Великий князь Георгий Александрович: лишенный возможности любить

-Дамское общество вредно для Джоржи! — заявила Ксения. — У него и без того слабое здоровье, нужно беречься, а не развлекаться.

Царская семья негодовала, узнав, что Георгий влюбился в семнадцатилетнюю актрису Ольгу Бебутову и ездит с ней на пикники. Великому князю было только двадцать три года, но его родственники пришли к выводу, что он должен вести только здоровый образ жизни.

Никакой выпивки, женщин и шума! А все потому, что молодой человек был во власти коварного недуга: у него был туберкулез.

Весна 1894 года озарила жизнь великого князя счастьем. Он, утомленный своей болезнью, словно вдохнул свежего воздуха, закружившись в вихре упоительных чувств. Наконец-то, его сердцем завладела любовь.

Прелестная Оленька Бебутова дарила ему ощущение радости. Его не смущало даже то, что она, несмотря на свой юный возраст, была замужней дамой. Для него главным было видеть актрису, наслаждаться ее грациозными движениями, слышать чарующий голос.

Георгий появился на свет в мае 1871 года. Он был третьим сыном Александра III и его супруги Марии Федоровны.

Для матери Георгий стал любимцем, и она, строгая с другими детьми, не могла удержаться от желания приласкать его. Возможно, Мария Федоровна выделяла Георгия потому, что он родился спустя год после смерти ее второго сына, и исстрадавшееся от потери материнское сердце обрушило всю нежность на родившегося Георгия.

Каждая болезнь Георгия пугала Марию Федоровну. Она панически боялась, что ее мальчик умрет рано, как и второй сын. Но часто переживать матери не приходилось, в детстве ее третий сын отличался крепким здоровьем.

Великий князь рос незаурядной личностью. Умный, обаятельный, располагающий к себе окружающих, он обладал прекрасным чувством юмора. Мать не могла нарадоваться на Георгия. Все изменилось в 1890-х годах. В конце 1880-х здоровье великого князя ухудшилось, и врачи, осматривавшие его, пришли к выводу, что у него «слабая грудь».

-Его императорскому высочеству на пользу пойдет морской воздух. — заявил один из придворных медиков.

По решению императорской четы в 1890 году Георгий с Николаем отправились в морское путешествие на крейсере «Память Азова». Если Николай на крейсере был в качестве пассажира, то Георгию была отведена роль вахтенного офицера.

Однажды Георгий, забравшись на мачту, не удержался и рухнул вниз, ударившись грудью о палубу. Скорее всего, падение усугубило состояние здоровья Георгия, так как, добравшись до Индии, он настолько ослаб, что не мог даже выйти из каюты.

Врачи пожимали плечами и высказывали разные диагнозы: неизвестная лихорадка, морская болезнь, легочное недомогание и слабые легкие. Ясно было лишь одно, что поездка совершенно не пошла на пользу великому князю.

Когда Георгий вернулся в Россию, Мария Федоровна срочно собрала врачей, чтобы определить дальнейший план действий. Они посоветовали отправить великого князя на Средиземное море. Георгий отправился гостить к великой княжне Ольге Константиновне в Грецию. Лучше ему не становилось, поэтому его направили в Алжир.

Мать писала сыну:

Я так счастлива видеть, что ты чувствуешь себя хорошо, вообще привык к пребыванию там и наслаждаешься настоящим солнцем. Фельдъегерь много мне рассказал о тебе и сказал с веселым видом: цесаревич совсем розовый и веселый; это сделало меня совсем счастливою и было как маслом по сердцу.

Фельдъегерь меня воистину покорил, видно было, что он счастлив тем, что смог привезти мне такие хорошие новости о тебе.

Но радость Марии Федоровны была преждевременной. Состояние Георгия то улучшалось, то становилось хуже. Врачи определились в болезни великого князя и поставили ему диагноз — туберкулез.

Было решено отправить Георгия на Кавказ, в Абастуман, в горное Абастуманское ущелье, расположенное на четыре тысячи футов выше уровня моря. Все надеялись, что климат этого места окажет на больного благотворное действие. Все-таки там были мягкие зимы, прохладные летние месяцы, горный воздух и все в окружении целебного соснового леса.

