Живот королевы Бланки

Платье туго обтягивало её распухшее чрево. Глаза молодой женщины были красными от слёз: младенец еще не родился, а его отец закрыл глаза навеки. Это произошло так внезапно, что сразу поползли слухи: кому выгодна смерть короля? Может быть, его жене?

На неё давно посматривал один дерзкий граф… В ноябре 1226 года во Франции только и разговоров было, что про живот королевы Бланки. И предположения строили самые невероятные!

Жениху было тринадцать лет, а его невесте – на год меньше. И все-таки их поженили 23 мая 1200 года. Слабый здоровьем принц Людовик с большим трудом выдержал грандиозные торжества в Нормандии. Его невеста, Бланка Кастильская, была весела и от души потанцевала. Молодую пару усадили за стол, в их честь провозглашали тосты, а вот потом их увели в разные покои.

— Невеста слишком юна, — решил король Франции, который и устроил этот брак. – Да и моему сыну надо подрасти и набраться сил.

На самом деле, правитель опасался, что Людовик не справится. К чему такой конфуз? Об этом наверняка станут говорить и смеяться. Так что принц и его новоявленная жена не скоро оказались вместе. А когда им позволили познать друг друга, дела пошли на лад: в 1205 году на свет появилась их первая дочь, затем сын, потом мальчики-близнецы… К сожалению, не все выживали.

Бланка Кастильская гордилась своей плодовитостью: 2 девочки и 10 мальчиков она подарила мужу! Принц Людовик с годами возмужал и окреп, он позволял себе спорить с отцом и даже планировал смелый поход против английского королевства. Супруга во всем поддерживала его. Когда король Франции отказался финансировать военный поход сына, Бланка вышла вперед и торжественно произнесла:

— Благодарение Богу, у меня есть крепкие и здоровые дети! Я заложу их и получу много золота и преданных воинов, которые смогут последовать за принцем Людовиком!

Иными словами, Людовик и Бланка производили впечатление любящих и нежных супругов. А в 1223 году, когда скончался король Франции, взошли на престол.

…Граф Тибо де Шампань верно служил новому королю Людовику VIII. Он был младше Бланки Кастильской на тринадцать лет, и все-таки влюбился в неё. Все видели, что на турнирах он появляется в облачении, украшенном лентами с цветами королевы. Это было очень по-рыцарски и весьма распространено в то время!

Считалось, что у знатной замужней дамы должен быть преданный кавалер. Он обязательно воспевал ее в песнях (достаточно было заплатить какому-нибудь поэту, а не мучиться с гусиным пером), совершал в ее честь подвиги, следовал за ней и ловил ее взгляд. Отвечать на эти ухаживания не требовалось.

Достаточно было легкого кивка или улыбки. Такой была популярная куртуазная игра. И до поры до времени все складывалось благополучно: королева Бланка знала, что у нее есть воздыхатель. Граф де Шампань действовал в соответствии с правилами. Правда, песни о любви он сочинял сам!

Осенью 1226 года королева снова ждала ребенка. Ее супруг, Людовик VIII, на юге осаждал город Авиньон. После этого он выдвинулся к своей жене и… внезапно его скрутила по дороге непонятная болезнь. Короля выворачивало наизнанку, а 8 ноября он испустил дух. Так быстро, что сразу заговорили – а может быть, его отравили? На живот королевы Бланки теперь смотрели с подозрением.

Бланка носила двенадцатое дитя и была безутешна. Король не успел оставить распоряжений, кто будет править Францией пока его старший выживший сын еще мал.

— Королева сговорилась с графом Тибо. – уверенно вещали противники Бланки. – Граф хочет стать регентом при юном принце! А ее величество Бланка носит под сердцем его ребенка!

Слухи попали в благодатную почву. Скоро Франция бурлила: как же так? Неужели королева – предательница, отравительница? Разве можно такой доверить будущее государства?

— Мы должны забрать наследника престола у этой женщины. – заявил герцог Бретани. – А ее саму надо поместить в монастырь!

В марте 1227 года, спустя 4 месяца после смерти мужа, королева Бланка произвела на свет своего последнего ребенка. Она была в отчаянном положении и… обратилась к графу Тибо. В конце концов, она ведь пострадала из-за него! Слухи появились как раз по той причине, что он влюбился в Бланку!

Граф Тибо де Шампань не сразу ответил на призывы королевы. Он тоже сомневался: стоит ли ему ввязываться в это опасное дело, или ему лучше остаться в стороне? Нешуточные силы объединялись против Бланки, победа казалась зыбкой… И все-таки он решил принять сторону женщины, которой еще недавно так пылко восхищался.

С помощью Тибо и его соратников королеве удалось спасти сына и отстоять свою власть. Она щедро вознаградила графа за верность… Но прошло каких-то два года, как Бланку Кастильскую снова начали подозревать! Теперь враги придумали новую сплетню:

— Королева точно ждёт ребенка от графа. Они договорились, что вместе устранят наследника престола, потому что он им мешает. А затем поженятся и будут править при новом младенце. Вот увидите! Запомните эти слова!

Никак не давал покоя французским подданным живот королевы Бланки!

Чтобы поставить точку в этих разговорах, разъярённой королеве пришлось совершить нечто невероятное. В один из дней она собрала высших сановников королевства, самых знатных людей и священников, и появилась перед ними в одной рубашке.

Тонкая ткань ничего не скрывала, и всем было видно – у королевы нет живота! Все это – выдумки! Спорить больше было не о чем… Самым сомневающимся она разрешила подойти и посмотреть получше. Но никто не отважился. Все были смущены.

Бланка Кастильская вошла в историю Франции как мудрая и сильная правительница. Она правила до момента, когда повзрослел ее сын, Людовик IX, а затем брала власть в руки, когда он уезжал в крестовые походы.

Граф Тибо со временем стал королем Наварры. Он был трижды женат и стал отцом множества детей, как законных, так и бастардов. А еще он автор 37 сохранившихся песен о любви и более семидесяти стихотворений. И как раз поэтому его считают одним из величайших французских авторов тринадцатого века.

Решился я у нее спросить

Довольно нежно и прямо –

За что меня заставляет грустить

Моя благородная дама.

За что в ее взгляде один упрек

За что я брошен и одинок…

Она смеется на это в ответ:

До боли моей ей и дела нет!

(Тибо де Шампань, перевод Ники Марш)

Оцените статью
Живот королевы Бланки
Нескромная княгиня