Любовь Орлова заставила говорить о себе. Она была кумиром миллионов и первой советской киноактрисой, о которой заговорили за пределами Союза. Ее боготворили, открытки с Орловой за считанные минуты раскупались в газетных ларьках.
Сама Ладынина, обошедшая Любовь по популярности не без зависти посматривала в сторону кинодивы.
Вот только и у Орловой были свои страхи. Больше чем любовь зрителя она боялась потерять свою молодость. И даже пластические операции не могли ее спасти от этого самого большого страха всей ее жизни…
Актриса с дворянскими корнями
Любочка родилась в дореволюционной России. По сведениям самой Орловой это радостное событие произошло в 1902 году. Вот только если верить коллеге по цеху и подруге актрисы Фаине Раневской, Люба была на десяток лет старше.
Мол, когда после революции всех граждан обязали сменить документы личности, «Любочка не растерялась и сразу скостила себе десяток лет!» — уверяла Раневская. В те годы возраст и все данные в новые документы записывали исключительно со слов самих граждан.
Как бы то ни было, но Орлова родилась в благородном дворянском семействе. Девочка получила прекрасное домашнее воспитание. Как водится, девица выучилась игре на музыкальных инструментах и обладала прекрасным голосом. Родители даже не догадывались, что пройдет время и именно эти умения спасут Любу от голодной смерти, а после принесут славу.
Революция безжалостно разметала все надежды на счастливое обеспеченное будущее. В те годы Люба даже боялась обмолвиться о своих дворянских корнях.
Это позже она будет загадочно улыбаться на вопросы о предполагаемом родстве со светлейшим князем Орловым (на самом деле никакого родства со знаменитым фаворитом Екатерины у Любы не было). Но тогда Орлова зарабатывает себе на пропитание игрой на пианино, сопровождая сеансы немого кино.
Кино так увлекло ее, что девушка решила стать актрисой и даже поступила в театральный техникум, где блестяще окончила хореографическое отделение.
Политик и актриса
Получив диплом актрисы Орлова устроилась в музыкальную студию МХАТа. Главных ролей ей не давали, лишь эпизодические. Зато в кордебалете актриса блистала в полную силу. Тогда-то она и встретила свою первую, и быть может единственную, любовь.
Андрей Берзин был экономистом и влюбился в пылкую танцовщиц без остатка. Вскоре они поженились. Вот только в молодом государстве, раздираемом политической борьбой построить личное счастье оказалось не такой простой задачей.
Однажды среди ночи в дверь квартиры супругов постучали. Сотрудники в военной форме не церемонясь заставили Андрея наспех одеться и увезли. Больше Люба мужа не видела.
Позже она узнает, что Андрея обвинили в участии так называемой Трудовой партии крестьян, которая, якобы, готовила госпереворот. На самом деле никакой партии не было. Просто нашли «благовидный» предлог избавиться от всех нежелательных персон. Андрей оказался в их числе.
Берзина расстреляют без суда и следствия, а Люба навсегда поймет одно: нужно научиться быть счастливой здесь и сейчас, потому что завтра может и не наступить.
Актриса и режиссер
Люба пыталась найти новую любовь, но все мужчины меркли на фоне погибшего мужа. Тогда актриса решила с головой уйти в любимую работу и не прогадала.
Она уходит в Московский академический театр, где в конце концов добивается главной роли для себя. Тогда-то и произошло знаковое знакомство с Григорием Александровым.
О начинающем молодом режиссере актриса узнала от подруги. Та знала Александрова лично. По легенде, Люба уговорила подругу пригласить Григория на чай, но сама явилась к нему. После этого чаепития режиссер уже жизни не представлял без актрисы.
Вскоре на экраны выйдет совместная картина «Веселые ребята», после которой Александров окончательно бросит жену и сына.
Многие подозревали в действиях Орловой чистый расчет, мол, режиссер ей нужен был исключительно для достижения успеха и получения главных ролей в кино.
Впрочем, тандем Александров-Орлова на многие годы станет эталонным. Григорий нежно и трепетно относился к Любови, предвосхищая все ее просьбы и пожелания. Актриса, если и не любила мужа, то, во всяком случае, уважала его.
Режиссер создал для своей музы новый мир, не похожий на суровую реальность. Он трепетно оберегал Любу от всех передряг и заботился о том, чтобы она была счастлива и ни в чем не нуждалась.
После выхода «Веселых ребят» о восходящей звезде заговорили не только в Союзе, но и за его пределами. С тех пор сам Сталин благоволил паре Александров-Орлова.
На экраны выходит картина за картиной. Критики же не могут понять, чем актриса так цепляет зрителя. Ни особым талантом, ни утонченностью она не отличалась. Но была в ней особая искренность, которая завораживала, заставляла оборачиваться в след.
