«Твоя жена думает только о себе! От чего она не даст тебе развод, неужели не понимает, как тяжело мне оставаться в неопределенной роли!» — возмущалась Танечка. Композитор гладил ее по голове и утешал, что обязательно поговорит с Верой Ивановной еще раз, и она обязательно все поймет.
Вера Ивановна не желала понять. Она так много натерпелась, столько боли испытала, что только формальное звание жены композитора Александра Николаевича Скрябина давало ей какую-то опору. К тому же были дети, почему они должны страдать еще сильнее.
Ну и что, что там, эта Танечка тоже родила сына, чем он важнее ее, Вериных детей. Танечка тоже не понимала, как тяжело быть брошенной женой.
Когда Александр Николаевич познакомился с молоденькой, не очень симпатичной и несколько странной Татьяной Шлёцер, никто не мог предположить романа. Замкнутая на публике девица стала брать уроки у Скрябина, и вот там то она открылась во всей красе.
Она говорила Александру, что он гений, никто не понимает его так, как она. Все, что бы он не создал – великолепно, он человек будущего, рожденный под гениальной звездой.
Что могла противопоставить такому обожанию и напору жена, всегда внимательно вычитывающая партитуры, вносящая правки, трепетно волнующаяся, как примут новое произведение. А еще этот быт, дети, постоянная нехватка денег….
Вера ничего не понимает, ее интересы лежат в столь банальной плоскости, как она не видит, что ему светит совсем иная звезда! «Вы – Бог!» — говорила ему юная ученица, и Александр соглашался.
Вера Ивановна Скрябина и сама была неплохой пианисткой. Ее игру отмечали, концерты ее имели успех. Только вот с рождением детей обо всем этом пришлось забыть. Свою жизнь она посвятила семье, мужу, детям.
Скрябин как будто не понимает, что слухи о его романе уже давно дошли до жены. Он упрекает ее, постоянно чем-то расстроен, а Вера Ивановна постоянно в отчаянии от ожидания развязки.
Ей известно, что муж доверительно рассказывает друзьям о некоем «очень важном событии, на которое хочет решиться», она понимает, что он стал настаивать на уроках игры ей, чтобы потом она сама могла давать уроки и прокормить их семерых детей.
Целый год они проводят в Швейцарии вместе с Татьяной Шлёцер и Маргаритой Морозовой. Морозова всегда поддерживала Скрябина, обеспечивала ему пенсию, чтобы тот мог отказаться от уроков и посвятить себя творчеству, подружилась с Верой Ивановной.
А вот общество Татьяны всем неприятно, а та открыто закатывает истерики, упрекая Александра в невнимании. Вере Ивановне она откровенно грубит, выставляя хозяйку дома глуповатой, недалекой и невнимательной к мужу.
«Её присутствие страшно нервировало Веру, она едва сдерживалась и часто убегала наверх со слезами на глазах. Особенно меня поразило то, как Татьяна Фёдоровна подчёркивала каждое слово, сказанное Верой, и восклицала: «Не правда ли, какие глупости, Александр Николаевич. Вы слышите?!»… Она буквально высмеивала всё, что бы ни говорила Вера.
Такое обращение было… постоянным и систематическим. Мне было невыносимо тяжело видеть всю дрожащую, бледную Веру, которая едва сидела за столом», — вспоминала Маргарита Морозова.
И все же для Веры Ивановны окончательный уход Скрябина стал трагедией. Неизвестно, смогла ли бы она пережить это без подруги Маргариты. И речь не только о моральной поддержке, фактически Морозова берет на содержание и Веру и ее детей, да еще и продолжает платить пенсию Скрябину.
Уехав в Европу вместе с Татьяной, Александр Николаевич Скрябин оказался в сложной ситуации. Его творческие силы были на подъёме, он пишет лучшие свои произведения, но денег это не приносит.
К тому же его неофициальную жену нигде не принимают, а Вера Ивановна отказывается согласиться на развод. Отец угрожает лишить ее всей финансовой помощи, если та даст слабину.
«Если бы не моё фальшивое семейное положение, благодаря Вере Ивановне, то я бы давно уже выбрался на дорогу и мог бы заниматься распространением своих идей. А теперь силы уходят неизвестно на что», — пишет он своей благодетельнице Маргарите Кирилловне Морозовой. Но та не может встать на сторону человека, бросившего семью.
До последнего Вера Ивановна надеялась, что муж вернется. Когда она узнала о рождении сына от Татьяны, то была на грани между жизнью и безумием.
А Скрябин продолжал унижать ее, требуя «хотя бы не называться его женой» и жалуясь, что их с Татьяной не селят в один отель. Однажды поведение Александра Николаевича и Татьяны было оскорбительно и для Маргариты Морозовой.
Она приехала на премьеру новой симфонии и ни один из них не подошел к давней подруге и благодетельнице, а когда она села рядом с Верой Ивановной, Татьяна написала Морозовой просто оскорбительное письмо. И даже после этого Морозова, высоко ценившая талант Скрябина как музыканта, продолжала его содержать, и даже пыталась наладить отношения.
В 1910 году Скрябин, Татьяна и их дети приехали в Москву. Здесь Скрябин очень ревновал к успеху Веры Ивановны, которая давала концерты и преподавала, но даже не приехал на похороны их сына Левы. Он показательно отказывался встречаться с той, что не давала развод.
Дети Скрябина и Шлёцер носят фамилию матери и это очень оскорбляет Татьяну. А в 1915 году Александра Николаевича не стало. Он умер от заражения крови в результате пустячного медицинского вмешательства.
Уже после смерти его прошения на имя императора о том, чтобы детям позволили носить фамилию отца, было удовлетворено.
Вера Ивановна пережила Скрябина на пять лет, а Татьяна Федоровна на семь.