«Легкая женщина, часто посещавшая светские круги» — эту фразу вполне можно было отнести к одной из самых известных дам полусвета Парижа Лиане де Пужи.
Лиана де Пужи, настоящее имя которой Анна-Мари Шассань, родилась 2 июля 1869 года в Ла-Флеш, Франция. Анна-Мари выросла в неблагополучной семье, хотя её отец, истинный бретонец, был офицером, но чрезвычайно бедным. А вот её мать была по происхождению испанкой, и её отец тоже был офицером.
Анна-Мари выросла в маленькой тесной квартирке, которую покинула в возрасте 9 лет, чтобы присоединиться к монахиням, в монастыре Сент-Анн-д’Оре, где получила образование.
В юности её жизнь была отмечена не только бедностью, но и насилием: в 1886 году возрасте 17 лет она вышла замуж за прапорщика Жозефа Арманди, жестокого мужчину.
Спустя 50 лет в своих воспоминаниях «Мои синие тетрадки» она описала горькие воспоминания об этом союзе и брачной ночи, к которой она не была готова: «Годовщина того дня, когда я вышла замуж. Я помню, как он душил меня и лишил невинности.
В то время это не было шокирующим, насилие в браке было юридическим актом, женщина принадлежала, как предмет мебели, своему мужу».
Спустя месяц брака Анна-Мари забеременела. Как же она надеялась, что родит девочку! Боже упаси, если это будет мальчик и будет походить на отца. К её сожалению, а в дальнейшем и счастью, у неё родился мальчик, но он совершенно не был похож на Жозефа. У Анны-Мари не сразу возникли материнские чувства к ребенку.
Да и насилие в семье ничуть не скрепило узы брака. Напротив. Когда Жозеф уезжал в командировки, то Анна-Мари искала утешение в объятиях других мужчин. Однажды муж вернулся из командировки раньше положенного, и застал в постели жены другого мужчину.
Разъяренный муж в состоянии аффекта взял в руки оружие и не думая выстрелил в неверную жену. Она выжила, несмотря на ранение в поясницу. Она сбежала с ребенком в Париж. Благодаря новым французским законам она смогла подать на развод, к большому сожалению её родителей, которые надеялись любой ценой выгодно пристроить дочь.
Анна-Мари оставила ребёнка бабушке и дедушке мальчика по отцу, а сама начала искать возможность заработать. Выходить снова замуж у неё не было ни малейшего желания! Она давно лелеяла мечту о славе и роскоши.
Для своей эпохи Анна-Мари была настоящей красавицей. У неё были выразительные глаза, которые привлекали внимание своим глубоким взглядом. Нежные черты лица подчеркивали её женственность, а изящная прическа с легкими завитками добавляла ей элегантности.
Взлёт в Париже
Париж конца XIX века был городом, где искусство и аморальность часто переплетались. Анна-Мари взяла себе сценическое имя Лиана де Пужи и начала свою карьеру как танцовщица.
Безусловно, что сперва она и не думала пускаться в вихрь любовных авантюр. Но ей были нужны деньги. А легкие деньги красивая женщина тех времен могла получить только одним способом.
Её красота и обаяние быстро привлекли внимание богатых и влиятельных мужчин. Однажды, прежде чем выйти на сцену, она отправила послание принцу Уэльскому, проезжавшему через столицу:
«Монсеньор, я буду благодарна, если вы соизволите мне аплодировать», — написала она ему. Насладившись зрелищем, принц пришел в её гримерку, предлагая ей тысячу подарков в обмен на несколько услуг. Карьера Анны-Мари началась.
Лиана стала куртизанкой, и стала одной из самых известных и востребованных женщин в Париже. Для Парижа XIX века даже выбиться в приличные куртизанки требовалось большого ума. Конкуренция была огромна!
Около 80 тысяч женщин с радостью продавали свое время за гроши. А блистательных и роскошных дам полусвета можно было сосчитать по пальцам одной руки.
Лиана любила дорогие украшения и наряды. Она не собиралась задирать свою юбку ради случайно заблудившегося офицера или торгаша. Возможно, именно поэтому она взяла имя Лианы — красивое растение, тонкое и цепкое, готовое схватить добычу своими острыми шипами.
