«Мужа растерзали»

Петруше она досталась «по наследству», но любовь их была чистейшей, настоящей. Когда на мужа началась настоящая охота, Ольга разделила с ним все невзгоды, но спасти от неминуемого не смогла…

Весь день 12 июля 1859 года в московском доме обер-гофмейстера двора Бориса Александровича Нейдгарта принимали поздравления. Накануне ночью супруга придворного, Мария Александровна, урожденная Талызина, благополучно родила прелестную девочку.

Отец новорожденной был представителем обрусевшего австрийского рода, поэтому малышку окрестили по православному обычаю, дали ей имя Ольга.

Семья Нейдгарт была исключительно уважаемой, причем, не только при дворе, но и среди простого народа. Дело в том, что и Борис Александрович, и Мария Александровна (кстати сказать, правнучка фельдмаршала Суворова), активнейшим образом занимались благотворительностью.

Под патронажем Бориса Александровича находилось множество приютов и воспитательных домов в Москве; Мария Александровна взяла на себя заботу за богоугодными заведениями, а также за многими школами.

Ольга была первенцем своих родителей. С 1861-го по 1868-ой годы у супругов Нейдгарт появилось еще трое детей, — два сына и дочка — так что маленькой Оле было с кем играть.

Семья проживала в старинном трехэтажном особняке на Арбате, и вела уклад жизни «чинный, патриархальный и широкий». Дом был настолько большой, что на каждого члена семьи приходилось по несколько комнат. Многочисленные слуги ухаживали за господами и их детьми. Многие дворовые трудились на Нейдгартов так давно, что сроднились с семьей.

Борис Александрович был владельцем нескольких имений в разных губерниях империи, огромные земельные наделы принадлежали и Марии Александровне.

Лето семья проводила в усадьбе Отрада в Нижегородской губернии.

Детство Ольги было совершенно счастливым. Родители своих детей обожали, семья жила в роскоши, прекрасно сочетая городской и сельский быт.

Барышни — Ольга и Анна — быстро росли, расцветали прямо на глазах. Родители, к их чести, не спешили подыскивать дочерям женихов. Да и зачем спешить, если семья не нуждается ни в деньгах, ни в протекции, ни в титулах.

Ольга вышла в свет в возрасте 22 лет, и вскоре познакомилась со своим ровесником, прапорщиком Лейб-гвардии Преображенского полка Михаилом Аркадьевичем Столыпиным.

Молодые люди влюбились друг в друга, и на 1882-ой год была назначена свадьба. Увы, Ольге не суждено было пойти под венец с Михаилом. У Столыпина случился конфликт с князем Иваном Шаховским. Рафинированный аристократ позволил себе насмешки над неким молодым офицером. Михаил вступился за друга, и был вызван князем Шаховским на дуэль.

Стрелялись в окрестностях Петербурга, на одном из островов, в обстановке строгой секретности. Шаховской был опытным стрелком: Михаил получил тяжелое ранение.

Молодого человека привезли домой, где он скончался на руках у матери. Перед смертью Михаил «передал» горячо любимую им невесту младшему брату Петру. Вот как об этом рассказывал государственный деятель и мемуарист Александр Петрович Извольский:

Он (Петр Столыпин) женился, будучи очень молод, несколько романтичным способом на невесте своего старшего брата, погибшего на дуэли, который на своем смертном одре вложил руку своего брата в руку молодой девушки, которую он нежно любил».

Петру Аркадьевичу в ту пору едва исполнилось двадцать лет, и он ужасно боялся, что молодость помешает ему стать женихом Ольги, в которую, как оказалось, он был тайно влюблен.

Однако Борис Александрович Нейдгарт, уважавший семью Столыпиных, с большой радостью согласился отдать дочь за Петра.

Чтобы вступить в брак, студенту Столыпину пришлось добиться соответствующего разрешения у ректора Санкт-Петербургского императорского университета.

Руководитель учебного заведения пошел навстречу молодым людям, и 27 октября 1884 года Ольга стала законной супругой Петра Аркадьевича Столыпина.

