Десятилетняя принцесса подняла руки вверх, позволяя фрейлинам снять с нее пышное платье и подготовить ко сну. Она чувствовала, как на нее смотрит Людовик XIV, но не знала, что сказать и предпочитала молчать, как ее учили дома.
У Аделаиды Савойской выдался тяжелый день. С утра девочка вместе со своей свитой прибыла во французский городок Монтаржи. Путь из итальянского Турина занял почти месяц и принцесса устала. Когда дверь кареты распахнулась, Аделаида увидела перед собой короля Франции — Людовика XIV. Он решил лично встретить невесту своего внука.
Юная барышня очень понравилась королю. Он с удовольствием рассматривал ее симпатичное личико, а потом сердечно обнял малышку, радуясь, что сделал удачный выбор. Позже Людовик написал мадам де Ментенон письмо, где запечатлел подробные наблюдения о внешности принцессы.
У нее очень красивые и живые глаза; чудесные черные ресницы; очень ровный белый с розовым цвет лица; самые красивые, какие только бывают, светлые волосы; полные алые губы; крупные, не совсем ровные зубы; кисти рук очень хорошей формы, но типичного для этого возраста цвета…
Мария Аделаида Савойская родилась в декабре 1685 года. Она была старшей дочерью Виктора-Амедея II, герцога Савойи и Анны Марии Орлеанской (ее отцом был Филипп Орлеанский, брат короля Франции).
В октябре 1696 года Аделаида была отправлена во Францию, в качестве невесты герцога Бургундского — внука Людовика. Их союз должен был скрепить Туринский договор, заключенный между французским государем и герцогом Савойи.
На следующий день после знаменательной встречи в Монтаржи, Аделаида вместе с королевским двором отправилась в Фонтенбло. Там ее ожидала встреча со своим будущим супругом. Ему на тот момент было четырнадцать лет.
Так как Аделаида казалась еще слишком маленькой, свадьбу решили отложить до того момента, пока принцессе не исполнится двенадцать лет. А время до свадьбы было решено посвятить дополнительному образованию девочки. Ее начали обучать французскому языку и грамматике.
Чтобы савойская принцесса не заскучала, Людовик XIV с удовольствием развлекал ее. Ежедневно король ходил с юной барышней любоваться на фонтаны. В качестве развлечений были мини-концерты, театральные представления, уроки кулинарии или рыбалки с придворными дамами.
С женихом принцесса встречалась два раза в месяц. Это были не свидания, а общение при большом скоплении двора. Но постепенно градус официальности был снижен и паре даже позволили танцевать друг с другом.
Свадьба состоялась в декабре 1697 года. Герцог Бургундский стал мужем дочери герцога Виктора-Амедея II.
Брачная ночь была условной. Принцу разрешили прилечь рядом с супругой на несколько минут, при этом полог кровати был распахнут и в опочивальне находились люди. После краткого пребывания в постели жены, герцогу сказали подниматься и отправили его в собственные покои.
С того дня встречи молодых супругов происходили при обязательном присутствии третьего лица. Было решено, что до настоящих супружеских отношений нужно подождать два года.
Аделаида сильно изменилась со своего приезда во Францию. Если поначалу она была скромной девочкой, боящейся сказать лишнее слово, то через некоторое время в нее словно вселился бесенок. Она видела, что Людовик XIV и мадам де Ментенон души в ней не чают, поэтому вела себя словно непоседливый и шаловливый ребенок.
Сен-Симон вспоминал, что Аделаида была неугомонной. Ей нравилось залезать на кресла и прыгать с одного на другое. Она без смущения забиралась на колени к королю, а потом бежала с объятиями к мадам де Ментенон.
обнимает их, целует, ласкает, беспокоит их, надоедает, роется в их столах, в бумагах и письмах, распечатывая и читая некоторые из них, несмотря ни на что…
Но это Сен-Симон думал, что девочка надоедает. На самом деле ее поведение королю не надоедало, иначе он бы мигом прекратил детские шалости.
С 1699 года Аделаиде и ее супругу никто не препятствовал в тесном общении. Их брак оказался удачным, хоть муж и жена были противоположностями. Он — серьезный, начитанный, вечно размышляющий о смысле жизни. Она — беззаботная хохотушка, любящая придумывать проказы.
Аделаида родила троих детей — все трое мальчики. Их назвали Людовиками. Первый малыш умер в младенчестве, не дожив до года.
В 1711 году скончался Великий дофин Франции и Аделаида вместе с мужем стали дофиной и дофином.
Жизнь супружеской четы завершилась, как в страшной сказке. Они рано умерли и почти одновременно.
В феврале 1712 года неожиданно заболела Аделаида. Лечение не помогало и 12 февраля несчастная принцесса скончалась. На момент смерти ей было 26 лет. Едва ее успели похоронить, как оказалось, что ее супруг тоже болен той же болезнью. Лекари не могли определить название заболевания и назвали его — корью. 18 февраля 1712 года 29 летний Людовик умер.
Не успели оплакать умерших, как заболел их второй сын. Мальчик умер 8 марта 1712 года. Доктора хотели начать делать кровопускания единственному оставшемуся сыну супругов. Малышу в то время было всего два года.
Ему повезло, что взбунтовалась его воспитательница, которая была уверена, что умершего мальчика сгубили чрезмерно рьяные лекари. Она заперлась с двухлетним малышом в комнате и не пускала туда врачей, тем самым сохранив жизнь будущему Людовику XV.
17 марта Лизелотта Пфальцская (жена брата короля) записала в своем дневнике:
Вчера меня заставила плакать маленькая собачка дофина. Бедное животное взошло на возвышение в домовой церкви (Версаля) и начало искать своего хозяина в том месте, где он, молясь, последний раз становился на колени
Горе погрузило королевский двор в траур. Людовик XIV был сокрушен смертями трех своих близких людей.