Когда одного везения оказалось мало: советская дива, которая осталась ни с чем. Татьяна Гаврилова

Густая грива пышных волос, высокие скулы, аристократическая внешность и очередь из режиссеров, которые хотели с ней сотрудничать… Ей было всего 60, когда она ушла – безвозвратно потеряв внешность, уважение коллег, оставшись без семьи, в полном одиночестве.

Вспомним сегодня судьбу советской актрисы Татьяны Гавриловой, которой судьба дала очень много, но женщина не сумела грамотно этими дарами распорядиться. Плюс алкоголизм – для женского пола это всегда билет в один конец.

Что и когда пошло не так в ее судьбе, где произошел надлом?…

Татьяна Анатольевна Гаврилова родилась в Москве в начале мая 1939 года. По знаку – Телец.

Раннее ее детство пришлось на ВОВ, семья не покидала Москву и пережила все тяготы в столице. После окончания школы Таня поступила в медицинское училище, где училась на отлично, и начала трудовую деятельность в больнице в качестве медсестры.

Однако ее глодало ощущение нереализованности, хотелось чего-то большего. Тем более, что природа подарила ей красивую внешность. Татьяна с первого раза прошла отбор по конкурсу на курс к мастерам советского кинематографа во ВГИК, педагоги пророчили ей большое будущее.

После выпуска ее приняли в труппу Театра-студии киноактера, где она прижилась и числилась еще аж 30 лет.

Но основную славу и узнаваемость Гаврилова получила в кино.

Кино-карьера шла у нее, как по маслу.

Словно кто-то сверху благоволил ей и вел невидимой рукой через все препятствия.

Уже на 1-м курсе Татьяна дебютировала на площадке. Впервые актриса появилась на экранах в военной драме «В трудный час», а в короткометражной комедии «Молодая любовь» она получила главную роль.

Без мужчины ее падение не обошлось. Якобы карьеру ей сломал всесильный кинорежиссер и педагог Сергей Герасимов. Мол, он положил глаз на Таню, девушка ему отказала, гуру затаил обиду да разрушил ученице карьеру.

Так ли это на самом деле?…

Знаете, я всегда в таких ситуациях стараюсь придерживаться стороны женщины. Потому что логика «сама виновата» сломала немало судеб. Но в случае с Гавриловой эта логика, увы, скорее верна.

Можно без труда найти слова и свидетельства коллег (артистов Ларисы Лужиной и Сергея Никоненко), согласно которым, «виноват» был вовсе не Герасимов, а молодой Константин Худяков (на момент романа с Гавриловой – студент ВГИКа).

Гаврилова влюбилась, бегала за ним отчаянно, наплевав на всякий здравый смысл. Худяков же ею играл, словно кошка с мышкой – два раза назначил дату свадьбы, а в ЗАГС не явился.

«Нечеловеческая жестокость со стороны Кости. Худяков стал успешным режиссером, мэтром, удачно женился, но на его совести — Татьяна Гаврилова, над которой он просто издевался»

Но, позвольте, а разве он был обязан жениться на бегающей за ним девушке? А она именно бегала, ни понимая ни прямых отказов, ни его холодного отношения, ни даже уже прямых издевательств. И кто ей виноват? Я думаю, что она сама себе «злой Буратино», как говорится.

Именно с поры неудачного романа с Худяковым, по мнению однокурсников, берет начало увлечение Гавриловой спиртным.

Сергей Никоненко вспоминал:

«Очень интересный человек – наш однокурсник Гера Полосков. Он решил вылечить  от алкоголизма Татьяну Гаврилову весьма оригинальным образом. Отвез Таню и ее близкую подругу актрису Людмилу Марченко, которая тоже страдала этим недугом, в деревню под Угличем. Деревня – удаленная от города.

Отвез в свой дом, и сказал: «Будете ходить по грибы, спать на свежем сене, пить парное молоко и забудете о водке». В деревне не было магазина. Но изобретательные женщины уговорили местного пастуха раздобыть алкоголь, и тот регулярно это делал.

Когда Гера приехал в деревню с продуктами, то увидел спящих на сене пьяных актрис в обнимку, и отвез их обратно в Москву».

Но невидимая рука помощи все еще вела ее.

Судьба все еще была на стороне Татьяны.

Множество интересных предложений по ролям, поддержка друзей (да, идея вылечить алкоголизм молоком глупа, но друзья пытались), внимание мужчин. Все было у нее хорошо. Но привычка циклиться на одной неудаче и страдать по мелочам – все портили.

Татьяна ощущала себя обделенной, словно по жизни играла драматическую роль несчастной женщины. Ну и алкоголь никуда не делся, также и продолжала попивать.

Но даже с таким анамнезом на ней женился завидный жених. Столичный авангардный художник белорусского происхождения Эдуард Курочкин был всего на год старше Тани, любил ее, холил и лелеял. Однако она, словно заведенная, продолжала страдать по Худякову.

Карьера тоже шла в гору.

Успех в рязановской картине «Дайте жалобную книгу», где Татьяна сыграла хамоватую официантку – это было идеальное попадание в коллективное бессознательное, ибо каждый гражданин СССР сталкивался с торговой обслугой и узнавал ее в героине Гавриловой.

В следующей ленте Рязанова — «Берегись автомобиля» — Гаврилова пересеклась с самими Мироновым и Папановым.

В общем все у нее было в жизни хорошо.

Но, как и многие зависимые люди, Гаврилова совершенно не умела ценить то, что было ей дано судьбой.

Нормальных подруг Татьяна стала избегать, зато сошлась с Изольдой Извицкой, вместе они напивались. Забегая вперед – Извицкая впоследствии тоже спилась, полностью загубив свою внешность и связи.

С 70-х годов слава и востребованность Татьяны стали угасать. Самой яркой работой этого периода стала роль в культовом фильме «Калина красная» Шукшина. Татьяна снялась в роли обитательницы воровской малины Люсьен. И снова везение!!…

В этой роли Шукшин изначально видел Гурченко, но оператор Анатолий Заболоцкий (помнивший Гаврилову по фильму «Последний хлеб») протолкнул ее кандидатуру.

«Я грешен — попросил Макарыча помочь подняться погибающей Татьяне Гавриловой. Он, несмотря на протесты актерского отдела, давшего актрисе отрицательную характеристику, утвердил Гаврилову. Татьяна снялась в первых сценах обещающе, а потом сорвалась, и многое Шукшину пришлось имитировать режиссерскими уловками» (с) А.Заболотский

И даже когда запои стали почти постоянными, даже после этого Гаврилову пытались вытянуть из бездны коллеги: предлагали ей работу, приносили еду, оплатили зашивку, давали ей эпизодически роли в интересных проектах.

Но алкоголизм так искажает мышление человека, что кругом видятся лишь обиды, враги, несправедливость, всё не так и все не такие.

Доживала свои дни она в одиночестве, в психиатрической больнице. У актрисы пропал голос, обоняние, в итоге отказали ноги. Навестившая Гаврилову в больнице Лариса Лужина была поражена видом подруги студенческих времен, сказав:

«Беззубая старуха, которая уже ничего не понимала и совсем не говорила».

Скончалась Татьяна Гаврилова в 61 год от сердечного приступа.

Оцените статью
Когда одного везения оказалось мало: советская дива, которая осталась ни с чем. Татьяна Гаврилова
«Подстилка»