Конкурентки
В какой-то момент у Орловой появляется соперница по цеху – Марина Ладынина. Актриса выбилась на экраны благодаря мужу-режиссеру Ивану Пырьеву. Вскоре слава Ладыниной превосходит славу Орловой. Вот только никто и не догадывается, что даже в эти годы Ладынина завидует Любе.
Пырьев на съемочной площадке не отличался тактичностью. Ему ничего не стоило накричать на актеров и сотрудников. Марина не была исключением. В то время как Григорьев всегда был тактичен, вежлив. На съемочной площадке весь процесс строился вокруг Любы, ее желаний.
Костюмы Орловой были элегантны, подчеркивая талию и стройность ног. В то время как Ладынина была обречена играть колхозниц и передовиков производства. Потому как, по мнению Пырьева, именно такие картины готов был принимать и хвалить глава государства.
К тому же Пырьев был известным любителем женского пола, и наличие жены на съемочной площадке не останавливало его. В то время как Люба для Александрова была единственным и непререкаемым эталоном женской красоты.
Вечно молодая
Александрова не тревожило, что в погоне за красивым кадром и нарядами для супруги начинает хромать качество самих картин. Он готов был жертвовать многим ради счастья и спокойствия жены.
Люба стала одной из тех актрис, которые готовы были пожертвовать материнством ради карьеры. Она наотрез отказалась от традиционной женской доли. В ее распорядке дня не было времени на пеленки и ночные недосыпы.
Каждый день к актрисе приходил личный косметолог. В те годы это было неслыханной роскошью. В доме актрисы никогда не было шумных компаний, ночных посиделок. Люба много времени тратила на тренировки, часами занималась у станка. И все ради хорошей физической форме.
Но когда актриса поняла, что массажей, уходовых средств и тренировок уже недостаточно, а молодость вопреки ее желанию уходит, режиссер отвез Любу заграницу, где она сделала пластическую операцию.
В советской стране о самом существовании пластической хирургии мало кто знал, поэтому поклонники были уверены – молодость актрисы – исключительно ее заслуга.
Нестареющая душой
После выхода «Весны» в 1947 Орлова практически перестает сниматься в кино. В те годы все рекорды по просмотрам бьют картины с Мариной Ладыниной. Страну после войны нужно поднимать из руин.
Понятное дело, блистающая в вечерних нарядах и беззаботно отплясывающая на барабане Орлова, не может вдохновить на трудовой подвиг, в отличие от героинь Ладыниной. Да и возрастные изменения становятся все очевиднее, цветная пленка, в отличие от черно-белой, безжалостна к внешности.
В те годы Орлова с головой уходит в работу в театре Моссовета. Все ее роли в кино откровенно проходные. Да и в театре ее держали не столько за талант, сколько за заслуги прошлых лет, из уважения к символу целой эпохи. Зритель шел на актрису, и этого было достаточно для руководства театра, но не для актрисы.
Любовь хотела и дальше блистать в кино. Александров видел, жена тяготится пришедшим к ней забвением. Тогда он решил создать для нее сценарий и снять кино, чтобы актриса, как и в былые годы, блистала красотой и молодостью.
Вот только картина оказалась провальной. По сценарию Любовь играла тридцатилетнюю, хотя на тот момент актрисе был 71 год. А если верить Раневской, то 81. Петр Вельяминов, сыгравший мужа героини, был на 24 года младше Любы. И эта разница бросалась в глаза. Даже специальные светофильтры и освещение не помогали.
Картина так и не вышла в прокат. Озвучивали несколько версий. По одной Орлова, увидев результат работы, сама приняла решение и настояла на том, чтобы фильм убрали из проката. Она себе не понравилась.
По другой – картину запретило руководство студии. Мол, результат был так плох, что руководство решило закрыть картину, дабы не разрушать авторитета Александровой и Орловой в глазах зрителя.
Кто-то предположил, что по простоте душевной режиссер выдал важные государственные тайны о работе разведки («Скворец и Лира» — история про разведчиков). Как бы то ни было, но, несмотря на анонсирование картины, в прокат она так и не вышла.
Актриса же приняла для себя тот факт, что уже не может выглядеть как в молодости. Она решила уйти из профессии, поселившись на даче во Внуково. Но и на отдыхе она не прекращала тренироваться у станка и следить за своей внешностью.
Незадолго до ухода актрисы ей поставили неутешительный диагноз – рак. Только Любовь об этом не узнала. Александров понимал, Люба не согласится на сложное лечение, которое негативно скажется на внешности. Поэтому он принял решение сохранить диагноз в тайне от жены, чтобы не омрачать последние месяцы ее жизни.
Актрисы не стало накануне ее 73-летия.
Кстати, безутешный вдовец недолго был одинок. Он женился на вдове собственного сына от первого брака, с которой прожил почти восемь лет.