Стала его проклятием

Она с такой яростью била обручальное кольцо об пол, «пока оно не укатилось в другую комнату». Для нее изящное золотое кольцо оказалось слишком скромным, с одной лишь жемчужиной вместо солидного дорогого драгоценного камня.

Это должно было стать первым звоночком, предупреждающим о том, чем может обернуться брак с этой вспыльчивой женщиной. Однако любовь помешала мыслить трезво. В конце концов свадьба состоялась. Неизвестно, купил ли ее жених другое кольцо или родители и братья невесты оказали на неё давление поумерить свой пыл.

Сцена произошла в усадьбе Гебултовских под Краковом. Ян Матейко, к тому времени уже известный художник, сделал предложение руки и сердца своей избраннице. Её звали Теодора Гебултовская. Ян Матейко очень сильно любил Теодору, тогда как она любила деньгу и славу художника. Действительно, она была ненасытной и жадной до денег.

Даже внешне возлюбленные были несочетаемой парой. Ян Матейко был хрупким молодым человеком, с впалой грудью, сломанным в детстве носом, плохо видел и был ростом не более 160 сантиметров.

Теодора была выше его ростом, крупная, молодая женщина с восточной красотой, бледная, с выразительными черными глазами, вздернутыми бровями и горящим взглядом.

С самого детства вспыльчивая и буйная Теодора доставляла немало хлопот родителям. Она была неуправляемой. С годами её отрицательные черты характера становились все виднее. Почти все биографы Яна Матейко сходятся во мнении, что Теодора была проклятием художника, фактически превратившим его жизнь в ад.

Ян Матейко родился в Кракове в июле 1838 года. Он был сыном Франциска Ксаверия, чеха по фамилии Матейко, учителя музыки, приехавшего в Краков, чтобы заработать на хлеб, и Жанны (Иоанны) Каролины, урожденной Россберг, богатой полонизированной немки.

Ян родился 9 ребенком в семье из 11 братьев и сестер. Из-за своего роста и хрупкого телосложения Ян часто подвергался нападкам со стороны сверстников. Позднее его талант заметил отец, который и перевёл сына в школу изящных искусств в Кракове, что сильно изменило жизнь будущего художника.

*

Хотя из-за маленького роста и плохого зрения ему было трудно рисовать, он справлялся с этим с помощью лупы, из-за чего вновь и вновь становился предметом постоянных насмешек со стороны других учеников. Ян Матейко на какое-то время даже ездил в Мюнхен на лекции, после чего его картины в Кракове возросли в цене.

Но если дела в карьере шли в гору, то в личной жизни было не все так гладко. Долгое время его угнетала безответная любовь к Теодоре Гебултовской. Завоевать сердце холодной Теодоры Яну Матейко помогла его знаменитая картина, изображающая королевского шута.

Повсеместное восхищение этой картиной натолкнуло Теодору на мысль, что, возможно, стоит стать женой этого художника, который имеет славу и большой потенциал.

Теодора была завышенного мнения о своей персоне. Она поставила Яну условие, что сперва будет официально признана его музой.

По этой причине она требовала такого же всеобщего признания и уважения, какое было оказано и художнику. По её мнению, об этом должен был позаботиться её уже знаменитый муж. Поэтому, если Ян Матейко этого не делал, то в доме вспыхивали ссоры, заканчивавшиеся, как правило, разбитой посудой и исполнением очередной прихоти Теодоры.

Теодора хотела, чтобы изображенные на картинах женщины, такие как королева Бона или Барбара Радзивилл, обязаны были иметь черты Теодоры.

Однако, чтобы картины все-таки имели между собой отличие, то Ян Матейко попросил сестру Теодору позировать для его картины Кастелянка. Можно только себе представить, какой разразился скандал, когда об этом узнала его жена.

В порыве злости Теодора уничтожила свой «Портрет в свадебном платье» и заставила сестру немедленно покинуть вместе с дочерьми доходный дом, принадлежавший семье Матейко, где они жили. Ссоры закончились покупкой по её просьбе загородного поместья под Краковом и написанием новой версии портрета Теодоры в свадебном платье.

Помимо прочего, по мнению Теодоры, как муза художника она должна была одеваться только в лучшие наряды по последней моде и носить драгоценности. По городу она передвигалась только в лучших каретах, гордо посещая оперу или театр.

Это была женщина, совершенно недостойная Матейко, но любовь слепа, и художник не прекращал одаривать любимую подарками. Стоило ему хоть на секунду отвлечься или проявить себя как-то, что по мнению Теодоры было неподобающим, как начиналась новая ссора.

Теодора его не любила. Она была алчной, жадной, горделивой и завистливой женщиной, что явно видно и по её портретам. Друзья и родные Яна Матейко безусловно считали, что Теодора ему не пара. Она была не музой, а проклятием.

Её родная племянница сказала: «Жестокая, тщеславная, горше дяди, детей, бабушки, она считает себя непогрешимой и самой несчастной».

Теодора всегда добивалась своего с помощью скандалов. После этого муж спускал все деньги на новый наряд для жены или заграничную поездку в Париж. Письма, которые он писал жене, он неизменно подписывал: «Твой раб Ясик».

За картину «Люблинская уния» он получил в 1870 году французский орден Почетного легиона, командорский крест ордена Франца-Иосифа, командорский крест со звездой ордена Пия IX, командорский крест ордена Железной короны, золотую медаль папы Льва XIII и золотую медаль Мюнхенской академии.

Польские города делали его почетным жителем, скромный Ян действительно купался в почестях и славе и совершенно ничего не было предназначено для Теодоры, что вызывало в ней злость.

Несмотря на постоянные ссоры Теодора родила в браке пятерых детей. Однако вскоре стали ясно, что её вспышки гнева — это не только черта характера, но и психическое отклонение. В феврале 1882 года психическое состояние Теодоры значительно ухудшилось и после консультации с врачами было решено поместить ее в сумасшедший дом в Кракове.

Тщетно Теодора пыталась выйти из психушки, а когда ей это все же удалось, то шантажом добивалась снятия с неё опеки о надзоре из-за психического заболевания. Ян Матейко принял условия лишь потому, что Теодора грозилась не благословить двух своих дочерей на счастливый брак.

1 ноября 1893 года Ян Матейко скончался в результате внутреннего кровотечения после разрыва язвы желудка в возрасте 55 лет. Можно сказать, что Теодора выпила из него все соки. Однако сам Ян Матейко считал свою жену опорой и духовным другом, который придаёт ему сил.

Теодора тяжело переживала смерть мужа, её нестабильная психика и появившийся диабет и вовсе ослабили её здоровье. Она умерла спустя три года после смерти Яна Матейко в возрасте 50 лет и была похоронена рядом с мужем.

Оцените статью