У мальчика были кривые ножки и щуплое тельце. И еще ему было 9 лет. Неудивительно, что прекрасная и гордая наследница Бургундии не хотела видеть его своим мужем. «Меня могут принудить, — писала она императору Священной Римской империи, — если вы оставите меня в беде».
В марте 1477 года бриллиантовую невесту, самую богатую девушку Европы, жаждали заполучить буквально все.
В Бургундии не верили в вечную любовь: герцог легко менял свои пристрастия. Считалось, что самые красивые женщины мира собрались при Дворе Филиппа Бургундского. А вот его сын удивил всех – он влюбился в собственную жену и хранил ей верность.
Карл и Изабель поженились в октябре 1454-го. Они были кузенами, поэтому пришлось просить разрешение на брак у папы Римского. Впрочем, никто не сомневался, что им разрешат пожениться: слишком богаты!
Казалось, что они могут купить абсолютно все… Кроме здоровья. 13-го февраля 1457 года Изабель произвела на свет дочь, и с той поры почти постоянно хворала. Прекрасная молодая женщина хотела как можно скорее стать такой же стройной, какой она была до родов, поэтому почти ничего не ела.
А потом лекари упустили, что болезнь пустила в ней корни… Малышке Марии было восемь лет, когда ее мать скончалась. В том же году умер и Филипп Бургундский.
Теперь герцогом стал Карл, а Мария – его единственной наследницей. И новоявленный правитель Бургундии закатил столь пышную церемонию собственной коронации, что все только диву давались!
Франция была бедна после Столетней войны, Англию раздирали конфликты Алой и Белой Розы, император Священной Римской империи закладывал драгоценности, чтобы содержать армию. А в Бургундии роскошно пировали…
— Я хочу, чтобы мое герцогство стало королевством. – заявлял Карл и у него лихорадочно горели глаза.
Он и был королем – по сути. Но он мечтал гордо носить золотую корону и даже заказал ее, на всякий случай.
Амбициозные планы Карла мог бы исполнить император Священной Римской империи. А тот, как мы помним, был беден. Зато у Фридриха имелся сын, а у герцога – дочь. Проект родился моментально! Надо было только поженить бургундскую наследницу Марию и имперского сына Максимилиана… Встречу, где планировали обсудить детали брака, назначили провести в Трире.
Карл приехал в сопровождении четырехсот карет. В них везли гобелены, золотую и серебряную посуду, светильники, кровати, расшитые покрывала и подушки. Герцог прихватил с собой книги, картины, обитые бархатом стулья, целую компанию лучших фламандских музыкантов и певцов, а еще фокусников, виртуозов, полторы сотни придворных дам…
У герцога был особенный меч, на ножнах которого бриллиантами был выложен полный текст молитвы «Отче наш». От сокровищ, которые окружали его, слепило глаза. Он показался в плаще, целиком расшитом золотом и драгоценными камнями.
Рядом с ним император и его сын выглядели бледно. Но… достойно! Карл Смелый (а точнее было бы сказать Дерзкий) больше походил на выскочку. И претензии у него были ого-го какие! Он потребовал для себя королевского титула, а потом – со временем – был не прочь получить императорский. Не просто же так он отдает самую богатую наследницу замуж!
Он перегнул палку. Император Фридрих был унижен поведением возможного родственника и, не прощаясь, ночью уехал из города. Вместе с сыном. Он даже распорядился, чтобы счета герцога были оплачены из его пустой казны. Карл рвал и метал!
Корона пылилась, дочь не превратилась в потенциальную императрицу. Впрочем, сама Мария об этом не очень-то мечтала. Она воспитывалась в атмосфере любви и нежности, романтики и грез. Играла на музыкальных инструментах, запоем читала книги, участвовала в соколиной охоте. Она видела себя героиней прекрасного романа!
Карл был слишком дерзким. Он предпринял череду завоеваний, которые не увенчались успехом. Наконец, ситуация сложилась так, что все вокруг были против него. Поэтому ему пришлось снова обращаться к императору и говорить о браке их детей.
Только уже без всех этих дополнительных условий! Тогда Карл получил бы поддержку, а Мария принесла бы нищим Габсбургам свое огромное состояние.
Император согласился. Жених и невеста заочно обменялись кольцами. А потом… возле Нанси герцог Бургундский погиб в битве. Его нашли, когда волки изрядно потрудились над тем, что осталось. Мария превратилась в круглую сироту. И вокруг нее стало плотно сжиматься кольцо.
Король Франции и сам хотел бы женить своего сына на Марии (хотя девушке было девятнадцать, а мальчику на десять меньше). Была дана команда начать наступление на Бургундию, чтобы взять ее под полный контроль.
Одновременно, в Генте, где жила молодая герцогиня, советники ее покойного отца принялись командовать во дворце – заменили прислугу Марии, запрещали ей свободно перемещаться по владениями и держали ее, фактически, как узницу. Все хотели приложить руку к ее деньгам. Девушка была в беде!
Вот тогда-то она и написала жениху: «Пожалуйста, сделайте что-нибудь!». Она знала, с кем ее планирует повенчать король Франции – со своим слабым наследником, у которого были кривые ножки и крайне неприятное лицо… Письмо удалось передать надежному человеку, который и добрался до Вены.
Они помчались наперегонки: французский посланник и императорский. Чуть проворнее оказались люди Фридриха III. В спешке и в тайне готовили свадьбу по доверенности: Мария приносила брачные обеты не своему жениху, а герцогу Людвигу Баварскому, который его представлял (так было быстрее!).
Затем ее при свидетелях уложили вместе с герцогом, чтобы подтвердить – брак свершился! Правда, между Марией и Людвигом находился меч.
— Это ничего не значит. – заявил король Франции, когда ему рассказали о браке. – Мария Бургундская – мой вассал, потому что часть ее земель находится на моей территории. Я не давал согласия на этот брак. Он не имеет силы!
В Вене, тем временем, готовили отъезд жениха. Денег у императора не было даже на поездку! Пришлось занимать, где можно. Наконец, Максимилиан смог собраться в дорогу и добрался до Марии. Она встречала его на ступенях дворца бледная, как полотно. Еще немного и она попалась бы в руки французов!
Он не говорил на ее языке, она совершенно не понимала его… Объяснялись через переводчика или жестами! Но оба не могли оторвать друг от друга глаз. Какая-то искра моментально вспыхнула и не могла погаснуть.
И вот на следующий день они повторили свои клятвы в церкви уже лично, обращаясь друг к другу. Мария переходила под защиту императора, и с этим французский король уже ничего не смог поделать. Девушка избежала беды, а «паук», как называли Людовика XI в Европе, до конца своих дней не мог простить себе этой ошибки.
Кстати, Мария Бургундская и Максимилиан Габсбург оказались счастливейшей супружеской парой в истории.