Уже первый же год совместной жизни показал: эти люди созданы друг для друга. Если Ольга обожала мужа, то тот ее буквально боготворил. Для Петра Аркадьевича жена была «ненаглядным сокровищем». Уже много позднее Столыпин писал супруге:

«В вагоне всё думал о Тебе и моей глубокой привязанности и обожании к Тебе. Редко, я думаю, после 15 лет супружества так пылко и прочно любят друг друга, как мы с Тобою. Для меня Ты и дети всё, и без вас я как-то не чувствую почвы под ногами

С 1885 по 1903-й годы Ольга родила супругу шестерых детей — дочерей Марию, Наталью, Елену, Ольгу, Александру, сына Аркадия. Все дети благополучно пережили детский возраст, что по тем временам было сродни чуду.

Ольга, помимо детей, принесла мужу и немалое состояние, а также связи при дворе.

Петр Аркадьевич начал быстро продвигаться по службе. В 1902 году император назначил Столыпина гродненским губернатором. Через восемь месяцев пришло новое назначение — в Саратов, также на губернаторский пост.

Однако Гродно и Саратов не шли ни в какое сравнение. Если в Гродно было спокойно, то в Саратове бушевали революционные страсти, эсеры чуть ли не ежемесячно бросали бомбы в местных чиновников.

Пётр Аркадьевич очень не хотел покидать мирную белорусскую губернию. Столыпин написал министру внутренних дел Плеве, просил оставить его в Гродно, но получил отказ:

«Меня ваши личные и семейные обстоятельства не интересуют, и они не могут быть приняты во внимание, я считаю вас подходящим для такой трудной губернии и ожидаю от вас каких-либо деловых соображений, но не взвешивания семейных интересов».

Смирившись с требованием министра, Столыпин собирался поехать в Саратов один, без семьи, но Ольга Борисовна наотрез отказалась бросить мужа.

В Саратове Петр Аркадьевич сразу же окунулся в революционный ад, так контрастировавший с гродненским «прекрасным раем». Губернатор получал записки с угрозами (помимо прочего, бомбисты обещали отравить его сына-младенца), в окна дома Столыпина стреляли. Старшей дочери Марии присылали неприличные письма, ее пытались соблазнить с помощью революционера-красавца.

Петр Аркадьевич с искренней болью говорил князю Николаю Николаевичу Львову:

Посмотрите, сколько зла в этих людях . Они знают, как я люблю моих детей. И вот я получаю подмётные письма с угрозой, что в моих детей бросят бомбу, когда они катаются на коньках.

Однако постоянный страх за семью не сломил ни Петра Аркадьевича, ни Ольгу Борисовну. Губернатор решительно начал устанавливать в губернии порядок, его супруга занялась вопросами благотворительности.

Ольга Борисовна все свои силы бросила на помощь бедным. Под руководством «губернаторши» открывались детские приюты, мадам Столыпина курировала саратовскую общину сестер милосердия, местный комитет Дамского попечительства о бедных, Саратовское управление Российского общества Красного Креста.

У Ольги Борисовны даже была своя приемная, и два дня в неделю она лично принимала просителей.

В 1906 году государь назначил Петра Столыпина министром внутренних дел, и семье пришлось переехать в Петербург. Петр Аркадьевич продемонстрировал на новой должности свои лучшие качества, и через несколько месяцев император назначил его председателем Совета Министров.

Такое резкое продвижение Столыпина по карьерной лестнице лишь увеличило опасность для его семьи.

Террористы объявили Петра Аркадьевича своей главной целью.

В Петербурге семья Столыпиных поселилась на казенной даче на Аптекарском острове, где 12 августа 1906 года эсеры-максималисты Типунков, Забельшанский и Иванов устроили страшный взрыв, унесший жизни 27 человек.

Из Столыпиных пострадали двое: пятнадцатилетняя Наталья и двухлетний Аркадий были выброшены взрывной волной с балкона на набережную. Дети получили многочисленные переломы и ссадины.

Премьер-министр практически не пострадал.

Травмы Наташи были столь сильными, что врачам пришлось поставить вопрос об ампутации. Ольга Борисовна просила подождать с окончательным решением, и, к счастью, ноги стали заживать. Однако Наташа с тех пор не могла встать с коляски. Маленький Аркаша почти полностью оправился.

Покушение на Столыпина вызвало огромное сочувствие со стороны императорской семьи. Императрица Александра Федоровна настояла, чтобы семья премьер-министра временно переехала в Зимний дворец, где было относительно безопасно.

Эсеры, между тем, не оставили своих планов по поводу Столыпина. Письма с угрозами приходили чуть ли не ежедневно. Террористы писали не только губернатору, но и его детям. В частности, неприличные письма получала самая красивая дочь Петра Аркадьевича — Елена.

