстляндию. Промежуток между 1847 и 1852 годами был сложным для супругов. Именно по этой причине, у разных историков, исследовавших их жизнь, есть весомые причины предполагать, что трое последних детей были рождены от графа Строганова.

1 ноября 1852 года 35 летний Максимилиан скончался, а 4 ноября 1853 года Мария Николаевна обвенчалась с Григорием Александровичем Строгановым.

Несмотря на свое стремление к открытости, великая княгиня была вынуждена заключить тайный брак. Ее отец никогда бы не простил ее за подобный поступок. К тому же он бы, однозначно, расторг союз с графом и навсегда бы ее разлучил с ним. Здравомыслие требовало, чтобы Мария Николаевна молчала.

Граф Сергей Дмитриевич Шереметев описывал Строганова:

Это был человек очень способный, умный, энергичный, обладавший необыкновенным даром и уменьем себя держать и необычайным искусством обернуться в сложном своем положении: поправить дело было невозможно, и ему оставалось только примириться с тягостным для него положением и установиться среди многочисленной семьи великой княгини, что и достиг он в совершенстве.

Это была широкая русская натура, толковая голова и здравомыслящая

В браке с графом Мария Николаевна родила еще двоих детей:

1. Григорий (09.05.1857 — —1859).

2. Елена (1861—1908)

Дети были уже рождены после смерти Николая I.

Когда отца не стало, Мария Николаевна решила, что больше угрозы ее отношениям с любимым нет, и призналась своей семье в том, что она замужем. Она хотела признания своего брака, но столкнулась с непониманием и обвинениями.

Лишь благодаря брату Александру, ставшему императору, ее брак был признан, но при этом она с мужем обязались все равно хранить тайну о своем супружестве.

Александра Федоровна была глубоко оскорблена поступком дочери и не смогла ее простить. Она писала:

Я думала, что со смертью императора я испытала горе в его самой горькой форме, теперь я знаю, что может быть горе еще более жестокое – это быть обманутой своими детьми

Отец Григория Александровича тоже был против брака. Он говорил:

По мне, так уж лучше бы он выбрал кухарку,  Строгановы рождены, чтобы служить России и дому Романовых, а не жениться на великих княгинях

Супруги Строгановы, не находя понимания в России, много времени проводили в Европе. Там им не нужно было изображать, что они посторонние друг другу люди. В Женеве они сняли роскошную виллу Бокаж с прекрасным парком. Там Мария Николаевна родила Григория. Ее дети от первого брака находились вместе с ней.

Камердинер Марии Николаевны вспоминал:

Двенадцать последних зим своей прекрасной жизни Она провела под солнечным небом Италии…

У Григория Александровича был странный способ добавлять страсти в супружеские отношения. Он любил покидать супругу на пару недель, давать ей отдохнуть от себя, а себе от нее, а потом являлся к жене.

Возможно, из-за этих отлучек, историки разделились во мнении были ли супруги счастливы. Кто-то считает, что их брак был неудачным, а кто-то, наоборот, что они любили друг друга до последнего дня Марии Николаевны.

К 56 годам здоровье великой княгини начало сдавать, у нее развилась Базедова болезнь. Последние месяцы своей жизни она, предчувствуя скорую смерть, провела в Петербурге.

Военный министр Дмитрий Милютин вспоминал:

В прошедшую ночь (9 февраля 1876 года) скончалась великая княгиня Мария Николаевна после продолжительной и мучительной болезни.

Эта женщина совершенно выделялась из той среды, в которой родилась и выросла: страстная и своеобычная натура ее не могла подчиниться условному, стесняющему, лишенному внутреннего содержания формализму дворцовой жизни и царской семьи.

Мария Николаевна прожила яркую жизнь, игнорируя условности и живя по велению своего сердца. Граф пережил жену на два года.

Оцените статью
«Тайный брак»
Аленкино горе