Профессор истории В. О. Ключевский, являвшийся одним из преподавателей великого князя на Кавказе, писал о температурном режиме, установленном для больного:

Всего труднее привыкнуть к здешней комнатной температуре. Руки, избалованные московскими печами, особенно страдают, перо невозможно твердо держать в руке. Комнаты так выстывают, что писать можно только так, как рисуют живописцы, выводя каждую часть буквы с особыми усилиями и по наперед обдуманному плану

Великий князь Александр Михайлович, приехавший с женой погостить к Георгию, тоже запечатлел свои воспоминания:

Мы спали в комнате при температуре десять градусов ниже нуля под грудой теплых одеял

Почему-то врачи считали, что прохлада при туберкулезе будет для великого князя полезной. Но особого улучшения в состоянии Георгия не наблюдалось. Несмотря на постоянные занятия и учебу, он ощущал себя изгнанником, ему было очень тоскливо вдали от семейного очага и двора, сильно не хватало общения и ярких эмоций.

Мать понимала, что сыну тяжело. В письме мужу она писала:

Как должно быть Георгию скучно здесь осенью и зимой, когда он остается один, страшно подумать! Мне кажется, я бы через некоторое время сошла с ума, а он никогда не жалуется. На него иногда страшно смотреть. Так было, например, зимой, во время твоей болезни, он сказал, что состояние, в котором он находился, было ужасным, бедный малыш!

Но никто не забирал Георгия с Кавказа. Были приглашены новые врачи, отменившие холодный температурный режим, а место проживания для великого князя оставили прежним.

В 1894 году в края, где проживал великий князь, приехала семнадцатилетняя актриса Ольга Бебутова. Актрису сопровождал муж, коллежский секретарь Николай Петрович Бебутов.

Ольга вспоминала момент, когда ее познакомили с великим князем:

На худеньком, бледном лице его заблистали глаза, синие и изменчивые, как океан. Слабая, ласковая улыбка, как тихий огонек, светилась на его губах

Актрису влекло к Георгию, а его к ней. Он, истосковавшийся по женской ласке, с головой окунулся в любовь. Начался бурный роман, полезно сказавшийся на здоровье великого князя. Он, почувствовав вкус жизни, ощущал себя наполненным энергией и чувствовал, что готов свернуть горы ради прекрасных глаз своей Ольги. Ее супруг закрывал глаза на происходящее.

На беду Георгия, весть о его любви скоро стала известна семье. К нему приехала сестра Ксения и пришла в ужас от того, что у брата роман с актрисой. Информация об этом была передана матери и брату. Царская семья решила разлучить Георгия с актрисой.

Муж Ксении, великий князь Александр Михайлович, пытался вразумить родственников, говоря им:

-Дайте Георгию насладиться любовью, оставьте его в покое, это единственная радость, оставшаяся у него в жизни.

Но никто не желал его слушать.

Родственники Георгия смогли устроить так, чтобы Ольгу Бебутову пригласили возглавить труппу нового Суворинского театра в Петербурге. Актриса умчалась навстречу новым овациям, а великий князь был опустошен из-за разбитого сердца:

Все нутро во мне перевернулось, в особенности, когда я узнал о всех подробностях, и я впал в такое отчаяние, что обедать даже не пошел, чтобы не видеть этих двух подлецов, а весь вечер я плакал как дитя. — писал Георгий Ксении про людей, которых считал виновными в отъезде любимой.

— И сегодня мне не лучше: слезы меня душат все время и тоска и отчаяние одолевают… Они меня до того доведут, что я их застрелю как собак. Я больше за себя не ручаюсь, потому что это выше моих сил

После расставания с Ольгой в Георгии словно погас внутренний огонь. Ему больше не хотелось веселья. На радость родственникам он успокоился и больше необдуманных поступков не совершал. Его отдушиной стала астрономия.

Художник Нестеров, бывший свидетелем последних месяцев жизни Георгия, писал:

Из-под бурки заметны тонкие-тонкие, как спички, ноги в высоких сапогах… и лицо, красивое, породистое, тонкое, с небольшими темными усами, такое измученное, желтое, худое-худое… Вся фигура согбенная, старческая, глубоко несчастная, какая-то обреченная, покинутая.

28 июня 1899 года Георгий Александрович поехал на велосипеде прокатиться в горы. Во время езды по бугристой поверхности у него внезапно из горла пошла кровь. Великий князь рухнул на землю. Его обнаружила местная жительница Анна Дасоева. Она подбежала к упавшему Георгию, и он умер у нее на руках. На момент смерти ему было всего 28 лет.

Оцените статью
Великий князь Георгий Александрович: лишенный возможности любить
Чем прославились 4 гения-вундеркинда из СССР, и Как сложились их судьбы: Ранний уход, эмиграция, мировое признание