В конце августа 1911 года Петру Аркадьевичу нужно было сопровождать Николая II в Киев для открытия памятника Александру II. Семью премьер-министр брать с собой наотрез отказался.

Ольге Борисовне с детьми пришлось отправиться в литовское имение Колноберже.

1 сентября в Колноберже Ольга Борисовна и узнала страшную новость: в ее мужа стреляли в Киевском городском театре.

Столыпин был ранен в руку и в живот. Врачи, впрочем, считали, что здоровью премьер-министра ничего не угрожает.

3 сентября Ольга Борисовна примчалась в Киев из Колноберже. Женщина самоотверженно ухаживала за мужем. Когда император изъявил желание лично поговорить с Петром Аркадьевичем, Ольга Борисовна нашла в себе силы, чтобы не пустить государя к мужу. Она слишком опасалась за здоровье супруга.

4 сентября у Столыпина было обнаружено брюшное воспаление, его состояние ухудшилось, и в 10 часов вечера 5 сентября премьер-министр скончался на руках у жены.

6 сентября царь пришел проститься с Петром Аркадьевичем. Ольга Борисовна, обливаясь слезами, поднялась навстречу государю и сказала:

«Ваше Величество, Сусанины не перевелись ещё на Руси.»

Это была истинная правда: Петр Аркадьевич Столыпин отдал жизнь за царя и Отечество.

Теперь главой большой семьи Столыпиных стала Ольга Борисовна. Женщине пришлось устраивать старших дочерей, лечить больную Наташу, решать финансовые вопросы. Кроме того, мадам Столыпина уделяла много времени увековечиванию памяти своего дорогого супруга.

С каждым годом Ольга Борисовна все больше сомневалась в официальной версии убийства Столыпина, высказывала негодование, почему Богрова так быстро казнили — буквально через пару недель. В узкой компании жена премьер-министра говорила:

«Моего мужа растерзали, он всем был неугоден».

Увы, убийство мужа стало далеко не последней тяжелой трагедией в жизни Ольги Борисовны Столыпиной.

После начала Первой мировой войны Столыпины перебрались в малороссийский город Немиров, где свекровь Елены Столыпиной организовала лазарет. Ольга Борисовна с дочерьми трудились здесь сестрами милосердия.

В Немирове семью бывшего премьер-министра и застали сначала революция, а затем — Гражданская война. Несмотря на выписанное председателем Совнаркома Украины предписание не трогать сотрудниц лазарета, в том числе, Столыпиных, в январе 1920 года усадьба Немиров была захвачена красноармейцами.

Ольга Борисовна с дочерьми и сыном успели выехать буквально за пару часов до захвата имения. Ольга Петровна Столыпина осталась с семьей своей подруги, Марии Григорьевны Щербатовой. Это было роковое решение: красноармейцы убили дочь «вешателя» Столыпина.

На протяжении нескольких месяцев Столыпины прятались от расправы под Киевом. Каким-то чудом Ольге Борисовне с детьми удалось сесть на последний поезд Красного Креста, следующий в Варшаву.

Так началась эмиграция семьи убитого премьер-министра.

Из Польши Столыпины уехали в Германию, затем — в Италию. В 1921 году семья недолго жила в Литве, но затем окончательно перебралась во Францию, в Париж.

Здесь Столыпины познали нужду. Денег не было, и основным источником дохода являлась пенсия, которую Ольге Борисовне выделяло французское правительство.

Ольга Борисовна Столыпина во время гитлеровской оккупации Франции оказалась в полном одиночестве. К счастью, ей дали место в Русском доме.

22 октября 1944 года, уже после освобождения Франции, Ольга Борисовна скончалась в возрасте 85 лет. Похоронили жену знаменитого реформатора на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа.

Судьба детей Столыпина за границей сложилась по-разному. Мария переехала в США, вышла замуж, умерла в 1985 году. Несчастная Наталья скончалась от рака в Ницце в 1949 году. Елена жила в Италии с мужем князем Вадимом Волконским, скончалась, как и старшая сестра, в 1985-ом.

Александра вышла за графа Льва фон Кейзерлинга и переехала в Швейцарию. Умерла в 1987 году.

Сын Аркадий женился в 1930 году на светской красавице Франсуазе Грация, дочери французского посла. У пары родилось трое детей. Умер Аркадий в 1990 году.

Оцените статью