«Не женись, погибнешь»…

8 марта 1839 года Петербург взбудоражило чудовищное происшествие, о котором шептались на каждом углу — через месяц после свадьбы муж выгнал молодую жену из дома ночью в одной сорочке, вырвав из ушей серьги вместе с мочками, а заступившегося за дочь тестя ударил бутылкой по голове. И это произошло в папашином доме, где молодые поселились после свадьбы.

Ещё на свадьбе все обратили внимание, что жених, а это был известный живописец Карл Брюллов, стоял опустив голову и глубоко задумавшись, ни разу не взглянул на невесту и уж совсем неприлично торопил пастора с окончанием обряда. Невеста Эмилия заметно нервничала и в её глазах стояли слёзы.

Друзья художника на свадьбу приглашены не были и по воспоминаниям современников, молодожены накануне свадьбы не выглядели счастливыми, создавалось впечатление, что художник пошёл на венчание подневольно

Александр Брюллов, брат живописца, писал:

«…В самый день свадьбы Карл оделся, как он обыкновенно одевается, взял шляпу и, проходя через мастерскую, остановился перед копией Доменикино, уже оконченной. Долго стоял он молча, потом сел в кресла. Кроме его и меня в мастерской никого не было. Молчание длилось еще несколько минут. Потом он, обращаясь ко мне, сказал: «Цампиери как будто говорит мне: «Не женись, погибнешь»…

В свете пришли к выводу, что между молодыми накануне свадьбы произошла серьезная размолвка, которую при помощи родителей Эмилии замяли. Но ещё более удивительным для всех стал факт быстрого развода новобрачных по ходатайству Брюллова, хотя в то время это было практически невозможно. Все пришли к выводу, что причина была очень уважительной.

Карл Брюллов родился в Петербурге 23 декабря 1799 года в семье известного скульптора французского происхождения Павла Брюлло и с ранних лет обучался живописи у строгого отца, который наказывал его за каждую оплошность в рисунке и мог даже лишить обеда.

Но родительская наука не прошла даром и уже в 10 лет Карла зачислили в Академию художеств без экзаменов и рано позволили писать собственные картины, в то время как его сверстники копировали картины учителей.

Его первая живописная картина «Нарцисс, смотрящий в воду», написанная в 1819 году принесла ему Малую золотую медаль, а выпускная картина «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» в 1821 году принесла ему Большую золотую медаль и пенсионерскую поездку в Италию.

В 1822 году Карл Брюллов вместе с братом Александром отправился в Рим, где он начал свою работу с парадных и камерных портретов, и самый первый из них «Итальянское утро» был выкуплен меценатами и подарен Александре Фёдоровне супруге императора Николая I, за что император пожаловал Брюллову бриллиантовый перстень и поручил написать парную картину, так возник «Итальянский полдень».

В Италии примерно в 1827 году произошла его судьбоносная встреча с русской аристократкой Юлией Самойловой, наследницей богатейших домов России и Италии, которая покровительствовала русским и итальянским деятелям искусств.

Она приехала в Италию после развода с мужем – графом Самойловым. Её брак продлился всего два года, узнав, что муж ей изменил, Юлия потребовала развод и впредь решила остаться свободной и независимой.

Между ними возникло глубокое чувство, они путешествовали по Италии, бродили среди руин города Помпеи, погибшего при извержении Везувия в 79 году и здесь у художника зародился замысел полотна «Последний день Помпеи», а графиня вызвалась позировать, её образ на полотне запечатлен трижды.

Самойлова и Брюллов в тот период были неразлучны, она называла его Бришкой, — «Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена», а для него она стала музой, и он вдохновенно творил. Это был самый плодотворный период в его жизни, он создал около 120 портретов русской и итальянской знати.

Над своей монументальной картиной он работал почти шесть лет, её выставляли в Риме, в Лувре, затем отправили в Петербург, император Николай, увидев картину, пригласил художника на личную встречу для вручения лаврового венка.

Прожив 12 лет в Италии Брюллов вернулся в Россию, был с почетом принят петербургским обществом, обзавёлся мастерской, оброс заказами и задумался о создании семьи.

Его избранницей стала 18-летняя дочь рижского бургомистра Фридриха Вильгельма Тимма — Эмилия, талантливая пианистка, отличавшаяся редкой красотой и спокойным нравом. Брюллов увидел её в театре на спектакле и сразу был очарован, а через некоторое время сделал предложение.

Свадьба была назначена на январь, однако на венчании жених вёл себя странно, совершенно не радуясь своей женитьбе.

Всё дело в том, что перед свадьбой юная Эмилия призналась жениху, что она не девственница, но поклялась в верности и любви. Для Брюллова, совершенно не ожидавшего такого поворота событий всё таинство венчания потеряло смысл, но надо было соблюсти приличия в глазах общества.

В течение медового месяца молодожены пытались сблизиться и лучше понять друг друга, но однажды, вернувшись домой Брюллов увидел свою жену в объятиях тестя – отец Эмилии был её любовником и не пожелал с ней расстаться даже после свадьбы.

После бурного расставания Брюллов подал прошение на развод, подробно описав в письме на имя Священного синода и министра двора князя П. М. Волконского горькую историю своего брака и душевного разочарования, получил безоговорочное разрешение на полный развод, что было по тем временам редкостью.

Однако, Эмилия обвинила во всем Карла Брюллова, и петербургское общество стало на её сторону. Клевета родственников его жены сделала из художника изгоя.

Брюллову пришлось на время уехать из Петербурга, потому что на него началась настоящая травля. Из салонов и гостиных исчезали его работы, а давние приятели при встрече старались пройти мимо.

Поддержать художника приехала его верная муза Юлия Самойлова, которая тайно скупала его картины, устраивала выставки и постепенно вернула его к жизни и к творчеству.

В 1847 году его здоровье окончательно пошатнулось, ревматизм и больное сердце дали о себе знать, однако он продолжал творить и в 1848 году завершил свой автопортрет, который считается образцом жанра для искусствоведов.

В 1849 году по настоянию медиков, которые прописали ему морской климат, художник уехал на остров Мадейра, где и скончался 23 июня 1852 года в возрасте 53-х лет.

В отличие от Карла Брюллова, репутация Эмилии после развода не пострадала, она вернулась в Ригу и посвятила себя занятиям музыкой.

В 1844 году Эмилия вышла замуж за Алексея Греча, семья переехала в Петербург, родились дети, но счастье было недолгим, в 1850 году Алексей умер по пути на Мадейру и был похоронен в морской пучине. Эмилия все последующие годы жизни занималась воспитанием детей и музыкальным творчеством. Она умерла в 1877 году.

Оцените статью