На её шее сияло ожерелье из крупных жемчужин, придающее её облику благородство и утонченность. Наряд Лианы, украшенный богатыми вышивками, лишь усиливал её царственное обаяние и грацию. Она любила кружево и спала под прозрачными занавесками, словно настоящая королева.
Отношения и скандалы
Её поклонником был известный египтолог Джордж, лорд Карнарвон, который вместе с Картером открыл гробницу Тутанхамона. Говорят, что Джордж умер в Каире после пневмонии, однако в мире закрепился слух, что он умер из-за проклятия фараонов.
Помимо него в список её покровителей вошли махараджа Капуртхалы и даже маркиз де Мак-Магон, племянник знаменитого маршала. Смеясь, она сказала: «Я проглотила состояние Мак-Магона, как проглатывают яйцо»
Куртизанки того времени играли важную роль в парижском обществе. Они были не просто фаворитками богатых мужчин, но и музам, вдохновлявшими художников, писателей и музыкантов. Лиана быстро завоевала репутацию умной и остроумной женщины, что помогло ей стать одной из самых знаменитых куртизанок Парижа.
Однако известная актриса Сара Бернар посоветовала Лиане открывать рот только для улыбок. Она считала у неё нет таланта к актерскому мастерству и драматургии и лучшее, что у неё получается, так это лежать.
Жизнь Лианы была полна ярких романов и скандалов. Одним из её самых известных возлюбленных был барон Морис Ротшильд, который, кстати, был женат на своей кузине. Он предлагал ей роскошь и приличное содержание.
Кроме того, она имела отношения с известной американской танцовщицей Натали Барни, которая вдохновила Лиану на литературное творчество. Известно, что Лиана поддерживала нежные отношения с другом дамой полусвета — Вальтесс де ля Бинь, о которой я писала ранее. Ссылка будет ниже.
Под влиянием Натали Барни Лиана начала писать. В своих книгах Лиана не стеснялась описывать свою жизнь и отношения, что вызвало как восхищение, так и осуждение в обществе.
«Пороки и слабости падали к её ногам, а маски срывались под её руками. Она — нечто пугающее, неслыханное, очаровательное и жестокое, она — неумолимая женщина, безжалостная, настоящая Изида…
Она одна из тех провинциалок, которые живут в Париже, в то время как многие другие умирают там! У неё было все, что нужно для успеха. Она была молода, красива, и даже была замужем…» — из книги La Grande vie: illustrée par la photographie d’après nature, 1900 год.
В 1910 году в возрасте 40 лет Лиана вышла замуж за румынского князя Георгия Гика, став княгиней. Георгий был моложе Лианы на 15 лет, к тому же был беден и ничего кроме титула не мог предоставить своей опытной жене, привыкшей к роскоши.
Семейная жизнь не принесла ей счастья. Спустя 16 лет брака князь сбежал вместе с бывшей возлюбленной его жены. А посколько состояние Лианы превосходило его собственное, то князь потребовал раздел имущества, нажитое Лианой непосильным трудом. Она вернулась в Париж и жила с двумя женщинами в странном союзе.
После смерти сына в 1923 году Лиана пережила глубокий духовный кризис. Её единственный ребенок был летчиком и разбился на самолете в возрасте 27 лет. И в этот момент вся жизнь Лианы перевернулась.
Она не хотела возвращаться к прежней жизни, к роскоши и удовольствиям. Лиана, несмотря на свою «профессию» славилась меланхоличным характером. У неё часто бывала депрессия, а однажды она и вовсе пыталась покончить с собой, узнав, что её знаменитый доктор был ей неверен. Какая ирония судьбы!
В конце концов, она нашла утешение в религии и присоединилась к ордену Доминиканок в Лозанне, Швейцария, где служила до конца своих дней. Лиана умерла 26 декабря 1950 года в 81 год.
История Лианы де Пужи – это история невероятного восхождения из бедности, с самых низов, к вершинам славы и богатства. Её жизнь полна контрастов и парадоксов: от блеска и роскоши парижской богемы до скромности монастырской кельи.
Она считала, что нет ничего зазорного в её роде деятельности, сказав «каждый что-то продает, я продаю себя». Лиана стала символом эпохи, оставив яркий след в истории Парижа и мировой культуры благодаря своим мемуарам и невероятному взлёту.