-Мария, наденьте подходящее платье и не занимайте вторую половину дня никакими делами. К нам придет важный гость. — многозначительно произнесла Елизавета Федоровна.
Великая княжна ушла к себе выбирать наряд. В назначенное время она спустилась в гостиную и обнаружила, что тетушка сидит в одиночестве.
-Где же наш гость? — без энтузиазма поинтересовалась Мария.
-Скоро будет. — подскочила Елизавета Федоровна и начала заваривать чай. — Мария, я хочу вас предупредить, что наш гость — молодой принц Швеции Вильгельм. Никто не знает, что он находится в России, так как Вильгельм путешествует инкогнито.
-Понятно. — усмехнулась великая княжна.
Несложно было догадаться, что тетушка решила сосватать ее за шведского принца. Мария знала, что Вильгельм — сын подруги Елизаветы Федоровны. Оставалось дождаться молодого человека и посмотреть, как он выглядит.
Великая княжна Мария Павловна появилась на свет в 1890 году. Она была дочерью великого князя Павла Александровича и греческой принцессы Александры Георгиевны. В 1891 году Александра Георгиевна родила сына Дмитрия и на шестой день после родов скончалась.
Девочка вместе с братом воспитывалась в одном из петербургских дворцов. Когда ей было 12 лет, ее отец уехал за границу и тайно обвенчался с Ольгой Пистолькорс. За этот поступок государь решил наказать его и запретил возвращаться в Россию. Дети великого князя были переданы на воспитание брату, великому князю Сергею Александровичу и его жене Елизавете Федоровне.
В 1905 году Сергей Александрович был убит, и забота о детях перешла к Елизавете Федоровне. У великой княгини были сложные отношения с Марией, и она решила выдать воспитанницу замуж за сына своей подруги, наследной принцессы Швеции.
Мария всегда знала, что однажды ей придется выйти за иностранца и покинуть Россию, но она лелеяла надежду, что сможет сделать выбор по велению своего сердца. Великая княжна понимала, что такие браки заранее долго обсуждаются, и была несколько обескуражена, когда тетя поставила ее перед фактом, что в их дом явится жених.
Оказалось, что за спиной Марии, Елизавета Федоровна вела активную переписку о возможной свадьбе племянницы. Она отправляла фотографии великой княжны подруге и договорилась, что Вильгельм лично приедет, познакомится со своей невестой.
Вильгельм оказался весьма симпатичным молодым человеком. Он был высокого роста, с красивыми серыми глазами и пушистыми ресницами. Мария нашла его весьма привлекательным, но за столом молча наблюдала, как принц общается с ее тетей. Она пыталась ощутить его интерес к себе, но не чувствовала.
На следующий день Елизавета Федоровна позвала племянницу и призналась:
-Мария, принц Вильгельм приехал сюда специально, чтобы познакомиться с вами. Вы ему понравились, и он хочет знать, согласны ли вы выйти за него замуж.
Шестнадцатилетняя Мария хоть и знала, о чем пойдет речь, все равно ощутила, как болезненно сжимается сердце. Все было как-то быстро, создавалось впечатление, что от нее хотят избавиться. Вроде недавно только умер дядя, а тетя уже желает, чтобы она покинула ее дом.
-Не волнуйтесь так, Мария. Я хочу вам только счастья. — ласково произнесла Елизавета Федоровна.
-Тетя, он же только к нам приехал. Для меня он чужой человек. — взволнованно произнесла Мария. — Какой я могу дать ответ ему, если я его совершенно не знаю.
От переживаний душевные силы великой княжны оказались на исходе, и на следующий день она заболела. Ее лихорадило, была высокая температура, и к этому добавилась сильная боль в щеке.
Елизавета Федоровна была вне себя. Обычное спокойствие великой княгини улетучилось, и она мерила гостиную шагами. Все было так некстати! Она должна была дать ответ принцу, а Мария занемогла. Приглашенный врач заявил, что если температура у великой княжны не спадет, то утром он будет делать операцию.
С утра Марии стало легче, жар спал, и операция не потребовалась. Едва врач ушел, великая княгиня влетела в спальню к племяннице и заявила:
-Мария, больше ждать нельзя! Вильгельм спешит в Швецию, и вы должны дать ответ. Что мне ему передать?
Мария не хотела огорчать тетю и подумала, что принц симпатичен и ее все равно заставят выйти замуж, так почему бы не за него?
-Скажите ему, что я принимаю его предложение. — тихо произнесла великая княжна. — Но раньше восемнадцати лет я не хочу вступать в брак.
Обрадованная Елизавета Федоровна вскочила и умчалась передавать новость Вильгельму.
Бракосочетание было назначено на весну 1908 года.
Перед свадьбой принц приехал в Россию на Рождество, и у Марии появилась возможность лучше узнать жениха, но она с ужасом обнаружила, что ей не о чем с ним говорить. Он казался ей чужим человеком, и она не могла сдерживать враждебных взглядов. Мысли о том, что ее принуждают к браку с ним, заставляли ее содрогаться. Она чувствовала себя загнанной в ловушку.
Приготовления к свадьбе не доставляли Марии удовольствия, она все больше нервничала и накручивала себя. Наконец, не выдержав, она написала принцу письмо, где предлагала разорвать помолвку, объяснив, что они не будут счастливы вместе.
Вильгельм прислал ей ответ, в котором он умолял ее подумать. Принц писал, что она причиняет ему сильную боль и должна лучше взвесить свое решение.
В то время Елизавете Федоровне делали операцию, и она была не в курсе, что ее племянница решила сорвать свадьбу. Зато об этом узнала ее сестра —Ирина, принцесса Прусская, приехавшая ухаживать за Елизаветой Федоровной. Ворвавшись в комнату к Марии, она воскликнула:
-Мария, не спешите! Помолвку разрывать нельзя. Подумайте, какой будет скандал! Ведь уже все обговорено, нельзя поворачивать назад из-за каких-то страхов.
-Но я не люблю его! — разрыдалась великая княжна.
-Любовь придет в браке. Поймите, Мария, своим отказом выйти замуж за принца, вы убьете свою тетушку.
Мария притихла. Это был тупик.
В день свадьбы Мария, ехавшая в карете, грустно смотрела в окно и думала, что пасмурная и холодная погода полностью соответствует ее настроению.
Я была разнаряжена, как идол, вес всего, что было на мне надето, казалось, раздавит меня. Я едва могла двигаться.
В церкви великую княжну так сильно бил озноб, что один из ее шаферов поинтересовался, все ли с ней в порядке. Она тихо ответила, что все хорошо.
Все вокруг улыбались, лишь Мария ощущала безграничную тоску. Традиционный православный обряд бракосочетания она восприняла словно во сне.
Впереди Марию ждали пять лет тоскливого проживания с мужем. Она не смогла его полюбить и, несмотря на родившегося сына Леннарта (1909—2004), в 1913 году молодая женщина покинула супруга и добилась развода.